Теория и методика обучения истории Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Организация экскурсионной работы со школьниками по истории

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

Глава 1. Экскурсия как метод
организации учебной работы в школе. 4

1.1. Сущность экскурсии как формы
воспитания. 4

1.2. Классификация экскурсий. 6

1.3. Организация учебных и
тематических экскурсий. 10

Глава 2. Организация экскурсий со
школьниками по истории. 15

2.1. Особенности методической
подготовки учителя истории к проведению экскурсии. 15

2.2 Изучение применения учителями
образовательных экскурсий на уроках истории. 20

Заключение. 24

Список использованной литературы.. 27

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Одной из насущных проблем образовательного
пространства является разнообразие учебного процесса, активизации
познавательной деятельности учащихся, расширение сферы их интересов. Это
требует внедрения новых форм, методов и технологий обучения. Одной из таких
эффективных технологий является экскурсионный метод.

Экскурсионный метод
представляет собой совокупность методических приемов, которые применяют на
экскурсиях. В широком смысле — это комплексный метод, он имеет ряд
особенностей: выбор в наблюдаемых объектах самого важного и существенного и увязывание
вновь изучаемого материала с ранее полученным экскурсантами опытом и знаниями и
др.

Экскурсионный метод
направлен на изучение главного в теме. Он допускает, чтобы отдельные стороны
выделялись и изучались более углубленно, целое расчленялось на отдельные части,
но при условии сохранения тесной связи между ними. Основанием для того, чтобы
назвать экскурсионный метод комплексным, является то, что в нем органически
сочетаются методы обучения и методы воспитания.

Степень изученности темы исследования. В большинстве работ по
экскурсионному делу особенности экскурсионного метода рассматриваются
применительно к учебно-воспитательной работе с учащимися. На самом же деле этот
метод лежит в основе всей экскурсионной работы независимо от того, какой круг
участников ею охвачен — дети или взрослые.

Среди исследователей,
которые занимались изучением особенностей использования экскурсионного метода
обучения в школе можно назвать Е.В. Дашкову, Е.Б. Ивушкину, О.В. Елисееву, А.А.
Никонова, Н.А. Пугачева и мн. др.

Объектом исследования выступает метод экскурсии как средство организации учебного
процесса в школе.

Предметом исследования являются особенности организации экскурсии для школьников по
истории.

Целью исследования выступает теоретическое изучение основ проведения экскурсии
по истории для школьников.

Поставленная цель
предполагает необходимость решить следующие задачи исследования:

1. Изучить сущность
экскурсии как формы воспитания в школе.

2. Рассмотреть классификацию
экскурсий.

3. Исследовать
особенности организации учебных и тематических экскурсий.

4. Охарактеризовать
особенности методической подготовки учителя истории к проведению экскурсии.

5. Изучить практический
опыт применения учителями образовательных экскурсий на уроках истории.

Методы исследования: теоретический анализ, психологической и педагогической
литературы, анализ и обобщение материалов по практическому опыту учителей
истории, классификация и обобщение изученного материала.

Практическая значимость. Результаты данного исследования можно использовать в
практической деятельности преподавателей истории, а также для обучения
студентов, изучающих педагогику.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Учебная экскурсия — это
форма организации учебно-воспитательной работы, которая позволяет организовать
наблюдение и изучение различных явлений, предметов, процессов в природных
условиях, музеях, на выставках и т.д.

Экскурсия обогащает
учащихся знаниями о материальном производстве, о людях труда, современных
технологиях и техниках производства. Экскурсии различают: а) по содержанию —
производственные, биологические, исторические, краеведческие,
искусствоведческие и другие; б) по количеству времени — кратковременные и
длительные; в) по месту в учебно-воспитательном процессе — вступительные (в
начале изучения темы или раздела программного материала), промежуточные (в
процессе изучения темы или раздела программного материала), итоговые (в конце
изучения темы, раздела). Экскурсии бывают тематические и комплексные.
Тематические экскурсии проводятся в связи с изучением одной или нескольких
взаимосвязанных тем одного учебного предмета. Комплексные экскурсии проводятся
на основе взаимосвязанных тем нескольких учебных предметов.

Независимо от типа и
структуры учебных экскурсий, их целью является наблюдение за реальными процессами
производства и производственных отношений, использования теоретических знаний
на практике. Вместе с тем цели экскурсии часто обусловлены ее типом. Например,
целью вступительной экскурсии будет усвоения опорных понятий, формирование
образных представлений о практическом опыте, ознакомление с фактами, суть
которых будет раскрыта, расширенная и углубленная на следующих уроках.

Проведение экскурсии
требует серьезной подготовки к ней как учителей, так и обучающихся. Процесс
подготовки к экскурсии охватывает организационные, дидактические,
психологические и воспитательные аспекты. Учителю необходимо внимательно
изучить объект экскурсии вычленить проблемные вопросы, дать задание ученикам,
указать основные и дополнительные источники информации, наметить маршрут
экскурсии указать примерный перечень оборудования, необходимого для экскурсии,
дату и место ее проведения, напомнить правила безопасности, которые нужно
соблюдать во время экскурсии, распределить обучающихся класса (классов) на
подгруппы и дать им конкретные поручения (вести записи, фотографировать,
измерять). Подготовка обучающихся к экскурсии предполагает: овладение знаниями
по соответствующему учебному предмету, уяснения задачи по приобретению новых
знаний и углубление ранее приобретенных.

Неотъемлемой составляющей
организации учебной экскурсии является инструктаж по ознакомлению обучающихся с
объектом наблюдения, разработка технологических карт наблюдения, подготовка
необходимых материалов для экскурсии, техники безопасности.

Обучение в процессе
экскурсии строится, в основном, на восприятии объектов, наблюдаемых; объяснении
их теоретической и практической значимости. Большую роль здесь играют
конкретное и образное мышление, воображение обучающихся. Во время экскурсии наиболее
полно реализуются дидактические принципы единства конкретного и абстрактного
связи теории с практикой, обучения с жизнью, сознания и активности. Экскурсия
имеет большие возможности для реализации межпредметных связей (биология,
физика, химия, география, литература, история), что способствует формированию
системных знаний обучающихся, умений и навыков их умственной и практической
деятельности.

Обязательным компонентом
учебной экскурсии является проверка достижений ее целей и результатов.
Оформление результатов экскурсии может быть индивидуальным и групповым. С целью
актуализации знаний и жизненного опыта обучающихся, создание эмоционального
фона дальнейших уроков целесообразно использовать собранный ими на экскурсии
материал.

В процессе наблюдения и
анализа учебной экскурсии необходимо сосредоточить внимание на таких
параметрах:

— педагогическая
целесообразность темы экскурсии;

— рациональная постановка
целей и задач экскурсии;

— тип экскурсии
(литературная, краеведческая, производственная) и учета ее специфики при
организации и проведении;

— теоретическая и
практическая подготовка обучающихся к экскурсии;

— ознакомления с
экскурсионным объектом и составление плана экскурсии (иногда это маршрут,
пункты наблюдения; формулировки вопросов для обучающихся, на которые они должны
получить ответы во время экскурсии);

— инструктаж учителя по
проведению экскурсии (психологическая, содержательная и нравственная
подготовка), уточнение и распределение задач среди обучающихся;

— процесс проведения
экскурсии (организация наблюдения, консультация в ходе экскурсии, задачи и их
выполнение обучающимися — рисунки, фото, киносъемки, записи на магнитную
пленку)

— поведение обучающихся на
объекте, их заинтересованность тем, что наблюдают;

— оформление материалов
экскурсии (альбом, викторина, рукописные фильмы, графики, диаграммы, доклады,
любительские кинофильмы)

— результативность
учебной экскурсии (пополнение научными и специальными знаниями, умениями и
навыками обучающихся, расширение мировоззрения, эрудиции, поля активного
обучения и столкновения с реальными вещами, людьми, процессами, явлениями;
дисциплина, чувство удовлетворения от увиденного, услышанного во время
экскурсии, качество оформления материалов экскурсии, целесообразность и
возможность их использования в учебно-воспитательном процессе).

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Экскурсия как метод организации учебной работы в
школе

1.1. Сущность экскурсии как формы воспитания

Экскурсионный метод использовался в образовательной
деятельности с конца XIX века. В наше время он также востребован современными
педагогами. Однако содержание работы по созданию экскурсий для детей отличается
использованием современных форм экскурсий.

Слово «экскурсия» происходит от латинского
«экскурсио». Под экскурсиями понимают коллективные осмотры музеев либо
внемузейных объектов, проводимые по намеченным темам и специальным маршрутам,
возглавляемые специалистами ‑ экскурсоводами с образовательной и воспитательной
целью.

Одна из задач экскурсии ‑
выработать у экскурсантов отношение к теме экскурсии, деятельности исторических
лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку.

«Экскурсия ‑ особая форма
учебной и внеучебной работы, в которой осуществляется совместная деятельность
учителя-экскурсовода и руководимых им школьников-экскурсантов в процессе
изучения явлений действительности, наблюдаемых в естественных условиях (завод,
колхоз, памятники истории и культуры, памятные места, природа и др.) или в
специально созданных хранилищах коллекций (музей, выставка)» [1].

Экскурсия ‑ это специфическое
учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной
образовательной или воспитательной целью на предприятие, в музей, на выставку,
в поле, на ферму и т.п. Как и урок, она предполагает особую организацию
взаимодействия педагога и учащихся. На экскурсии наряду с наблюдениями учащихся
используются рассказ, беседа, демонстрация и другие методы
[8].

Методика проведения экскурсий для детей имеет целый ряд
особенностей, обусловленных, прежде всего, возрастом и степенью развития
ребёнка и предъявляющих повышенные требования к педагогу, работающему ними. Ему
необходимо хорошо знать учебные программы школьных дисциплин, опираться на
знания детской психологии. Это дает ему возможность понимать детскую аудиторию,
быть внимательным к их реакции, уметь быстро и легко устанавливать контакт с
аудиторией, поддерживать внимание школьников на протяжении всей экскурсии,
грамотно преодолевать кризисы внимания.

Экскурсии для детей младшего школьного возраста должны
продолжаться не более 45 минут (1 академический час), для среднего школьного
возраста ‑ 2 академических часа, для старших школьников ‑ 3 академических часа.
В экскурсиях следует предусматривать время (паузы) для самостоятельного осмотра
объектов, а также через каждые 30-45 минут устраивать санитарные остановки [9].

При разработке экскурсий для школьников следует
руководствоваться тем, что у них более развита образная память. Дети лучше
запоминают информацию посредством ярких образов, событий и фактов. Поэтому
особое внимание должно уделяться отбору экскурсионных объектов и комплектованию
«Портфеля экскурсовода». При отборе экскурсионных объектов рекомендуется
использовать следующие критерии:

• познавательная ценность ‑ связь экскурсионного объекта с
конкретными историческими и культурными объектами, с жизнью и деятельностью
известных людей;

• известность экскурсионного объекта ‑ его популярность среди
населения, например, Московский Кремль;

• необычность экскурсионного объекта ‑ это уникальность
памятника культуры, истории или природы [6].

Аттрактивность экскурсионного объекта ‑ это внешняя
привлекательность и выразительность объекта показа.

Сохранность экскурсионного объекта ‑ необходимо оценить
сохранность объекта показа, для осуществления безопасности юных экскурсантов.

Проведение экскурсий для детей основано на дидактических
принципах и правилах педагогики. При проведении экскурсии следует исходить из
основных принципов: от простого к сложному; от неизвестного ‑ к известному; от
частного ‑ к общему; от общего к частному [19].

Информационный материал должен быть доступен юным
экскурсантам, слишком трудный экскурсионный материал ведет к перенапряжению,
усталости и безразличию школьников. Поэтому в работе с ними необходимо
использовать разнообразные формы экскурсий.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы