Курсовая теория Юриспруденция Гражданское право

Курсовая теория на тему Опека, попечительство и патронаж

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика опеки и попечительства 6
1.1. Понятие опеки и попечительства, их разграничение 6
1.2. Права и обязанности опекуна, попечителя, органов опеки, на попечении которых находятся несовершеннолетние дети 11
Глава 2. Установление и прекращение опеки и попечительства 17
2.1. Основания и порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними 17
2.2. Установление попечительства над совершеннолетними недееспособными гражданами 22
2.3. Основания прекращения опеки и попечительства 26
Заключение 29
Список использованных источников 31
Приложения 35

 

  

Введение:

 

Актуальность темы. В ст.31 Гражданского кодекса Российской Фе-дерации (далее по тексту ГК РФ) закреплено, что опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не пол-ностью дееспособных граждан. Следует отметить, что до настоящего време-ни опека и попечительство были и остаются наиболее распространенными формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В этой форме заложен огромный положительный потенциал, позволяющий устро-ить судьбу нуждающегося в социальной заботе гражданина наилучшим спо-собом, с одной стороны, наиболее приближенным к проживанию в семье, а с другой стороны — обеспечивающим контроль за соблюдением прав и интере-сов гражданина. Наиболее актуальными в наше время являются вопросы, связанные с опекой и попечительством над несовершеннолетними детьми, что подтверждается статистическими данными по России. Так, количество детей-сирот и детей без попечения родителей по статистике на 01.01.2019 года со-ставляет менее 47,8 тыс. Причина – усыновление/удочерение и разные фор-мы устройства малышей в семьи. Рисунок 1 наглядно иллюстрирует, что проблема роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди-телей, далека от разрешения. Большую часть из них составляют дети и под-ростки, которые остались без родительской опеки по различным социальным причинам: в 2015 году – 85,1%; в 2016 году – 83,8%; в 2017 году – 83,0%, в 2018 году – 83,2% (Рисунок 2). Ежегодно значимое число родителей лиша-ются родительских прав, что, безусловно, способствует росту числа соци-альных сирот (Рисунок 3). Возрастает число родителей, права которых ограничены (Рисунок 4).
Положения Федерального закона «Об опеке и попечительстве» и дру-гие нормативные акты Российской Федерации, принятые в соответствии с ним, в целом применяются к отношениям, возникающим в связи с установле-нием, осуществлением и прекращением опеки или попечительства и которые не урегулированы положениями Семейного кодекса Российской Федерации (далее по тексту СК РФ) и Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) .
В настоящее время проблемы института опеки и попечительств заслу-живают внимания юридической науки еще и потому, что данный институт довольно долго детально не исследовался. Среди ученых-юристов стало традиционным отношение к нему, как к незначительному. На мой взгляд, следует согласиться с мнением специалистов по семейному праву, которые не считают опеку и попечительство в целом своей областью. Обосновывается такое утверждение тем, что цивилисты же не разрабатывают этот институт, полагая, что он скорее относится к сфере семейного права. Между тем, изме-нения, произошедшие в гражданском законодательстве и в цивилистической науке, обуславливают потребность в реформировании института опеки и по-печительства над несовершеннолетними. Изменилось представление о месте семейного права в системе российского права, участилось применение нети-пичных договоров, проявляется тенденция к расширению сферы участия государства в гражданских правоотношениях, активно разрабатывается тео-рия услуг. Эти обстоятельства являются важными предпосылками для об-суждения возможности применения гражданско-правовых механизмов к от-ношениям опеки и попечительства.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Фактически именно в нормах римского права было закреплено два вида опеки, основным отличием которых была форма получения согласия на совершение со стороны опекаемого отдельных сделок, то есть фактически роль опекуна определялась в зависимости от дееспособности опекаемого. Интересы опекаемого находились под защитой государства, соответственно нормами римского права была предусмотрена ответственность для опекуна за добросовестное исполнение возложенных на него обязанностей. Что каса-ется российского права, то были отмечены сходные черты развития исследу-емых институтов с римским правом.
2. Самая популярная юридическая форма устройства несовершенно-летних и признанных недееспособными совершеннолетних граждан была и остается опекунством (попечением). В применении этой формы огромный по-зитивный потенциал, который направлен на организацию жизни тех, кто нуждается в социальной помощи, с одной стороны, наиболее приближенно к проживанию в семье, а с другой — обеспечивает наблюдение за соблюдением права и интереса гражданина. Институт опеки и попечительства имеет тесную связь с понятием и сущностью дееспособности. Опекунство назначается над малолетними и иными лицами, признанными судом недееспособным. Над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спирт-ными напитками или наркотическими средствами устанавливается попечи-тельство (п. 1 ст. 33 ГК РФ). Попечители и опекуны являются законными представителями и выступают в защиту прав и интересов лиц, над которыми установлены опека и попечительство, в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах (п. 2 ст. 31 ГК РФ).
3. Субъектами правоотношений по опеке и попечительству являются опекуны и попечители с одной стороны и лица, над которыми установлена опека и попечительство, с другой стороны. Особым субъектом является ор-ган опеки и попечительства. Обязанности, стоящие перед опекунами или по-печителями по отношению к опекаемому, во многом сходны с родительски-ми. Опекун или попечитель обязан воспитывать ребенка — заботиться о его психическом, духовном и нравственном развитии, совместно проживая с ним. Также на него возлагается обязанность обеспечить получение ребенком основного общего образования, заботиться о его здоровье.
4. Опека (попечительство) устанавливается для воспитания детей, ли-шившихся родительского попечения и для защиты личных и имущественных прав этих детей. Эти цели взаимосвязаны, потому что теплые и доверитель-ные условия воспитания в семье непосредственно говорят о бережном отно-шении к праву каждого несовершеннолетнего на надлежащее семейное вос-питание.
Отсутствие родительского попечения может проявляться в случае смер-ти родителей, лишения их родительских прав, длительного отсутствия роди-телей, уклонение родителей от обязанности воспитать детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействиями родителей условий, представляющих угрозу жизни и здоровью детей или препятствующих к нормальному воспитанию и разви-тию ребенка.
Предельный срок опекунства определяется достижением подопечным 14 лет, если в судебном порядке не решен вопрос о признании лица недее-способным. Попечительство имеет нижнюю и верхнюю временные границы, связанные с достижением несовершеннолетним соответственно 14 и 18 лет.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Общая характеристика опеки и попечительства

1.1. Понятие опеки и попечительства, их разграничение

Самая популярная юридическая форма устройства несовершеннолет-них и признанных недееспособными совершеннолетних граждан была и остается опекунством (попечением). В применении этой формы огромный по-зитивный потенциал, который направлен на организацию жизни тех, кто нуждается в социальной помощи, с одной стороны, наиболее приближенно к проживанию в семье, а с другой — обеспечивает наблюдение за соблюдением права и интереса гражданина.
Институт опеки и попечительства имеет тесную связь с понятием и сущ-ностью дееспособности. Дееспособность в ст. 21 ГК РФ определена как спо-собность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять граж-данские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (п. 1 ст. 21 ГК РФ).
В отличие от правоспособности, которая понимается, как абстрактная возможность иметь права и обязанности, дееспособность рассматривается, как сфера действительного, воплощенного в действиях субъектов граждан-ского права. Поэтому дееспособность не является качеством гражданина, ко-торое ему дается при рождении, а приобретается каждым по мере приобре-тения жизненного опыта и психологической зрелости. Понятие дееспособно-сти физического лица связано с его интеллектуальным состоянием, так как, вступая во взаимодействие с другими субъектами, необходимо, чтобы чело-век осознавал характер совершаемых им действий и последствий их совер-шения, а также нес ответственность за эти действия . Такая зависимость дее-способности от психического состояния физического лица привела к тому, что дееспособность не признается в равной мере за всеми гражданами, то есть ее объем у всех различный.
Категория дееспособности граждан представляет большую ценность в силу того, что является юридическим средством выражения свободы лично-сти. По российскому законодательству человек считается полностью дееспо-собным с восемнадцати лет (п. 1 ст. 21 ГК РФ). В связи с этим объем дееспо-собности с возрастом расширяется, достигая максимума в восемнадцать лет. Однако в законодательстве предусмотрены случаи уменьшения объема дее-способности в плоть до признания человека полностью недееспособным. Та-ким образом, дееспособность является очень динамичным свойством челове-ка, в отличие от правоспособности.
В ГК РФ содержание дееспособности поставлено в зависимость от воз-растного критерия. Так, лица в возрасте от нуля до шести лет признаются полностью недееспособными, сделки от их имени заключают законные пред-ставители, ответственность за совершенные противоправные действия также несут законные представители. Отсюда такие лица не обладают ни сделкос-пособностью, ни деликтоспособностью.

 

Содержание:

 

Введение 3
1.Правовая характеристика института опеки, попечительства и патронажа. 5
1.1 Понятие опеки, попечительства и патронажа 5
1.2 Органы опеки и попечительства 11
1.3 Права и обязанности субъектов правоотношений опеки, попечительства и патронажа 16
2. Установление и прекращение опеки, попечительства и патронажа 22
2.1 Условия (основания) возникновения и прекращения опеки 22
2.2 Условия (основания) возникновения и прекращения попечительства 29
2.3 Условия (основания) возникновения и прекращения патронажа 31
Заключение 34
Список литературы 36

 

  

Введение:

 

Конституция Российской Федерации предусматривает государственную поддержку материнства, детства и семьи, гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Институт опеки, попечительства и патронажа, предусмотренный нормами гражданского и семейного законодательства, признан обеспечить реализацию указанных прав.
Гражданский кодекс регулирует общие положения об опеке, попечительстве и патронаже, когда Семейный кодекс делает упор на регулирование отношений по опеке и попечительстве несовершеннолетних граждан.
В целом опека, попечительство и патронаж являются формой устройства граждан для восполнения их дееспособности в целях защиты прав и законных интересов подопечных.
Актуальность данной работы состоит в том, что категория граждан, над которыми устанавливает опека, попечительство и патронаж в силу своего возраста или эмоционального состояния нуждается в особой защите своих прав и законных интересов. Поэтому так важно изучить законодательство и практику его применения в целях повышения качества работы органов в осуществлении этой цели.
Объектом данной курсовой работы является общественные отношения, возникающие по поводу реализации опеки, попечительства и патронажа.
Предмет исследования составляет действующее гражданское и семейное законодательство Российской Федерации, в том числе ФЗ «Об опеке и попечительстве», ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Цель курсовой работы – изучить опеку, попечительство и патронаж как правовой институт российского законодательства.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
• Раскрыть понятие опеки, попечительства и патронажа;
• Установить правовые основы регулирования данных институтов;
• Определить органы государственной власти, осуществляющие опеку, попечительство и патронаж;
• Изучить права и обязанности субъектов правоотношения по опеке, попечительству и патронажу;
• Проанализировать основания возникновения и прекращения опеки, попечительства и патронажа.
Методологической основой исследования является диалектический, формально-юридический, эмпирический, исторический, филологический методы и метод анализа.
В качестве теоретической базы были использованы работы русских ученных, таких как В. А. Ершов, Н.Р. Косевич, Л.Ю. Михеева, А.Б. Поздняков, Т.А Попова, Г.Ф. Шершеневич, М.Ф. Владимирский-Буданов, К.Б. Ярошенко и другие.
Нормативную базу исследования составили международно-правовые акты, Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Определения КС РФ, Постановления Пленума РФ.
Работа состоит из двух глав, состоящих из 6 параграфов, введения, заключения, списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, подводя итоги исследования, можно сделать следующие выводы.
Опека, попечительство и патронаж это форма устройства граждан. Данные институты созданы для защиты прав и законных интересов социально незащищенных слоев населения.
Опека устанавливается над несовершеннолетним в возрасте до четырнадцати лет, то есть над малолетним гражданином, и над гражданами, признанными судом, полностью недееспособными. Данные категории граждан требует особой защиты, потому что они в связи с малолетним возрастом или психическими отклонениями не могут в полной мере пользоваться своими правами и исполнять обязанности. Потому опекун не только совершает от имени подопечных в их интересах сделки, но и является законным представителем данных лиц.
Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и над лицами, которые ограниченные судом в дееспособности. Попечитель не является законным представителем данных лиц. Законодатель устанавливает сделки, которые подопечные вправе совершать, все остальные сделки они осуществляют только с письменного согласия попечителей.
Опекуны и попечители наделены широким кругом прав и обязанностей, которые близки к правам и обязанностям родителям. Это связанно с тем, что государство старается создать благоприятную среду для жизни социально незащищенных слоев населения, данные условия способна обеспечить только обстановка, которая будет близка к семейной.
Патронаж существенно отличается от опеки и попечительства. Патронаж устанавливается над дееспособными совершеннолетними гражданами, которые в силу физически особенностей не способны совершать самостоятельно. В основном патронаж устанавливается для защиты имущественных прав патронируемого лица и совершения юридически значимых действий. Патронируемое лицо и помощник устанавливают права и обязанности в заключенном между ними договоре.
Надзор за осуществлением прав и обязанностей, а также за защитой прав и интересов лиц, находящихся под опекой и попечительством и патронажем осуществляют органы опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также органы местного самоуправления, если законам субъекта РФ они наделены полномочиями по опеке и попечительству.
Основанием возникновения отношений опеки и попечительства между опекуном, попечителем и подопечным является акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна, попечителя. Существует еще такая форма опеки, попечительства как временная опека, установленная на основании акта органа опеки и попечительства об установлении временной опеки или временного попечительства. Также опека и попечительство может устанавливаться по договору об осуществлении опеки и попечительства. Такой договор заключается, если опека осуществляется на возмездной основе.
Основанием установление патронажа является заключенный договор между лицом, который нуждается в установлении патронажа и лицом, которое выразило желание стать помощником. Например, между участниками патронажа может быть заключен договор поручения и доверительного управления имуществом. Прекращение патронажа над дееспособным совершеннолетним гражданином происходит в связи с расторжением договора, который заключен между помощником и патронируемым лицом.
Введение института опеки, попечительства и патронажа, безусловно, имеет важное значение для защиты прав и законных интересов лиц, которые нуждаются в соответствующей защите. Государство должно поддерживать семьи для снижения числа социальных сирот и лиц, которые находятся в государственных учреждениях. Ведь здоровая семейная обстановка позволяет всестороннему развитию граждан.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

1.Правовая характеристика института опеки, попечительства и патронажа.

1.1 Понятие опеки, попечительства и патронажа
Правовую основу деятельности по опеке, попечительству и патронажу в современный период составляют ряд законодательных актов, в том числе Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Федеральный закон от 24 июля 1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 156-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 16 апреля 2001 года № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» и другие.
В соответствии со статьей 60 Конституции Российской Федерации граждане осуществляют свои права и обязанности в полном объеме с 18 лет. С этого момента он обладает правосубъектность. Правосубъектность состоит из двух элементов:
• Правоспособность – это способность иметь права и нести обязанности. По общему правилу возникает с рождения;
• Дееспособность – это способность своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их. Дееспособность предполагает, что человек понимает значение своих действий, осознает последствия этим действиям, в том числе и негативные, и готов нести ответственность. Это требует определенных знаний и жизненного опыта, поэтому возникновение полной дееспособности связывают с наступлением восемнадцатилетнего возраста. Существуют исключения из этого правила, так лицо приобретает полную дееспособность в случае эмансипации и вступления в брак до достижения восемнадцатилетнего возраста.
Не допускаются ограничения кого-либо в правоспособности или в дееспособности иначе как в порядке, установленном законом.
Малолетние, несовершеннолетние, ограниченные в дееспособности или недееспособные не могут осуществлять самостоятельно свои права в полном объеме. Непосредственно, для защиты данной категории граждан государство разработало институт опеки, попечительства и патронажа.
В правовой литературе нет единого подхода к определению понятия «опека» и «попечительство». В дореволюционный период данные понятия тесно связывали с семьей, например, Г.Ф. Шершеневич определял – как «искусственную семью» , М.Ф. Владимирский-Буданов – как «искусственную власть над семьей» .
В советский период началась тенденция на расширение понятия опеки и попечительства, теперь включили не только обеспечение функции государства по воспитанию и защите детей, оставшихся без попечения родителей, но и других социально незащищенных слоев населения – недееспособных и ограниченных в дееспособности.
Понятие опеки содержится в ст. 2 Федерального закона от 24.04.2008 «Об опеке и попечительстве» . Как форма устройства опека устанавливается:
• Над малолетними (несовершеннолетними, не достигшими четырнадцатилетнего возраста);
• Над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.
Малолетние в соответствии со ст. 28 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе самостоятельно осуществлять следующие виды сделок:
 Мелкие бытовые сделки;
 Сделки, которые направлены на безвозмездное получение выгоды, при этом данные сделки не должны требовать нотариального удостоверения или государственной регистрации;
 Сделки по распоряжению, так называемыми, «карманными средствами», то есть средства, которые предоставлены несовершеннолетним их законными представителями. Данные средства могут быть предоставлены и третьими лицами, но только с согласия законных представителей. Несовершеннолетний может свободно распоряжаться ими или вкладывать на определенные цели .
Иные виды сделок от имени малолетних может совершать только их опекун, как законный представитель.
Гражданин признается судом недееспособным, если вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий. От их имени сделки совершают опекуны, учитывая мнение такого гражданина, а при не возможности установления его мнения – с учетом информации, полученной от родителей такого гражданина, его прежних опекунов, иных лиц, оказавших такому гражданину услугу и добросовестно исполнявших свои обязанности .
Под попечительством в ст. 2 Федерального закона от 24.04.2008 «Об опеке и попечительстве» понимается форма устройства следующих граждан:
a) Несовершеннолетних, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет;
b) Граждан, ограниченных судом в дееспособности.
Несовершеннолетние, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет в соответствии со статьей 26 Гражданского кодекса вправе без согласия родителей, усыновителе и попечителей:

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы