Введение в конфликтологию Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Определение основных структурных элементов конфликта.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1 Конфликт как сложное социальное явление. 5

1.1 Конфликт: понятие, формы проявления. 5

1.2 Структурные элементы конфликта. 8

1.3 Классификация конфликтов по их структурным элементам. 11

ГЛАВА 2 Теоретические основы сущности и структуры
организационных конфликтов  15

2.1 Структура конфликта. 15

2.2 Сущность и структура конфликтов в организации. 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 28

  

Введение:

 

Конфликты играют немаловажную роль в жизни
людей, народов и стран.

Разрешение конфликта является самой
сложной задачей для его участников, которое требует проявления творчества.
Именно межличностный уровень, прежде всего, требует вникнуть в психологическую
сущность противоречий между сторонами, которые конфликтуют, не отдавая
предпочтения тому или иному оппоненту.

Во многих ситуациях конфликт помогает
выявить все разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает
выявить большее число альтернатив или проблем, что делает процесс принятия
решения более эффективным.

Роль конфликта, в основном, зависит от
того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо
понимать причины возникновения конфликтной ситуации. Слишком часто считают, что
основной причиной конфликта является столкновение личностей, однако на практике
это оказывается совсем не так. Поэтому изучение социально-психологических
механизмов конфликтов, от причин их возникновения до успешного разрешения, было
и остается актуальным.

Научный анализ событий и процессов,
которые приобретают характер конфликта, в последнее время становится
актуальным. Накопленные многочисленные данные о причинах возникновения, этапах
и механизмах протекания, пути разрешения различных типов конфликтов будут
способствовать прогнозированию, предотвращению или смягчению, справедливого
решения спорных проблем.

Конфликтную ситуацию легче предотвратить,
чем его потушить. Поэтому научное раскрытие анатомии конфликта имеет важное как
теоретическое, так и практическое значение. Исследования в этой области
чрезвычайно актуальны, когда поводов для возникновения конфликтов немало.

Конфликты как повседневный фактор жизни
охватывают все его стороны. Именно это определяет живой интерес к данной
проблеме. Стремление проникнуть в природу данного явления привело к появлению
большого количества научных публикаций.

Глобальные конфликты предыдущих веков
стали главной причиной гибели людей в результате террора тоталитарных режимов,
мятежей и бунтов, революций и контрреволюций.

Каждая конфликтная ситуация обладает
четкой структурой. Под этим понимается совокупность или же сочетание цепи
статических компонентов, обладающих устойчивостью и складывающихся в единое
целое – в конфликт.

Структурные элементы социального конфликта
представляют собой своеобразный каркас ситуации. Если из общей схемы
расхождения изъять хотя бы один структурный компонент, то ситуация тут же
окажется исчерпанной.

Итак, основная цель данной курсовой работы
– определение основных структурных элементов конфликта.

Объектом исследования являются отношения
между субъектами, которые могут привести к конфликтной ситуации.

Предметом исследования выступают структурные
элементы конфликта.

Поставленная цель обусловила необходимость
решения ряда взаимосвязанных задач:

— рассмотреть конфликт: понятие, формы
проявления;

— выявить структурные элементы конфликта;

— изучить классификацию конфликтов по их
структурным элементам;

— определить структуру конфликта;

— охарактеризовать сущность и структуру
конфликтов в организации.

Результаты исследования: результаты
исследования сформированы исходя из поставленных задач.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, в целом, можно считать, что
конфликты — явление отрицательное. Но они могут иметь как негативные, так и
позитивные последствия, это часто зависит от того, каким образом был разрешен
этот конфликт. Конструктивно развязан конфликт будет иметь позитивные
последствия, неконструктивно — негативные. Именно здесь и возникает вопрос,
нужен конфликт вообще, надо стараться обойтись без него?

История развития человечества с древнейших
времен до наших дней показывает, что конфликты всегда были и будут. Поэтому
проблемы конфликтологии, конфликтных ситуаций всегда интересовали ученых,
политиков, практиков, народ. Для понимания сути конфликта важно выделить его
основные признаки, структуру, динамику, функции и т.д.

Конфликт — это совершенно нормальное
состояние личности. Каждый человек находится в конфликте с другими людьми,
целыми группами или даже с самим собой на протяжении всей своей жизни. А умение
находить взаимопонимание с конфликтной стороной — это, пожалуй, самый важный
жизненный опыт, укрепляющий личные и профессиональные отношения.

Причиной конфликта в отношениях является
психологическая несовместимость, то есть бессознательное, немотивированное
неприятие человеческой личности, которое вызывает негативное эмоциональное
состояние у одной стороны или одновременно у каждой; эмоциональные и
нейрогенные конфликты, которые не противоречат никаким интересам, а также
эмоциональные состояния, которые вызывают напряжение и в конечном итоге
превращаются в реальные конфликты различной природы: экономические,
идеологические, бытовые семейные.

Однако постоянное пребывание в конфликтной
ситуации может оказать деструктивное воздействие на личность человека, так как
он может чувствовать себя подавленным, терять уверенность в себе, а его
самооценка будет снижаться. Поэтому для окончательного решения конфликта
необходимо его обострение. Но чтобы правильно определить, лучше ли избегать
конфликта или разрешать его, важно знать способы и стили разрешения конфликтов.

Конфликтом обычно называют столкновение
сторон, в основе которого лежит обострение реальных или иллюзорных
противоречий. Если конфликт вызван объективным несоответствием интересов и
стороны адекватно воспринимают ситуацию, то речь идет о реальном, или истинном,
конфликте.

Каждый конфликт имеет достаточно ярко
выраженную структуру. И каждый лидер должен знать, что пока существуют все
элементы конфликтной структуры, она не может быть разрушена. В такой ситуации
все попытки разрешить конфликт приведут лишь к его росту и обострению.
Очевидно, что необходимо устранить хотя бы один элемент конфликтной структуры.

Первый элемент конфликта — это его объект.
Объект конфликтной ситуации связан с технологическими или организационными
трудностями, спецификой оплаты труда или спецификой деловых и личных отношений
конфликтующих сторон.

Вторым элементом конфликта следует считать
субъективные мотивы его участников или цели конфликта, которые определяются
взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами и ценностями
участников.

Третий элемент конфликта — это его участники-противники.

Четвертый элемент — это причина, которую
следует отличать от истинной причины конфликта, которая часто может быть
скрыта.

Таким образом, под конфликтом понимается
наиболее острый способ разрешения важных противоречий, возникающих в процессе
взаимодействия, который заключается в реакции субъектов конфликта и обычно
сопровождается негативными эмоциями.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 Конфликт как сложное социальное явление 1.1 Конфликт: понятие, формы проявления В научной литературе, в публицистике
понятие "конфликт" трактуется неоднозначно. Есть немало определений
сути этого понятия. Так, в обыденной жизни понятие "конфликт"
используется применительно к широкому кругу явлений — от вооруженных
столкновений, противостояния различных социальных групп, межличностных
разногласий вплоть до семейных неурядиц [1].

Именно труды Р. Дарнедорфа и JI. Козера
побудили рассматривать конфликт с позиции более четкого определения проблемных
полей их исследований. Понятие конфликта начинает отделяться от понятия борьбы,
приобретает конкретный смысл и описание, конфликт перестает быть абстрактным [12].

Объяснение причин конфликтов американскими
авторами отличается от отечественного, что объясняется стилем жизни и
менталитетом народа. Прежде всего они отмечают следующие причины:
взаимозависимость задач, различие в целях, расхождение в представлениях и ценностях.

1. Возможность конфликта существует там,
где один человек зависит от другого.

2. Вероятность конфликтов увеличивается с
увеличением специализации организации и распределением ее на подразделы. Это
происходит из-за того, что специализированные подразделения сами формируют свои
цели и стремятся уделять больше внимания достижению их, чем целей всей
организации.

3. Вместо объективной оценки ситуации люди
считают себя, свой отдел главным в решении любого вопроса. Такое случается,
если организационно-воспитательная работа ведется на низком уровне.

Американский социолог и экономист К.
Боуддинг, автор "общей теории конфликта", стремился создать целостную
научную теорию конфликта. Термин "конфликт" он использует для анализа
физических, биологических и социальных явлений. Он, в частности, подчеркивал,
что все конфликты имеют общие элементы и общие образцы развития и именно
изучение этих общих элементов может отразить феномен конфликта в различных его
специфических проявлениях. В трудах К. Боуддинга, Дж. Бернарда, Р. Дарендорфа,
К. Дойча, М. Дойча, Г. Зиммеля, Л. Козера, А. Раппопорта и других
исследователей приведена разнообразная методология, категориальный аппарат,
систематизирован опыт классификации конфликтов, представлены характеристики их
социальных функций.

По мнению отечественных ученых,
занимающихся психологией управления, конфликт — это явление межличностных и
групповых отношений. Любой конфликт есть стремление одержать победу, создать
идею, совершить поступок. Поэтому управленцы утверждают, что конфликт — это и
своего рода возможный показатель неправильной управленческой деятельности [7].

Утвердилось стереотипное мнение, будто
конфликт — это что-то крайне плохое и вредное.

Американская школа сформировала свое
видение конфликта — когда негативно думают о конфликте, то ассоциируют его с
агрессией, спорами, войнами. Поэтому и конфликты для них нечто нежелательное
(Вербовская школа).

Европейская "школа человеческих
отношений" тоже считает, что конфликт — показатель неэффективной
деятельности организации и плохого управления. По мнению ученых,
доброжелательные взаимоотношения в организации могут предотвратить
возникновение конфликтов.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы