Дошкольное образование Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Теоретические аспекты исследования развития связной речи детей среднего дошкольного возраста 6
1.1 Особенности дошкольного возраста 6
1.2 Технология развития связной речи детей среднего школьного возраста 10
Глава 2. Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития связной речи 12
2.1 Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных инсценировок 12
2.2 Работа по опытно-экспериментальной деятельности как способа развития речи 14
Заключение 18
Список использованных источников 19

  

Введение:

 

Актуальность работы. Дошкольный возраст является периодом активного социального развития, становления личного опыта взаимодействия детей с миром, освоения культурных ценностей. В данный период осуществляется интенсивная ориентировка детей дошкольного возраста в отношениях людей, копится первоначальный опыт самостоятельных поступков, направленных нравственно, развиваются способности действовать в соответствии с доступными пониманию детей этическими правилами и. нормами.
Одно из ведущих направлений педагогики занимает развитие речи у дошкольников. Как показывают многочисленные исследования, именно дошкольный возраст считается сензитивным для формирования речевых навыков, а это особенно важно для успешного обучения в школе. Формирование словаря – одно из главных условий совершенствования устной речи.
Леонтьев А.Н. утверждал, что овладение словарем – это важное условие умственного развития, так как содержание исторического опыта присваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой деятельности и в первую очередь в значении слов.
В теории и практике дошкольного образования основные направления методики развития речи разработаны достаточно полно, но, как свидетельствуют исследования, которые посвящены детям младшего школьного возраста, уровень речевого развития детей, которые поступают в школу, очень неоднороден. Это выражается, прежде всего, в том, что большинство дошкольников испытывают затруднения в создании связного высказывания (текста), ведь работа по развитию связной речи проводится не всегда своевременно и зачастую без учета индивидуальности речевого развития каждого ребенка.
В дошкольном возрасте ребенок овладевает в первую очередь диалогической речью, имеющей свои специфические особенности, которые проявляются в применении языковых средств, которые допустимы в разговорной речи. Монолог строится по законам литературного языка. Лишь специальное обучение подводит ребенка к овладению связной речью, представляющей собой развернутое высказывание, которое состоит из нескольких либо многих предложений, которые разделены по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание – это одна из основных задач речевого воспитания дошкольников.
В активизации речи ведущими приемами на протяжении всего дошкольного возраста признаются вопросы к детям. Образец речи взрослого и рассказывание детей по образцу и плану, который предложен воспитателем. Распространенность в обучении рассказыванию данного приема, как образец, обусловлена пониманием ведущей роли подражания в развитии речи.
Недостаточная теоретическая разработанность проблемы формирования связной речи в среднем дошкольном возрасте создает трудности в работе воспитателей по развитию связной монологической речи.
Степень разработанности темы исследования. Теоретические и практические основы научного исследования проблемы, выбранной нами темы были заложены в трудах В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Н.А. Никашина, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова и многих др.
Объект работы – связная речь у детей дошкольного возраста.
Предмет работы – средства развития связной речи детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования – изучить основные аспекты опытно-экспериментальной деятельности как средства развития связной речи детей среднего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Рассмотреть особенности дошкольного возраста;
2. проанализировать технологию развития связной речи детей среднего школьного возраста;
3. проанализировать особенности развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных инсценировок;
4. изучить работу по опытно-экспериментальной деятельности как способа развития речи.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных исследователей.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.
При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.

Глоссарий

Дошкольный возраст – один из важных периодов формирования личности ребенка, ведь именно в этот период у ребенка закладываются его основные черты и качества
Развитие связной речи – это центральная задача речевого воспитания детей.
Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста посредствам театральных инсценировок – это организованный педагогический процесс, в котором формируется умение воспринимать и обмениваться информацией, устанавливать и поддерживать контакты со взрослыми и сверстниками, а также усвоение знаний и норм взаимосвязей ребенка с другими людьми.
Связная речь – это содержательное подробное утверждение (серия логически комбинированных предложений), которое обеспечивает общение и взаимопонимание людей.
Совершенствование понятийного словаря – является поступательным процессом, который тесно связан с введением в речь детей среднего дошкольного возраста новых слов, формированием их значений и актуализацией в речевой деятельности. Результирующим этапом этой работы считаются активизация, дифференциация и контекстуализация лексических единиц, которые объединены в тематические либо лексико-семантические группы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, можно сделать вывод, что правильная связная речь – это важное условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче речь ребенка, тем точнее он высказывает свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, полноценнее и содержательнее отношения со взрослыми и сверстниками, активнее осуществляется процесс его психического развития. Потому необходимо заботиться о правильном развитии речи детей, предупреждая и исправляя разнообразные нарушения.
Своевременное формирование словаря ребенка – это важное условием его полноценного речевого и общего психического развития, ведь язык и речь реализуют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в организации и планировании деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.
Неполноценная речевая деятельность оказывает отрицательное влияние на все сферы личности ребенка, это может проявляться в снижении продуктивности запоминания, в затруднениях развития его познавательной деятельности, в нарушении смысловой и логической памяти. Дети плохо овладевают мыслительными операциями, нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия, существенно тормозится развитие игровой деятельности. С данной точки зрения, проблема словарного запаса продолжает оставаться актуальной в изучении детской речи.
Из анализа методической литературы понятно, что формирование понятийного словаря происходит в тесной взаимосвязи с развитием познавательной деятельности детей. Отсюда вытекают общие требования к организации и методике проведения занятий:
— целенаправленная организация речевой и познавательной активности детей в ходе занятий;
— единство развития словаря с развитием познавательных процессов (представления, восприятия, мышления);
— единство реализации задач словарной работы на занятиях и в свободное время;
— наличие наглядности как основы для организации речевой и познавательной активности.
Совершенствование понятийного словаря – является поступательным процессом, который тесно связан с введением в речь детей среднего дошкольного возраста новых слов, формированием их значений и актуализацией в речевой деятельности. Результирующим этапом этой работы считаются активизация, дифференциация и контекстуализация лексических единиц, которые объединены в тематические либо лексико-семантические группы.

 

Фрагмент текста работы:

 

Дошкольный возраст – является одним из важных периодов формирования личности ребенка, ведь именно в этот период у ребенка закладываются его основные черты и качества [13, с. 63].
В этом возрасте интересы ребенка перемещаются от мира предметов к миру взрослых людей. Ребенок впервые психологически выходит за рамки семьи, взрослый для него начинает выступать не только как конкретное лицо, но и как образ.
Поэтому социальной ситуацией развития ребенка в этот период является схема: «ребенок – взрослый (обобщенный, общественный)», т. е. взрослый как носитель общественных функций (водитель, продавец, врач, воспитатель, мама и др.).
Дошкольное детство – большой отрезок в жизни ребенка. Условия жизни для него в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны [16].
Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно.
Дошкольный возраст является большим и ответственным периодом психического развития ребенка. Современные исследования подчеркивают, что в дошкольном возрасте у детей стремительно развиваются все психические функции, однако и происходит закладка общего фундамента когнитивных способностей.
В индивидуально-личностной сфере формируется сложнейшая иерархическая структура мотивов и потребностей, дифференцированная самооценка, эмоционально-волевое регулирование поведения. Каждое звено в структуре механизма психологического развития ребенка среднего дошкольного возраста играет существенную роль, нарушение функционирования может сказаться на всем дальнейшем ходе развития ребенка.
Дошкольный очень важный с точки зрения генеза и формирования социальных форм психики и нравственного поведения, считается начальным этапом в становлении субъекта в познавательной и практической деятельности. Эмоционально-непосредственное отношение к окружающему миру переходит к отношениям, строящимся на усвоении ребенком нравственных правил и норм, а это говорит о преимущественной ориентации на социальное окружение.
В общении с взрослыми, дети усваивают нравственные понятия преимущественно в категориальной форме, что ускоряет процесс их формирования, однако и создает опасность их формального усвоения. Важно, чтобы дети научились применять их по отношению к себе и другим, что способствует формированию личностных свойств [14, с. 483].
Средний дошкольный возраст для ребенка – это сложный период из-за происходящих колоссальных перемен в психическом и физическом облике. Ребенок теряет детскую непосредственность поведения, становится старше внешне.
Психическое развитие ребенка в данный период жизни имеет существенное значение, происходит формирование новых психологических механизмов деятельности и поведения, на что затрачивается намного больше энергии, нежели прежде.
В период среднего дошкольного возраста закладывается фундамент будущей личности:
1. формируется устойчивая структура мотивов;
2. зарождаются новые социальные потребности (признание, уважение, желание быть первым и лучшим, быть как взрослый и выполнять соответствующие функции);
3. появляется опосредованный тип мотивации (зарождается основа произвольного поведения);
4. усвоение социальных ценностей (правил и норм поведения, формируется умение поступать не так, как «хочется», а так, как «надо»).
Дети среднего дошкольного возраста становятся менее понятными для окружающих. Причина потери дошкольниками их наивности и прежней непосредственности кроится в дифференциации в сознании ребенка его внутреннего и внешнего мира, происходит расслоение в поведении [22, с. 147].
Наивность и непосредственность ребенка выражается во внешнем отражении внутренних эмоций и желаний, поведение представляет схему: «захотел — сделал», это говорит о том, что внешне ребенок такой же, как и внутри, его поведение зеркально отражает его внутреннее состояние и очень просто читается окружающими.
При помощи включения в поведение ребенка среднего дошкольного возраста интеллектуального момента, осознанности происходит утрата непосредственности, наивности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы