Нарушение письменной речи Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Организационно-методические аспекты изучения составления описательного рассказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР. 5
1.1.
Психофизиологические особенности дошкольников с ОНР. 5
1.2.
Характеристика речи детей с ОНР. 12
Выводы по 1
главе. 22
ГЛАВА 2.
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ И РАБОТА НАД СОСТАВЛЕНИЕМ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА.. 23
2.1.
Характеристика особенностей развития навыков составления описательного
рассказа у детей дошкольного с общим
недоразвитием речи. 23
2.2. Работа
над описательным рассказом в системе коррекции ОНР. 27
Выводы по 2 главе. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 37
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 38

  

Введение:

 

Изучением связной речи занимались многие авторы, в том числе, А. М.
Бородич, Е. И. Тихеева, К. Д. Ушинский, Е. А. Флерко и другие. Связная речь
представляет собой сложную форму речевой деятельности и характеризуется
последовательностью, системностью и развернутостью.

С каждым годом увеличивается количество детей с различными нарушениями
речи (6). Из них наиболее часто встречающимся является общее недоразвитие речи
(далее ОНР), при котором наблюдаются отклонения в развитии всех компонентов
речевой системы, в том числе связной речи.

Целенаправленное формирование связной речи имеет большое значение в
логопедической работе с такими детьми, так как многие учебные действия требуют
достаточного уровня сформированности диалогической и монологической речи, что,
в свою очередь, обеспечивает успешность обучения в школе.

Навык описательного рассказа является одним из компонентов составления
связного высказывая и текста, обучающиеся учатся выделять и сопоставлять
существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное
последовательное сообщение, употреблять в речи точные и образные слова. Но, по
исследованиям многих авторов, навыки составления именно описательного текста у
детей с ОНР оказываются несформированными в большей степени, так как данный вид
является более трудным, чем рассказывание.

В целом, проблема преодоления ОНР у дошкольников является одной из актуальных
в современной логопедии, педагогической психологии и психологии развития (21).  Многие исследования в методике развития речи
дошкольников посвящены связной монологической речи, а именно развитию навыков
повествовательного и творческого рассказа, в последнее время активно изучаются
вопросы описания. В большинстве случаев предлагаемые методы работы направлены
на совершенствование речевых возможностей, а не на преодоление самого нарушения
(1). Стоит отметить, что в педагогике до сих пор не сложилось единого мнения о
том, с какого возраста необходимо начинать обучение описанию (20). Несмотря на
многочисленные работы в данной области, исходя из вышесказанного, можно
считать, что проблема формирования навыков составления описательного рассказа у
дошкольников с общим недоразвитием речи остается актуальной. Необходимо
совершенствование традиционных приемов и методов, поиск наиболее эффективных путей
развития навыков составления описательных рассказов у дошкольников с ОНР.

Объект исследования – навыки составления описательного рассказа у детей
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования – содержание работы по формированию навыков
составления описательного рассказа у детей дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи.

Цель – теоретически обосновать содержание работы по формированию навыков
составления описательного рассказа в структуре преодоления общего недоразвития
речи у детей дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:

1. Проанализировать особенности дошкольников
с ОНР.

2. Изучить способы формирования навыков
составления описательного рассказа у детей дошкольного возраста с ОНР.

Методологической основой исследования послужили научные представления о
развитии речи (Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя, С. Л. Рубинштейн, Л. В. Щерба);
положения о соотношении мышления и речи (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Ж.
Пиаже).

В процессе исследования применялись следующие методы: анализ
научно-методической литературы.

Данная работа включает введение, две главы, заключение, список использованной
литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким
образом, для детей с нарушениями речи характерно недоразвитие всей
познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь).

Особые
трудности этих процессов на уровне произвола и осознанности. Интеллектуальная
отсталость у детей носит вторичный характер, поскольку она формируется в
результате недоразвития речи во всех ее компонентах.

Особым видом
монологической речи является описание, которое считается одним из основных в
старшем дошкольном возрасте. Описание представляет собой развернутую словесную
характеристику предмета, явления, отображение его основных свойств и качеств.

Такой текст
представляет собой сообщение о фактах, состоящих в отношении одномоментности,
при этом один и тот же субъект в каждом предложении описывается новым предикатом.
Создание словесного образа объекта, раскрытие его свойств и признаков в
определенной последовательности – вот основная коммуникативная задача описания.

Рекомендуется
использовать визуальное моделирование как вспомогательный инструмент для
формирования монологической речи.

В течение многих лет используется
визуальное моделирование для развития описательной речи у детей с ОНР, подход,
который доказал свою эффективность. У детей повышается познавательный интерес,
происходят значительные изменения в развитии связной речи, мышления,
зрительного восприятия, памяти.  Предлагаемая
технология также может быть использована для работы с детьми без языковых
барьеров. Они помогут создать необходимую мотивацию при обучении монологам, сохранить
положительные эмоциональные переживания, интерес к совместной деятельности и, в
целом, — оптимизировать процесс развития связной речи у дошкольников.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ХАРАКТЕРИСТИКА
РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 1.1. Психофизиологические особенности
дошкольников с ОНР

Для детей с нарушениями
речи характерно недоразвитие всей познавательной деятельности (восприятие, память,
мышление, речь).

Особые трудности
этих процессов на уровне произвола и осознанности. Интеллектуальная отсталость у
детей носит вторичный характер, поскольку она формируется в результате недоразвития
речи во всех ее компонентах.

 Внимание детей с нарушениями речи, характеризующимися
нестабильностью, трудностями включения, переключения и распределения. У этой категории
детей наблюдается сужение диапазона внимания, быстрое забывание материала, особенно
словесного (речевого), снижение активной ориентации в процессе запоминания последовательности
событий, сюжетной линии текста.

Многим из них
присуще недоразвитие умственных операций, снижена способность к абстрагированию,
обобщению.

Детям с патологией
речи легче выполнять задания не устной, а визуальной формы. Им нужно больше времени,
чтобы понять инструкции к заданию, для формирования идей и понятий. Требуется многократное
повторение, уточнение, наводящие вопросы.

Дети с нарушениями
речи быстро устают, у них снижается работоспособность. Эти дети реагируют медленнее,
неспособны быстро сосредоточиться и могут испытывать трудности при самостоятельном
управлении своим пространством. Они не включены в работу. Этим детям трудно научиться
читать, а также обрабатывать, сохранять и использовать информацию, полученную в
результате чтения.

Некоторым сложно
уловить рифму, и им трудно запоминать стихи. Отклонения в эмоционально-волевой сфере.

У них нестабильность
интереса, сниженная внимательность, сниженная мотивация, изоляция, негативизм, неуверенность
в себе, раздражительность, агрессивность, обида, трудности в общении с окружающими,
установление контактов со сверстниками, субъективная неудовлетворенность, расстройства
личности, необходимость присутствовать во фрустрации снижение стрессоустойчивости
в результате недостаточной социальной адаптации.

Особые образовательные
потребности. Особые образовательные потребности, характерные для детей с нарушением
речи, включают: — выявление в самом раннем периоде обучения детей группы риска (совместно
со специалистами медицинского профиля) и назначение логопедических служб на этапе
выявления первых признаков отклонения развития речи; — организация обязательной
коррекции речи в соответствии с выявленным нарушением в школе.

Преемственность
содержания и методов дошкольного и школьного образования, направленных на нормализацию
или полное преодоление отклонений речи и личностного развития; — получение начального
образования с точки зрения общеобразовательных учебных заведений или определенного
типа, адекватных образовательным потребностям учащегося и степени выраженности недоразвития
речи;- обязательная преемственность коррекционно-развивающего процесса, реализуемая
как через содержание образовательных сфер, так и в процессе индивидуальной работы;

— создание условий
для нормализации (компенсации) состояния высших психических функций анализатора,
аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на основе междисциплинарного
подхода к изучению детей с нарушениями речи и коррекции этих нарушений; координация
педагогических, психологических и лечебных средств в процессе комплексного медико-психолого-педагогического
сопровождения;

— получить ряд
медицинских услуг, помогающих устранить или минимизировать первичный дефект, сектор
нормализации речи, состояние высшей нервной деятельности, соматическое здоровье;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы