Курсовая теория на тему Орфографическая морфология в ЕГЭ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1.
Теоретический подход к пониманию терминов «орфография» и «морфология» и их
взаимообусловленности в русском языке. 5
1.1Понятие
орфографии и морфологии в русском языке. 5
1.2
Морфологический принцип русской орфографии. 9
Глава 2.
Орфографическая морфология в ЕГЭ.. 14
2.1
Требования к уровню сформированности основных умений выпускников в разделах
орфография и морфология. 14
2.2 Анализ
заданий ЕГЭ по русскому языку, проверяющих орфографическую грамотность
выпускников. 19
Заключение. 26
Список литературы 27
Введение:
Государственная итоговая аттестация в
формате ЕГЭ прочно вошла в жизнь современных школьников. Предложенная система
проверки знаний выпускников средней школы требует от всех участников
образовательного процесса немало усилий. Учителя отслеживают изменения в
контрольных измерительных материалах, анализируют ошибки, допущенные учащимися
при выполнении заданий, разрабатывают алгоритмы подготовки к каждому из них.
Учащиеся вырабатывают индивидуальную систему подготовки к экзаменам с учетом
личностных особенностей и уровня сформированности познавательных способностей. При
подготовке к экзамену по русскому языку одним учащимся приходится долго и
скрупулезно заучивать правила, другие уделяют больше внимания и времени
практическим упражнениям. Одни полагаются на накопленный в процессе учебы багаж
знаний, другие надеются на «врожденную грамотность». Категорично
отрицать феномен «врожденной грамотности» нельзя, но и рассчитывать только на
него было бы крайне легкомысленным выбором. Учащимся приходится осваивать большой
объем учебного материала, следовательно, подготовка к ЕГЭ должна начинаться как
можно раньше. Многие выпускники испытывают трудности в обобщении и
систематизации знаний, полученных на предыдущих этапах обучения. Для решения
этой проблемы существует множество учебных пособий, авторы которых включают в
содержание тренировочные упражнения формата ЕГЭ, предваряя их кратким
изложением соответствующих правил, алгоритмов выполнения заданий. И, тем не
менее, ни одно пособие не дает универсальных способов подготовки к экзамену,
тем более, не гарантирует успешное прохождение государственной итоговой
аттестации.
Поэтому проблема отбора теоретического материала, тренировочных
упражнений, распределения учебного времени на подготовку к экзамену по русскому
языку остается актуальной на сегодняшний день, как для учителей, так и для
учащихся. Анализ экзаменационных работ выпускников прошлых лет показывает, что
даже хорошо подготовленные и имеющие высокие итоговые отметки учащиеся
допускают орфографические ошибки. В данной работе мы уделим внимание
орфографическому компоненту содержания контрольных измерительных материалов по
русскому языку и его связи с морфологическим принципом. Цель
– проанализировать орфографический блок контрольных измерительных материалов по
русскому языку и его взаимосвязь с морфологическим принципом. Задачи:
— раскрыть суть понятий «орфография» и
«морфология»;
— проследить обусловленность правил
правописания морфемным составом слова;
— установить требования ЕГЭ к уровню
орфографической грамотности учащихся;
— проанализировать задания контрольных
измерительных материалов по русскому языку, проверяющих орфографическую
грамотность выпускников;
Объект исследования – орфографическая морфология в ЕГЭ.
Предмет исследования – морфологическая обусловленность правил
написания слов в русском языке.
Заключение:
Проведенные
в работе теоретические исследования позволяют нам сделать следующие выводы.
1. Разделам «орфография» и «морфология»
уделяется большое значение в курсе современного русского языка, так как
носитель языка, член общества должен владеть связной, логичной и грамотной
устной и письменной речью.
2. Изучение орфографии не должно сводиться к сумме
практических приемов, необходимо осознание взаимосвязи правописания и
морфологии и словообразования в каждом конкретном случае.
3. Требования, предъявляемые федеральными
стандартами к уровню подготовки выпускников, конкретизируют те умения, которые
должны быть сформированы у учащихся в области орфографии и морфологии.
4. Спецификация
контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного
экзамена по русскому языку ориентирует учащихся в выборе теоретического
материала при подготовке к экзамену, в частности по разделам морфологии и
орфографии.
5. Анализ
заданий ЕГЭ, проверяющих уровень орфографической грамотности выпускников,
наглядно доказывает, что выполнение большинства из них невозможно без сопоставления
теоретических знаний и практических навыков по орфографии и морфологии.
6. Существующие
учебные пособия по русскому языку пытаются решить проблему отбора, обобщения и
систематизации теоретического материала при подготовке к экзамену, но, к
сожалению, даже лучшие из них не дают универсальных способов эффективного
усвоения норм правописания.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретический подход к пониманию
терминов «орфография» и «морфология» и их взаимообусловленности в русском
языке.
Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С
одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им
так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина,
требующая большого труда. Обучение русскому языку должно держаться на трех
китах: языкознании, психологии и методике. «Главное внимание учителя должно быть
сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности
учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении знаний, которые
являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми
нормами».
«Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой
культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи – это
«одежда мысли», по которой обычно сразу (и, как правило, безошибочно)
определяют уровень образованности человека» [2]. 1.1Понятие орфографии и морфологии в русском языке
Большая российская энциклопедия дает следующие толкования понятия
«орфогра́фия»:
1)Правописание
– исторически сложившаяся система единообразных написаний, использующаяся в
письменной речи.
2)Раздел языкознания,
изучающий и разрабатывающий систему правил, обеспечивающих единообразие
написаний [16].
Орфография как система написаний в звукобуквенном письме распадается на
несколько разделов, каждый из которых представляет собой совокупность правил,
основанных на определённых принципах. Орфографические принципы определяют выбор
одного написания там, где есть орфограммы,
т.е. там, где возможны два разных написания или более. На основе этих принципов
вырабатываются орфографические правила, или обобщающие предписания. Таким
образом, орфография – это раздел науки о языке, в котором излагается система
правил написания слов.
Существуют различные
подходы к решению орфографических проблем в школе. Два пути овладения навыками
правописания описаны в методической литературе. Еще в прошлом столетии начались
горячие споры между сторонниками грамматического и антиграмматического направления
в методике обучения правописанию. Длительный период споров завершился только в
советское время безоговорочным признанием положения, согласно которому
наилучшие условия для формирования орфографического навыка создаются, если
вначале он складывается как действие полностью осознанное. Особая заслуга в
обосновании этого положения принадлежит психологам Л.И.Божович, Д.Н.
Богоявленскому, С.Ф. Жуйкову, а также известным ученым методистам А.М.
Пешковскому, А.Н. Гвоздеву, Н.С. Рождественскому.
Под сознательным письмом понимается
письмо на основе орфографических правил, в которых обобщены фонетические,
лексические и другие особенности слова. Было доказано, что успешность обучения
правописанию зависит от того, насколько современно, глубоко и правильно
осознает учащийся особенности слова как языковой структуры[4].
Д.Н. Богоявленский писал
о том, что содержание знаний, необходимых для правильного выбора написания,
зависит от характера данного написания. «Характер формирования орфографического
навыка зависит, прежде всего, от особенностей самой системы русского
правописания» [3].
Существуют различные
группы написаний, требующие и различных путей усвоения. Для одних из них важно осознание
фонетических особенностей слова, для других необходимо знание грамматических,
лексических и прочих языковых знаний, а формой, в которой эти задания
зафиксированы, является орфографическое правило.