Курсовая теория на тему Оперативно-розыскная деятельность, как направление правоохранительной деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические и правовые основы оперативно-розыскной деятельности 6
§ 1. Понятие и сущность оперативно-розыскной деятельности 6
§ 2. Основания и цели оперативно-розыскной деятельности 11
2. Результаты оперативно-розыскной деятельности 15
§ 1. Правовая природа результатов оперативно-розыскной деятельности 15
§2. Применение результатов оперативно-розыскной деятельности 23
Заключение 27
Список использованной литературы 30
Введение:
Актуальность темы исследования. Правоохранительная функция по праву входит в число важнейших направлений деятельности любой современной страны. Уголовные законы эффективно реализуются, преступления предупреждаются под угрозой неотвратимости уголовной ответственности за их совершение на основании таких видов государственной деятельности, как уголовно-процессуальная и оперативно-розыскная.
Прогрессивное развитие общества невозможно без законности реализации прав человека и без обеспечения его свободного развития. На данном этапе, практически все правовые демократические государства закрепили в своих национальных законодательствах приоритет и защиту прав человека. Согласно Конституции, государство гарантирует неприкосновенность человеческого достоинства, свободу и права личности, способствует осуществлению справедливости в обществе. Конституция РФ также гарантирует защиту частной жизни, определяя, что каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров и других конфиденциальных сообщений и т.п.
С другой стороны, борьба с экстремизмом, угрозой терроризма и международной преступности, с увеличением масштабов незаконного оборота наркотических средств, оказала значительное влияние на обновление средств с помощью которых может проводиться оперативно-розыскная деятельность. Поэтому, перед национальными законодателями стоит задача нахождения баланса между правами и свободами отдельной личности и интересами, и безопасностью общества.
Мировой практикой выявления и расследования преступлений и имеющимся отечественным опытом деятельности правоохранительных органов доказано, что наиболее эффективный метод противодействия преступности – это осуществление расследования при наличии полной картины о событии преступления, получаемой посредством совместных усилий органов расследования и сотрудников оперативно-розыскных подразделений. Учитывая это, многими авторами отмечается, что получение максимального количества сведений, носящих доказательственное значение по отношению к событию преступления и лиц, его совершивших, возможно только, когда в процесс уголовно-процессуального доказывания в максимальном объеме вводятся результаты оперативно-розыскной деятельности .
Проблематика реализации результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам неоднократно рассматривалась на страницах юридической печати, выступая при этом предметом дискуссии и активного обсуждения среди ученых и практических работников. В отношении данного вопроса к настоящему времени авторами изложены и обоснованы различные варианты разрешения. Причем многими озвучиваются абсолютно полярные точки зрения: одни считают необходимым категорически запретить использование в уголовно-процессуальном доказывании результатов, добываемых при производстве оперативно-розыскных мероприятий, другие полагают возможным вообще снять какие-либо ограничения для реализации в ходе уголовного судопроизводства результатов оперативно-розыскной деятельности .
На основании изложенного можно прийти к выводу, что изучение вопросов уголовно-процессуального доказывания, реализации результатов оперативно-розыскной деятельности в этом процессе является более чем актуальным.
Характеризуя степень научной разработанности заявленной темы стоит отметить повышенный интерес к ней со стороны многих ученых. Современным подходам и методам оценки результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе в той или иной степени уделяют внимание: И.М. Белякова, А.А. Бессонов, Ю.П. Гармаев, В.И. Зажицкий, Т.В. Зеленская, А.В. Земскова, М.П. Котухов, М.П. Поляков, Р.Е. Савонюк, А.В. Стремоухов, М.А. Удовыдченко и др.
Цель исследования заключается в исследовании оперативно-розыскной деятельности как вида правоохранительной деятельности.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
— исследовать понятие и сущность оперативно-розыскной деятельности;
— проанализировать основания и цели оперативно-розыскной деятельности;
— охарактеризовать правовую природу результатов оперативно-розыскной деятельности;
— рассмотреть особенности применения результатов оперативно-розыскной деятельности.
Объектом настоящего исследования выступает совокупность общественных отношений, которые складываются при проведении оперативно-розыскной деятельности.
Предмет исследования составляют нормы законодательства, регламентирующие отдельные вопросы, связанные с осуществлением оперативно-розыскной деятельности, научные исследования и судебная практика
Методологическая основа исследования. Специфика поставленных автором цели и задач вызвала необходимость применения комплекса общенаучных и специальных методов. По ходу исследования использованы диалектический подход, логический метод, аналитический метод, историко-правовой метод, сравнительный и статистический методы, метод определения и деления понятий, метод экспертных оценок, системно-структурный анализ и др.
Структура исследования обусловлена объектом, предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя четыре параграфа, заключения, а также списка использованной литературы.
Заключение:
По результатам проведенного исследования представляется возможным сформулировать следующие выводы и предложения.
Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) – это одно из наиболее эффективных средств борьбы с преступностью в любой стране мира. Объективную необходимость ОРД подтверждает многовековой исторический и современный опыт противодействия преступности на основании применения специфических, только ей присущих средств и методов. Практически общепризнанным является утверждение о том, что раскрытие и расследование тяжких и особо тяжких преступлений наиболее успешно при активном применении оперативно-розыскных мероприятий.
Легальное определение ОРД можно обнаружить в ст. 1 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Его анализ позволяет прийти к выводу, что данному виду государственной правоохранительной деятельности присущи следующие признаки:
1) деятельность государства в лице специальных органов осуществляется гласным и негласным способами;
2) право проводить оперативно-розыскные мероприятия имеют органы, специально уполномоченные на это и прямо названные в Законе об ОРД;
3) основная направленность оперативно-розыскных мероприятий – это защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, отношений собственности, а также обеспечение безопасности общества и государства от преступлений.
В Законе об ОРД можно обнаружить широкий диапазон целей и задач, достигаемых и разрешаемых в процессе ОРД. И это достаточно просто объясняется. Оперативно-розыскная деятельность представляет собой специфический вид государственной деятельности, позволяющей достаточно эффективно противодействовать преступности, незамедлительно и адекватно реагировать на возникновение новых криминальных угроз, нейтрализация которых только на основании уголовных, уголовно-процессуальных и уголовно-исполнительных средств является практически невозможной. Учитывая это, на протяжении уже длительного периода именно меры оперативно-розыскного характера играют первостепенную роль в работе специально созданных оперативных подразделений правоохранительных органов, призванных предупреждать и раскрывать преступления.
При этом ОРД – это деятельность непроцессуального характера. ОРД является предшествующим этапом по отношению к доказыванию. Так называемая «ориентирующая» информация, которая добывается в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий, дает указание на местонахождение источников доказательств и на возможные средства получения сведений процессуальным путем.
На практике тесная взаимосвязь ОРД с уголовным судопроизводством проявляется следующим образом: оперативный уполномоченный путем выявления лиц, которые причастны к совершению преступления, определения обстоятельств этого преступления, получения фактических данных, свидетельствующих о происшедшем, собирает необходимый объем информации и передает ее следователю (дознавателю) в целях дальнейшего применения в процессе расследования. Важно при этом то, что добытая в результате оперативно-розыскных мероприятий информация может в случае надлежащего оформления и закрепления стать доказательственной базой по делу.
Доказательства, которые образуются в результате производства ОРД, носят особую правовую природу, обусловленную сущностью и спецификой указанного вида деятельности, осуществляемой специально уполномоченными на это правоохранительными органами.
Легальная трактовка понятия «результаты оперативно-розыскной деятельности» присутствует в норме п. 36.1 ст. 5 УПК РФ; под результатами ОРД понимаются сведения, полученные на основании Закона об ОРД, о признаках подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлениях, лицах, которые участвовали в подготовке или совершении преступления и скрылись от органов дознания, следствия или суда.
В отличие от УПК РФ, Закон об ОРД, непосредственно регламентирующий основы оперативно-розыскной деятельности, соответствующую дефиницию не содержит. Этим, а также тем, что данный термин применяется в различных отраслях правовой науки (к примеру, в уголовном праве, уголовном процессе, криминалистике, теории оперативно-розыскной деятельности и т.д.), объясняется большое число подходов, раскрывающих содержание понятия «результаты ОРД».
В частности, к настоящему времени в юридической литературе имеется несколько концепций результатов ОРД: доказательственная, смешанная и информационная.
Использование результатов ОРД для формирования уголовно-процессуальных доказательств выступает крайне значимым этапом всего уголовного процесса. Как показывает практика, органами, осуществляющими ОРД, в рамках расследования уголовного дела может добываться большой объем самых разнообразных сведений, способных затем преобразоваться в соответствующие материалы уголовного дела или вещественные доказательства.
Варианты использования результатов ОРД в уголовном процессе могут быть следующие: результаты ОРД как повод и основание для возбуждения уголовного дела; их применение при подготовке и производстве следственных (судебных) действий, которые предусмотрены УПК РФ; их употребление в процессе доказывания по уголовному делу (но в соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства).
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические и правовые основы оперативно-розыскной деятельности
§ 1. Понятие и сущность оперативно-розыскной деятельности
Понятие «правоохранительная деятельность» в юридический обиход введено в к. 50-х – нач. 60-х гг. XX в. К правоохранительной деятельности можно бы относить государственную деятельность, которая осуществляется для охраны права уполномоченными органами методом применения юридических мер влияния согласно закону и при обязательном соблюдении установленного порядка.
Основные ценности, которые защищаться должны государственными органами: личность — ее свободы и права; общество — его духовные и материальные ценности; государство — территориальная целостность, суверенитет и конституционный строй.
Осуществляется правоохранительная деятельность в таких формах, как: экспертно-криминалистическая деятельность, дознание, проведение оперативно-розыскных мероприятий, ведомственный надзор.
Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) – это одно из наиболее эффективных средств борьбы с преступностью в любой стране мира. Объективную необходимость ОРД подтверждает многовековой исторический и современный опыт противодействия преступности на основании применения специфических, только ей присущих средств и методов.
Практически общепризнанным является утверждение о том, что раскрытие и расследование тяжких и особо тяжких преступлений наиболее успешно при активном применении оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) .
Отмечается также, что «оперативно-розыскная деятельность позволяет инициативно и высоко эффективно выявлять наиболее опасные замаскированные преступления, устанавливать лиц, совершивших неочевидные преступления, предупреждать совершение этих и иных преступлений» .
Раскрывая значение ОРД, необходимо, в первую очередь, указать на ее принадлежность к правоохранительной деятельности, наделенной государственным статусом. Цели, задачи, порядок и пределы ОРД определяются Федеральным законом; им же ограничивается определенный перечень специфических средств и методов ОРД, применять которые вправе лишь специальные названные Законом субъекты, выступающие от имени государства.
В числе нормативно-правовых актов, посвященных регламентации рассматриваемой сферы общественных отношений, прежде всего, следует выделить Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – Закон об ОРД). Именно в данном акте определяется содержание оперативно-розыскной деятельности, которая подлежит осуществлению на территории Российской Федерации, и закрепляется система гарантий законности в случае проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Под оперативно-розыскной деятельностью в Законе об ОРД понимается «вид деятельности, которую гласно и негласно осуществляют оперативные подразделения государственных органов, уполномоченных на это указанным Федеральным законом, в пределах своих полномочий путем проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств» (ст. 1).
Анализ законодательного определения ОРД позволяет прийти к выводу, что данному виду государственной правоохранительной деятельности присущи следующие признаки:
1) деятельность государства в лице специальных органов осуществляется гласным и негласным способами;
2) право проводить оперативно-розыскные мероприятия имеют органы, специально уполномоченные на это и прямо названные в Законе об ОРД;
3) основная направленность оперативно-розыскных мероприятий – это защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, отношений собственности, а также обеспечение безопасности общества и государства от преступлений.
Из вышеперечисленного следует, что правом на занятие ОРД наделено весьма небольшое число государственных органов, которые прямо перечислены в Законе об ОРД. В ст. 13 данного Закона особо указано на то, что «перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, подлежит изменению или дополнению только на основании федерального закона».
Кроме того, важным является указание на исключительно «государственный» статус этих органов. У негосударственных организаций право осуществлять ОРД отсутствует.
ОРД имеет в своей основе сочетание гласных и негласных методов получения информации. Причем главное место в этом сочетании принадлежит негласным методам. Ведь, как точно подмечено В.Н. Борковым, для ОРД, основывающейся на принципе конспирации, практически не присуща такая характеристика как явность .
Сведения о тактике, формах, средствах совершения конкретных оперативно-розыскных действий составляют тайну и посторонним лицам не разглашаются. Причем осуществление ОРД носит тайный (скрытый) характер не только для лиц, которые причастны к совершению какого-либо преступления, но и для иных окружающих граждан.
Сложно не согласиться, что «оперативно-розыскная деятельность без достаточной степени конспирации может быть малоэффективной, а в отдельных ситуациях – просто бесполезной» .
Проявление негласного характера ОРМ, по словам Д.А. Климова, возможно на таких стадиях, как подготовка, проведение и оценка полученных результатов. Если на любой из этих стадий конспирация будет нарушена, то возникнет риск утраты оперативно-тактического преимущества правоохранительных органов перед лицом, в отношении которого проводятся ОРМ. Кроме того, может обесцениться и полученная оперативно-розыскная информация, также как пропадет весь смысл проведенных мероприятий .
Конституционный Суд РФ в своем Определении от 14 июля 1998 г. обратил особое внимание на то, что «оперативно-розыскная деятельность объективно невозможна без обеспечения значительной степени секретности. В связи с этим действия по осуществлению негласных оперативно-розыскных мероприятий с соблюдением требований конспирации и по засекречиванию сведений в области оперативно-розыскной деятельности сами по себе права человека и гражданина не нарушают. … Кроме того эти права гарантируются в том числе наделением суда полномочием по одобрению оперативно-розыскных мероприятий» .
Буквальное толкование ст.ст. 1, 5, 6 и др. Закона об ОРД позволяет заключить, что оперативно-розыскная деятельность – есть не что иное, как совокупность оперативно-розыскных мероприятий, выступающих, по емкому выражению Н.С. Железняка, ее «основой и содержанием». Большая часть задач, которая стоит перед сотрудниками оперативных подразделений, выполняется именно путем осуществления сменяющих и дополняющих друг друга оперативно-розыскных мероприятий .
В контексте сказанного можно сослаться и на точку зрения Н.В. Румянцева и В.Н. Омелина, отмечающих, что оперативно-розыскные мероприятия – это важнейший признак, раскрывающий сущность ОРД, т.к. именно путем проведения ОРМ и осуществляется ОРД .
В.Н. Омелин на основании анализа озвученных в юридической литературе мнений, под ОРМ предлагает понимать предусмотренные в законе действия разведывательно-поискового характера, которые проводят уполномоченные на это законом субъекты путем применения специальных средств и методов преимущественно на негласной основе при наличии определенных на это оснований и при соблюдении установленного законом порядка; цель ОРМ заключается в получении, фиксации и проверке информации, предметов и документов, представляющих значение для выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а также для решения иных задач оперативно-розыскной деятельности .
Ст. 6 Закона об ОРД содержит указание на то, что закрепленный этой же нормой Закона перечень ОРМ подлежит изменению или дополнению лишь путем принятия федерального закона. На сегодняшний день в данный перечень входит 15 ОРМ, в том числе, мероприятия в виде: опроса, наблюдения, проверочной закупки, прослушивания телефонных разговоров и т.д. Действия, которые не относятся к установленному ст. 6 Закона об ОРД списку мероприятий, а, следовательно, и результаты этих мероприятий, признаются в качестве незаконных.