Курсовая теория на тему Орф-педагогика в курсе преподавания «Сольфеджио»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические особенности изучения основ Орф-педагогики 6
1.1. Карл Орф: особенности создания педагогической системы 6
1.2. Принципы педагогической концепции Карла Орфа 8
Глава 2. Практические аспекты Орф-педагогики в курсе преподавания «Сольфеджио» 15
2.1. Орф-метод как элемент педагогики и музыкотерапии 15
2.2. Сольфеджио и Орф-педагогика в учебных заведениях 20
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Введение:
Способности ребёнка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности.
Правильно организовать и направить её с раннего детства, учитывая изменения возрастных периодов – задача педагогов.
Немецкий композитор Карл Орф разработал систему музыкального воспитания детей, основанную на развитии детского творчества.
Карл Орф, создавая свою музыкально-педагогическую концепцию, адресовал её, прежде всего, педагогам, работающим с детьми в сфере музыкального воспитания. Под концепцией мы понимаем систему взглядов на что-нибудь, основную мысль.
В пятитомном учебном пособии «Шульверк» (в переводе на русский языке это название означает школа действия, школа творения, то есть, нацеливает на активное действие, сотрудничество) Орф подробно излагает свою методику, которая стимулирует детское коллективное элементарное музицирование [2]. Музыкальная импровизация детей является основным методом музыкального воспитания в пособии «Шульверк».
Его система максимально приближена к возможностям и интересам обычного ребёнка.
Неслучайно её название – «Элементарное музицирование», в котором слово «Элементарное» имеет смысл «простое», «доступное каждому» (но не примитивное).
Музицирование здесь понимается как глубокая и органическая взаимосвязь музыки, движений и речи.
Детская элементарная музыка любого народа генетически неразрывно связана с языком и движением. Её Орф назвал «элементарной музыкой» и сделал основой своего «Шульверка».
«Шульверк» – это антология музыки для детей.
Каждая небольшая пьеса с «Шульверка» проста партитурой, доступная в исполнении даже маленьким детям. Орф очень заботился о качестве материала с которым дети столкнутся впервые, поэтому основу «Шульверка» составил фольклор. Интерпретация фольклора – вот одна из основных идей российского «Шульверка».
Основным назначением «Шульверка» является привлечение всех детей к музыке, независимо от их способностей, раскрепощение индивидуально-творческих сил, развитие природной музыкальности.
Создавая «Шульверк» Орф задумывался изобрести музыкальную игру-импровизацию, которая могла бы подготовить детей к дальнейшему музыкальному обучению и дать толчок творческому мышлению на годы вперёд [4].
Таким образом, система Карла Орфа построена на синтезировании различных видов деятельности (пение, движение, игра на музыкальных инструментах) с помощью детского музыкального музицирования.
Часто считают, что музыку изучают, чтобы в будущем стать музыкантами-профессионалами, ведь музыка нужна каждому:
— она может помочь что-то обдумать, снимет напряжение;
— может способствовать изучению иностранных языков, математики;
— даст толчок развитию воображения.
Орф считал: элементарная музыкальная грамотность необходима каждому. Нужно только своевременно помочь ребёнку заглянуть за дверь, где живёт классическая музыка.
Именно в этом случае дети научатся не только слушать, но и слышать. Музыка принесёт им истинное наслаждение, станет помощницей в жизни [6].
Орф-подход в музыкальном образовании использует самую элементарную форму ежедневной деятельности с целью обучения музыкального творчества.
Орф-подход в музыкальном образовании – это путь обучения, ориентированный на потребности ребёнка», который рассматривает музыку как базовую систему, подобную языку. И так же, как каждый ребёнок без формальных указаний может научиться языку, так и каждый ребёнок может научиться музыке мягким и ненавязчивым образом.
Это часто называют «элементарное музицирование», потому что исследуемый учениками материал является первичным, простым, естественным и близким к миру детских мыслей и образов.
Для того, чтобы Орф-подход эффективно работал, учитель должен создать атмосферу, похожую на мир детской игры. Это позволяет детям, которые принимают участие в занятиях, чувствовать себя легко и комфортно и научиться новому, лучшему изучению музыкального инструмента или приёмов игры, а также избежать ощущения оценки от своих знакомых и учителей.
Цель исследования – особенности Орф-педагогики в курсе преподавания «Сольфеджио».
Объект исследования – теоретические особенности изучения основ Орф-педагогики.
Предмет исследования – практические аспекты Орф-педагогики в курсе преподавания «Сольфеджио».
Задачи исследования:
— изучить и описать особенности создания педагогической системы Карла Орфа.
— проанализировать принципы педагогической концепции Карла Орфа;
— охарактеризовать основные аспекты Орф-метода как элемента педагогики и музыкотерапии;
— проанализировать особенности сольфеджио и Орф-педагогика в учебных заведениях.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы.
Заключение:
Этого знаменитого композитора называют великим баварским экспериментатором. Его музыка, поражающая своей самобытностью, действительно звучит немного непривычно.
Обладающая редким качеством – изысканной простотой, она магической силой своего внушения покоряет аудитории во всех уголках земного шара.
Имя этого выдающегося маэстро, чьё творчество стало особым явлением в культуре XX века – Карл Орф. Новаторство композитора заключалось в упорном стремлении сгладить грани между музыкой и театром.
На самом деле в его творческом наследии нет произведений, которые бы соответствовали определению «чистая музыка».
Помимо выдающихся заслуг Орфа, получивших всеобщее признание в музыкальном искусстве, неоценимым является вклад композитора в творческое развитие подрастающего поколения.
Разработанную им педагогическую систему успешно применяют во многих странах мира.
Новаторство Карла Орфа в области театрального искусства трудно переоценить, однако не менее ценным считается его вклад в музыкальную педагогику, а именно в творческое развитие подрастающего поколения.
В основе разработанной им системы, которая в нынешнее время широко применяется во всём мире, лежит импровизация, то есть свободное музицирование.
Такая оригинальная модель обучения детей музыке ставит своей целью не профессиональное музыкальное образование, а формирование гармонично развитой личности, способной не только воспринимать различную музыку, но и музицировать в самых разных формах.
Новаторство Карла Орфа в области музыкального театра трудно переоценить.
В спектаклях его музыка, имеющая особую гипнотическую силу, играет особую роль. Всегда связанная с движениями артиста, она является важнейшим элементом действия, происходящего на сцене.
В нынешнее время имя Карла Орфа популярно во всём мире, а его произведения с успехом ставятся на сценах театров многих стран.
Музыкально-воспитательная система Карла Орфа закладывает хорошие предпосылки для участия детей в разнообразной творческой музыкальной деятельности, поскольку основывается на синтезе инструментального, ритмопластичного, танцевального, вокального музицирования и актёрской игры.
Она впитала в себя передовые гуманистические идеи гармоничного развития личности и пробуждение её творческого потенциала.
Прогрессивность и плодотворность педагогических поисков К.Орфа определяет ориентация на природные силы личности, на элементарное музицирование, на фольклор как первооснову музыкальной культуры [1].
В процессе Орф-уроков ребёнок не чувствует напряжения в исполнении, часто идёт в тандеме с музыкой.
Используя Орф-подход, учитель помогает ученику получать удовольствие как от индивидуального музицирования, так и в составе группы. Дети осознают радость от взаимодействия и сплочённости группы.
Это, также, привлекает участие других взрослых и родителей в создании музыки. Тем самым, роль родителей в обучении ребёнка оказывается на центральном месте.
С точки зрения педагога, Орф-шульверк – это, также, процесс разбивания любой деятельности в простейших форм, повышение их шаг за шагом, и, в конечном итоге, они превращаются в закончено выполнение.
Орф-подход в музыкальном образовании – это путь обучения, ориентированный на потребности ребёнка», который рассматривает музыку как базовую систему, подобную языку. И так же, как каждый ребёнок без формальных указаний может научиться языку, так и каждый ребёнок может научиться музыке мягким и ненавязчивым образом.
Это часто называют «элементарное музицирование», потому что исследуемый учениками материал является первичным, простым, естественным и близким к миру детских мыслей и образов.
Для того, чтобы Орф-подход эффективно работал, учитель должен создать атмосферу, похожую на мир детской игры. Это позволяет детям, которые принимают участие в занятиях, чувствовать себя легко и комфортно и научиться новому, лучшему изучению музыкального инструмента или приёмов игры, а также избежать ощущения оценки от своих знакомых и учителей.
Цель исследования – особенности Орф-педагогики в курсе преподавания «Сольфеджио».
Объект исследования – теоретические особенности изучения основ Орф-педагогики.
Предмет исследования – практические аспекты Орф-педагогики в курсе преподавания «Сольфеджио».
Задачи исследования:
— изучить и описать особенности создания педагогической системы Карла Орфа.
— проанализировать принципы педагогической концепции Карла Орфа;
— охарактеризовать основные аспекты Орф-метода как элемента педагогики и музыкотерапии;
— проанализировать особенности сольфеджио и Орф-педагогика в учебных заведениях.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ ОРФ-ПЕДАГОГИКИ
1.1. Карл Орф: особенности создания педагогической системы
На создание педагогической системы немецкого композитора и педагога Карла Орфа повлияли идеи:
— «ритмопластического воспитания» Е.Жак-Далькроза;
— Й.Песталоцци с его стремлением развить творческое начало и самостоятельность мышления детей;
— Й.Гердера, что видел в взаимосвязи музыки, слова и жеста новый путь к художественному творчеству;
— Б.Бартока, который подчёркивал значение фольклора, народных ладов и ритмов в детском музыкальном воспитании.
По мнению Орфа, задача музыкального воспитания не должна ограничиваться только развитием слуха, ритма, слушанием музыки, обучением пению и игре на инструментах, но важно стимулировать развитие творческой фантазии, умение импровизировать и творить в процессе индивидуального и коллективного музицирования.
В процессе этой деятельности следует опираться на связь музыки с жестом, словом, танцем, пантомимой.
Собственное детское творчество – одна из главных идей музыкально-педагогической концепции К.Орфа, которая создаёт атмосферу радости, формирует личность, стимулирует развитие творческих способностей.
С ней неразрывно связана и другая идея – заложить прочный фундамент музыкальности, под которым понимаются музыкально-ритмические ощущения и музыкальный слух, позволяющие переживать и понимать музыку и свободно в ней творить [5].
Конечной целью музыкального воспитания К.Орф считал воспитание личности в духе гуманизма, высвобождение подавленных цивилизацией её природных сил, творческих способностей.
Новаторство педагога проявилось в продуманном использовании «элементарной музыки», которая связана с движением, танцем и словом, которую нужно создавать самому, включаться в неё не как слушатель, а как участник.