Начальное образование Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Орфографическая зоркость как важнейшее условие грамотного письма

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава
1 Теоретические основы исследования  
орфографической зоркости младших школьников. 5

1.1 Понятие и основные принципы
русской орфографии. 5

1.2.Формирование у младших школьников
орфографической зоркости как базового орфографического умения. 9

Список использованной литературы…………………………………………………..30

  

Введение:

 

Актуальность. Русский язык — язык
русского народа. Он служит ему средством общения во всех сферах жизни, для
хранения и передачи информации, для связи поколений русских людей, живших в
разные эпохи. Свободное владение родным русским языком, грамотное письмо —
надёжная основа каждого человека в его жизни, труде, творческой деятельности. Нельзя
не признать, что далеко не все современные школьники умеют грамотно писать, —
это факт. Поэтому одна из наиболее сложных и важных задач начального обучения —
формирование грамотного письма на уроках русского языка. Кого из нас, учителей,
не волнует эта задача? Ведь мы призваны обеспечить формирование прочных навыков
грамотного письма. Для этого необходима систематическая работа с первого года
обучения ребёнка в школе. Именно в начальных классах закладываются основы
грамотного письма. И от того, насколько полно они будут сформированы в этот
период, зависит дальнейшее обучение ребёнка, его способность усваивать
программу по русскому языку.

За последнее время
возросло число детей, испытывающих трудности в обучении. Одним из проявлений
школьной неуспеваемости является нарушение в усвоении и использовании правил
орфографии.

Степень теоретической
разработанности. Данная
проблема — важная общеметодическая задача, которая нашла отражение в трудах К.
Ушинского, Д. И. Тихомирова, И.С. Рождественского, Д. Н. Богоявленского, П. Я.
Гальперина, Н.Н. Алгазиной, А. Н. Гвоздева и др. Эта задача актуальна и сегодня.

Понимание
социальной роли орфографии может быть достигнуто лишь в коммуникативных
ситуациях. Приступая к изучению орфографии, дети должны осознавать, что в жизни
орфография необходима для общения, для точности речи.

Поэтому
в настоящее время вопрос об орфографическом и пунктуационном минимуме  по-прежнему остается весьма волнующим нашу
школу и по-прежнему нерешенным. Однако пути его решения с течением
времени все больше проясняются. Это изучение природы русского правописания,
психологические основы обучения ему, разработка методов и приемов
предупреждения орфографических ошибок и формирования навыков грамотного письма,
накопление практического опыта творчески работающих учителей.

Анализ
существующих противоречий. Таким образом, возникают противоречения между теоретическим знанием
правила и умением его применять.

Проблема
заключается в поиске эффективных средств развития навыков орфографической
зоркости младших школьников.

Цель исследования: охарактеризовать орфографическую зоркость как важнейшее
условие грамотного письма.

Объект
исследования: процесс развития орфографической зоркости младших
школьников.

Предмет
исследования: содержание работы учителя по
использованию проблемного обучения с целью развития  орфографической зоркости младших школьников.

В соответствии с
целью были поставлены следующие задачи:

1)
анализ теоретических
положений по вопросам использования проблемного обучения на уроках «Русского
языка» в начальной школе;

2)
анализ и обобщение
передового педагогического опыта учителей начальной школы по развитию навыков
орфографической зоркости учащихся;

Гипотеза
исследования: мы предполагаем, что
подобранные упражнения будут способствовать развитию орфографической зоркости.
База исследования:

Практическая значимость определяется
возможностью использования материалов и выводов исследования на уроках в
начальной школе.

Структура работы:
работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной
литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом,
можно отметить, что понимание
социальной роли орфографии может быть достигнуто лишь в коммуникативных
ситуациях. Приступая к изучению орфографии, дети должны осознавать, что в жизни
орфография необходима для общения, для точности речи. Выводы по 1 главе:

Орфографическая зоркость формируется
только в процессе целенаправленной деятельности, в особенности в процессе
упражнений и имеет некоторые трудности.

Орфографические навыки формируются,
развиваются постепенно в процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков
и букв, морфем при чтении, при письме диктантов, при списывании и в других
многочисленных упражнениях.

Принципы орфографиии —
это руководящие идеи
выбора буквоносителями языка
там, где звук (фонема) может быть обозначен вариативно. Понять
принципы орфографической зоркости
— значит увидеть ее
систему и воспринять
каждое ее отдельное правило
во взаимосвязи с грамматической, фонетической и словообразовательной природой
слова.

Формирование орфографической
зоркости – процесс длительный, постепенный. И, чтобы повысить уровень
грамотности младших школьников, необходимо систематическое применение
специальных упражнений, развивающих умение находить орфограммы. Вся эта работа
помогает умственно развить детей, способствует развитию памяти,
наблюдательности, зоркости, что в итоге окажет положительное влияние на
грамотное письмо и приведет к снижению орфографических ошибок, а также повысит
интерес к русскому языку как учебной дисциплине.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1
Теоретические основы исследования   орфографической зоркости младших школьников 1.1 Понятие и основные принципы
русской орфографии Русская
орфография как совокупность правил раскладывается на пять разделов [18,с.77].
Каждый из этих разделов представляет собой систему правил:

1)
правила, применяемые при обозначении звуков буквами в составе слова;

2)
правила употребления прописных и строчных букв (выделяются прописными буквами
имена собственные и некоторые другие типы слов, а также начальное слово
самостоятельного предложения);

3)
правила о слитных, полу слитных (дефисных) написаниях, а также о раздельных
написаниях;

4)
правила переноса частей слова с одной строки на другую;

5)
правила графического сокращения слов.

Все указанные выше разделы
орфографической зоркости определяют ее основные принципы.

Морфологический принцип. В учебной и
научно-методической литературе морфологический принцип отождествляется с
морфофонематическим, фонематическим или фонемным, принципами. Эти наименования
глубже раскрывают сущность морфологического принципа, подчеркивая, что
написание морфемы предопределяется ее фонематическим составом.

Морфологический (фонематический)
принцип заключается в том, что одинаковыми знаками алфавита обозначаются
фонемы, составляющие данную морфему, независимо от того, в каких звуках
выражаются эти морфемы, то есть каждая фонема в любой позиции изображается одним
и тем же буквенным знаком, соответствующим данной фонеме в сильной позиции.
[11, с. 116 ].

 Однако сложность заключается в том, что не во
всех случаях можно установить фонему по сильной позиции. Это бывает тогда,
когда нельзя подобрать слово с той же морфемой (например, к словам хорошо,
лопата, сорока ) или когда в языке встречаются близкие по звучанию, но разные
по значению морфемы, например, поровнятъся — поравняться примериться —
примириться промокнуть – промокнуть.

Морфологический принцип русской
орфографии, таким образом, предполагает единообразное, одинаковое написание
морфемы ( приставки, корня, суффикса,
окончания ) независимо от фонетических изменений в звучащем слове, происходящих
в родственных словах, при
образовании новых слов и новых форм, иными словами, от так называемых
позиционных чередований звуков, других традиционных или закономерных
несоответствий письма и произношения [3,с.26.]

К числу таких несоответствий
принадлежат гласные неполного образования в безударных позициях, оглушение
звонких и озвончение глухих согласных в определенных позициях, орфографическое
произношение и др.

Письмо, построенное по морфологическому принципу, лишь внешне
расходится с произношением: — произносим [гот], [вада] -пишем год, вода.

На самом деле,
написания по морфологическому принципу сохраняют в буквенном
составе то исходное звучание, которое характерно для данного корня, данной
приставки, другой морфемы.

Морфологический принцип русского
письма учитывает сильные и слабые позиции гласных и согласных в потоке речи;
ели в родственных словах или формах одного и того же слова интересующая нас
морфема содержит ту или иную слабую позицию гласного или согласного звука, то
этот звук проверяется по сильной позиции и обозначается соответствующей буквой.
Для гласных звуков сильная позиция под ударением, для звонких и глухих
согласных — перед гласными, а также перед сонорным согласным.

Практическое использование способов
проверки орфограмм, относящихся к морфологическому принципу, нередко
затрудняется так называемыми историческими чередованиями звуков: бежать — бег
выращивать – рост, жгу -жечь — жжение – заже.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы