Курсовая теория на тему Опыт работы ДОУ по организации исследовательской деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Организация
исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в дошкольном
образовательном учреждении. 5
1.1. Актуальность
применения метода исследования в ДОУ в Российской Федерации 5
1.2. Структура
исследовательской деятельности в работе ДОУ.. 9
1.3. Взаимодействие педагогов,
детей и их родителей по организации исследовательской деятельности в ДОУ 13
Заключение. 18
Список использованной
литературы.. 20
Введение:
Актуальность темы. На современном этапе развития образования
важной задачей является проблема организации экспериментально-исследовательской
деятельности детей дошкольного возраста на основе взаимодействия специалистов
учреждений дошкольного образования с родителями.
Определяющую роль в решении этой задачи имеет дошкольное
образование, эффективность которой зависит от партнерского взаимодействия
работников с родителями в процессе экспериментально-исследовательской
деятельности детей дошкольного возраста, основанное на умениях сочетать
современные научные подходы в учебной и практической деятельности.
Дошкольники – это прирожденные исследователи. Подтверждением
этому служит их любознательность и непрерывное стремление к экспериментам,
желание находить решение в любой проблемной ситуации.
Исследовательская деятельность вызывает у ребенка интерес к
исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез,
классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и
любознательность. Действительно, сведения об окружающем мире усваиваются им
более прочно и надолго, так как ребенок видит, слышит и делает все
самостоятельно. Детское экспериментирование представляет собой сложный
многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые
дошкольником.
В образовательном процессе дошкольного учреждения детское
экспериментирование позволяет ребенку моделировать в сознании картину мира,
основанную на собственных наблюдениях, опытах, устанавливать взаимосвязи и
закономерности.
В ходе наблюдений дошкольник постепенно овладевает моделью
исследовательской деятельности – от постановки проблемы к выдвижению гипотезы и
ее проверке. В настоящее время педагоги стремятся видеть воспитанников
общительными, любознательными, творческими, самостоятельными личностями,
которые умеют ориентироваться в окружающей обстановке и успешно решать
возникающие проблемы.
Поэтому актуальность выбранной темы состоит в том, что в
условиях современного дошкольного учреждения одной из существенных задач
является оптимизация педагогической работы, направленной на развитие творческой
инициативы и самостоятельности воспитанников в процессе исследования.
Объект исследования: исследовательские умения дошкольников.
Предмет исследования: процесс развития исследовательских
умений дошкольников посредством проведения опытов.
Цель данной работы заключается в изучении опыта работы ДОУ
по организации исследовательской деятельности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
¾
Изучить актуальность применения метода
исследования в ДОУ в Российской Федерации;
¾
Рассмотреть структуру исследовательской
деятельности в работе ДОУ;
¾
Проанализировать взаимодействие педагогов, детей
и их родителей по организации исследовательской деятельности в ДОУ.
Курсовая
работа состоит из введения, где обосновывается актуальность темы, ставятся
цели, задачи, которые раскрыть в ходе исследования. Трех параграфов, заключения
и списка использованной литературы.
Заключение:
В курсовой работе раскрыта и теоретически обоснована проблема
организации исследовательской деятельности детей дошкольного возраста на основе
взаимодействия специалистов учреждений дошкольного образования с родителями, ее
принципы, содержание и педагогические условия, определены и охарактеризованы
этапы экспериментально-исследовательской деятельности.
Дошкольный возраст является уникальным периодом в жизни
человека. Это время, когда усвоение окружающей действительности происходит с
особой чувствительностью, а активность ребенка выражается во всех видах
деятельности: обследовательской, познавательной, исследовательской. Дети
проявляют большой интерес к участию в разнообразной исследовательской работе,
любознательность и желание экспериментировать. Поэтому исследовательская
активность, как отмечает А.И.Савенков, является естественным состоянием дошкольника,
порождающее исследовательское поведение и создающее условия для того, чтобы
психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс
саморазвития.
Самопроизвольно проявляющаяся поисковая активность ребенка в
специализированно организованных условиях обусловливает появление психического
новообразования, называемого исследовательскими способностями.
Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные
стороны познаваемого объекта, порождает вопросы, догадки. Чем разнообразнее и
интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает
ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.
В детском саду проводятся опыты с предметами неживой
природы, растениями и животными, причём во время опытов недопустимо нанесение
ущерба растениям и животным. Несложные опыты могут использоваться детьми в
игровой деятельности и при уходе за животными и растениями уголка природы.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы
показывает, что исследовательские умения – это умения видеть проблемы, задавать
вопросы, давать определения понятиям, способность выделять различные гипотезы,
классифицировать, проводить эксперименты и наблюдения, делать умозаключения и
выводы, работать с текстом, структурировать материал, защищать и доказывать
свои идеи. Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально
организованных условиях. Он способствует формированию у детей познавательного
интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
Однако проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов
исследуемой проблемы. Дальнейшего изучения требуют такие вопросы, как
результативность исследовательской деятельности детей дошкольного возраста,
подготовка дошкольных педагогов к исследовательской деятельности в ДОУ в
системе последипломного образования.
Фрагмент текста работы:
1. Организация исследовательской деятельности
детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении
1.1. Актуальность применения метода
исследования в ДОУ в Российской Федерации
Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» и другие
нормативные документы Российской Федерации формулируют общие положения,
касающиеся системы образования:
1) познавательное
развитие, обусловленное формированием познавательных интересов детей,
любознательности и познавательной мотивации;
2) развитие
познавательных действий, становление сознания;
3) развитие
воображения и творческой активности и др. [1].
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования устанавливает определенные целевые требования,
предъявляемые к результатам освоения программы на этапе завершении дошкольного
образования:
1) ребенок
обладает инициативой и самостоятельностью в области исследовательской
деятельности;
2) ребенок
любознателен, понимает причинно-следственные связи в окружающем мире, проявляет
самостоятельность в придумывании объяснений явлениям природы;
3) склонен
стремиться к наблюдению, экспериментированию;
4) интересуется
представлениями из области живой природы, естествознания и др. [2, c.74].
В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не
только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому, оперировать
ими, мыслить самостоятельно и творчески. Сегодня для развития познавательных,
творческих способностей детей необходимо искать и применять наиболее
эффективные средства воспитания и обучения, связанные с поиском и
исследованием. Одна из основных задач воспитательно-образовательной
деятельности – это переход от передачи знаний к формированию универсальных
предпосылок учебной деятельности и развитию творческого воображения.
Необходимо отметить,
что федеральный государственный образовательный стандарт впервые в истории
российского образования в качестве одного из приоритетных целевых ориентиров
программы дошкольного образования выделяет универсальные предпосылки учебной
деятельности, обеспечивающие социальную успешность дошкольников, их адаптацию
при переходе к обучению в школе и, следовательно, создающие технологическую
базу преемственности дошкольного и начального общего образования. Основное
требование к современному педагогу − перестать выполнять информационные
функции, а стать организатором, помощником и консультантом в познавательной
деятельности детей [19].
Дошкольный возраст — это наиболее благоприятный период
эмоционального взаимодействия ребенка с окружающим миром. Именно поэтому в этот
период необходимо решать задачи формирования у детей ответственного отношения к
природе. И чем раньше начинается работа по экологическому образованию, тем
качественнее будет результат.
Раскроем значение детского экспериментирования в
образовательном процессе учреждения дошкольного образования и его место в
развитии личности. Экспериментально-исследовательская деятельность является
одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых. Во-первых, только
дети знают, как решить поставленную задачу (элементарность опыта). Во-вторых, в
процессе исследования, которое проводится детьми дошкольного возраста,
формируются элементарные понятия и умозаключения, а не осуществляются открытия.
В-третьих, для проведения исследований используется обычные и игровые
принадлежности.
Присоединяемся к мнению А. Савенкова [4], который отмечал,
что главное достижение применения метода исследования в ДОУ заключается в
следующем:
1) в
процессе исследования дети получают реальные представления о различных качествах
объекта или явления, их взаимоотношения с другими и средой существования;
2) происходит
обогащение памяти ребенка, активизируются его умственные процессы;
3) ребенок
учится анализировать, классифицировать, обобщать, сравнивать, делать выводы;
4) развивается
речь ребенка, она учится общаться с другими детьми, договариваться, работать в
паре, минигруппах;
5) происходит
накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как
умственные умения;
6) детское
экспериментирование важно для формирования самостоятельности, целеполагания,
способности превращать любые предметы и явления для достижения определенного
результата;
7) также в процессе
экспериментально-исследовательской деятельности развивается эмоциональная сфера
ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется
здоровье на основе повышения общего уровня двигательной активности [14].