Курсовая теория на тему Организационно методические особенности отбора детей в ДЮСШ в баскетболе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА 1. ПРИНЦИПЫ
ОТБОРА ДЕТЕЙ В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ.. 6
1.1. Отбор в спорте и его формы.. 6
1.2. Методологические принципы спортивного отбора. 11
1.3. Этапы и методы отбора в спортивных играх. 13
1.4. Модельные характеристики баскетболистов. 16
ГЛАВА 2.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОТБОРУ В ДЮСШ ПО БАСКЕТБОЛУ.. 19
2.1. Современная
система отбора в ДЮСШ… 19
2.2. Ведущие
критерии отбора детей в ДЮСШ для занятия баскетболом.. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 24
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 26
Введение:
Спортивный отбор — это процесс поиска
наиболее одаренных людей, способных достигнуть высоких результатов в конкретном
виде спорта [7].
Отбор относят к категории сложных
комплексных проблем и выделяют его социальные, педагогические и
медико-биологические аспекты.
Социальные аспекты отбора много в чем
зависят от экономики, поскольку процесс подготовки спортсменов высокой
квалификации, включающие подготовку в детско-юношеских спортивных школах,
требует значительных капиталовложений.
Педагогические аспекты отбора тесно
связаны с общей системой тренировки в
детско-юношеском возрасте, с темпами роста спортивного мастерства юных
спортсменов, С состоянием психических процессов, уровнем мотиваций.
Медико-биологические аспекты включают
широкий круг вопросов диагностики состояния здоровья, уровня развития и
состояния основных систем жизнедеятельности организма, что лимитируют
спортивные достижения в каждом конкретном виде спорта [9].
В системе спортивного отбора выделяют
такие его разновидности: базовый спортивный отбор; спортивная ориентация;
комплектование команды; спортивная селекция [4].
Базовый спортивный отбор — это процесс
поиска детей, способных к спортивной деятельности.
Спортивная ориентация — это определение
перспективных направлений достижения высшего спортивного мастерства, основанная
на изучении задатков и способностей спортсменов их индивидуальных особенностей
для формирования спортивного мастерства.
Комплектование команд — это процесс
формирования спортивного коллектива, выступающего на соревнованиях как единое
целое.
Спортивная селекция (лат. selection — выбор) — это отбор
спортивной элиты, таланта в спорте. Это выбор спортсменов, способных
конкурировать в соревнованиях самого высокого уровня. Спортивная селекция может
осуществляться в трех направлениях:
1) отбор в сборную команду;
2) отбор в олимпийскую команду;
3) отбор в профессиональный спорт.
Ввиду постоянного роста спортивных
достижений как никогда актуальной
становится изучение проблемы отбора как одного из средств достижений наивысших
результатов профессиональными баскетбольными командами Российской Федерации.
Современная особенность спорта – это
раннее профилирование ради более быстрого, постоянного достижения высоких
результатов. Поэтому актуально научно-обоснованное выявление талантливой
молодёжи или молодёжи с пригодными для баскетбола склонностями для более
лёгкого перенесения больших спортивных нагрузок и высоких темпов спортивного
совершенствования. При отборе важную роль играют знание медико-биологических
закономерностей организма, их проявление в практических спортивных задачах,
ориентирование в темпераменте спортсмена.
В системе отбора очень важна роль тренера,
его опыта на распознавание генетически заложенных требуемых спортивных качеств,
«намётанный глаз» на результативного спортсмена. Известны случаи, когда опытный
тренер опираясь визуально только на конституцию ребёнка и биомеханический тип выхватывал
его из толпы и предлагал занятия в ДЮСШ, при этом ребёнок в будущем достигал
высоких результатов.
Не смотря на то, что интуиция и тренерский
опыт играют огромную роль в отборе спортсменов, нельзя пренебрегать научно
обоснованными организационно-методическими требованиями.
Как известно все ведущие в Олимпийских
видах спорта страны (такие как Китай, США и др.) проблеме отбора уделяют самое
пристальное внимание. Так, в Китае, массово тестируют детей дошкольного
возраста и определяют их в зависимости от генетической предрасположенности на
те или иные виды спорта. Это позволяет достигать максимальных результатов ещё в
совсем юные годы.
Несмотря на широкую изученность этого
вопроса и продвинутость спортивной селекции возникает противоречие между научными данными про спортивный отбор и его
практической реализуемостью. Так, педагоги,
работающие в ДЮСШ, проводят большую работу по ориентации и отбору детей в
спортивные секции, однако, коэффициент полезного действия (КПД) таких школ (по
последним данным) составляет всего 8-10 %. Разочарованные дети бросают занятия
спортом, многие тренеры отходят от своей профессиональной деятельности.
Цель
работы – изучить теоретические источники про отбор детей на занятия баскетболом
в ДЮСШ. Выделить организационно-методический аспект, то есть определить главные
формы организационной и методической работы тренеров при организации отбора и
выделить наиболее практически значимые способы отбора, которые будут внедряться
в дальнейшей практике работы.
Задачи
исследования:
— проанализировать литературу по
спортивному отбору детей в ДЮСШ для занятия баскетболом;
— выделить наиболее значимые
организационно-методические особенности отбора.
Заключение:
Спортивный
отбор — это процесс поиска наиболее одаренных людей, способных достигнуть
высоких результатов в конкретном виде спорта.
Ввиду постоянного роста спортивных
достижений как никогда актуальной становится изучение проблемы отбора как
одного из средств достижений наивысших результатов профессиональными
баскетбольными командами Российской Федерации.
Современная особенность спорта – это
раннее профилирование ради более быстрого, постоянного достижения высоких
результатов. Поэтому актуально научно-обоснованное выявление талантливой
молодёжи или молодёжи с пригодными для баскетбола склонностями для более
лёгкого перенесения больших спортивных нагрузок и высоких темпов спортивного
совершенствования. При отборе важную роль играют знание медико-биологических
закономерностей организма, их проявление в практических спортивных задачах,
ориентирование в темпераменте спортсмена.
В
системе отбора очень важна роль тренера, его интуиция, а также научно
обоснованные организационно-методические требования.
В системе спортивного отбора выделяют
такие его разновидности: базовый спортивный отбор, спортивная ориентация,
комплектование команды, спортивная селекция. Отбор детей в ДЮСШ для занятий
баскетболом относится к базовому спортивному отбору и спортивной ориентации.
В процессе спортивного отбора ориентируются
на задатки, способности, пригодность, склонность, одаренность, талант.
Отбор может проводиться в форме отсева или
в форме выбора.
Отбор может быть спонтанным и специально
организованным. Спонтанный отбор следует выделять как дополнительный метод
отбора, приятный бонус к специально организованному отбору.
При организации отбора следует
придерживаться таких методологических принципов:
— учёт единства психических и соматических
характеристик ребёнка или принцип комплексного подхода;
— принцип единства пригодности, ориентации и отбора;
— принцип
единства интересов спорта и интересов личности;
— принцип
диагностики обучаемости;
— принцип
последовательности и избирательности;
— принцип
единства отбора и воспитания спортсменов.
Отбор детей
для занятий баскетболом осуществляется на первичном этапе отбора, целью
которого является определение для ребенка вида спорта, в
котором ему целесообразно совершенствоваться.
Основными критериями на этапе первичного
отбора являются:
— возраст наиболее благоприятных занятий
определенным видом спорта;
— отсутствие склонности к заболеваниям и
серьезных отклонений в состоянии здоровья;
— соответствие антропометрических и
конституционных особенностей вида спорта;
— соответствие уровня развития
двигательных способностей требованиям вида спорта.
К основным критериям спортивного отбора в
баскетболе относятся:
1) интеллект;
2) длина тела;
3) уровень развития физических качеств и
функциональных возможностей;
4) техническая подготовленность;
5) тактическая подготовленность.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПРИНЦИПЫ ОТБОРА ДЕТЕЙ В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ 1.1. Отбор
в спорте и его формы
Современные командные
спортивные игры требуют большего требования к потенциалу игроков, спортивному
отбору и спортивной подготовке — это общий вывод многих научных исследований и
экспертных знаний, а также опыта ведущих тренеров. Оценка общего потенциала и
реальных качеств игроков, а также выбор концепции организации команды и плана
игры — бесконечный организационный процесс, цель которого достижение высоких
показателей игроков и победа на соревнованиях.
На этапе отбора детей для
занятий в ДЮСШ выделяют такие формы отбора:
1) Спонтанный
– отбор на основе показа детьми высоких результатов на соревнованиях в
сравнении со сверстниками. Такой отбор базируется на самостоятельном проявлении
способностей или таланта ребёнком и считается пассивным;
2) Организованный
(плановый) – массовый отбор, целью которого является просмотр наибольшего
количества желающих заниматься спортом и отбор самых подходящих детей. На
основе организационно-методических принципов выделяют две формы такого отбора:
— просмотр большого количества новичков за
определённый период времени с целью кратковременного определения наиболее
подходящих для данного вида спорта;
— на основе работы с большой группой детей в
долговременной перспективе тренер с командой специалистов отбирает детей
пригодных для дальнейших занятий в ДЮСШ с целью достижения спортивных
результатов.
Отбор может проводится в форме отсева или в форме
выбора.
Отсев – отбор на основе исключения желающих заниматься
баскетболом на подготовительных занятиях или на специально организованных
тренировках-экзаменах.
Выбор – отбор проводящийся тренером или его
помощниками на спортивных занятиях (например, урок физкультуры) без
предупреждения учеников. Такой метод отбора требует подальшей
агитационно-мотивационной работы с выбраными кандидатами [6].
В
профессиональных спортивных командах высокого уровня ответственным за отбор команды является главный тренер вместе с его / ее командой
экспертов и внешних партнеров. Они используют доступные научные выводы и
заключения, экспертные знания, интуицию и опыт чтобы решить о выборе и обучении
игроков. При этом оцениваются такие качества:
—
модельные двигательные характеристики (высокий уровень координации, точность, скорость,
баланс, гибкость, мощность, максимальная и упруго-реактивная сила, ловкость,
реакция на двигающийся объект, скорость рук и ног);