Курсовая теория на тему Огюст Конт как основатель социологии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Огюст Конт — основатель социологии 5
1.1. Контовская классификация наук 5
1.2. Социология в представлении Огюста Конта 7
1.3. Социологические методы 9
Глава 2. Огюст Конт основы социологической теории 12
2.1. Социальная статика против социальной динамики в теории социологии 12
2.2. Вклад Огюста Конта в социологию 17
Заключение 22
Список использованной литературы 24
Введение:
Огюст Конт (1798-1857), французский мыслитель, предложивший проект создания позитивной науки, суть которой заключается в изучении законов наблюдаемых явлений на основе достоверных фактов и связей, считается основателем социологии. Именно он ввел термин «социология» в своей работе 1839 года «Курс позитивной философии».
Для Конта социология — это наука, изучающая процесс совершенствования человеческого разума и психики под влиянием социальной жизни. Он считал, что основным методом, инструментом, с помощью которого ученые будут изучать общество, является наблюдение, сравнение (в том числе историческое) и эксперимент. Главным тезисом Конта была необходимость строгой проверки пропозиций, которые рассматривала социология.
Подлинным знанием он считал то, которое получено не теоретическим путем, а социальным экспериментом.
Необходимость создания новой науки Конте обосновывал на основе своего закона о трех стадиях интеллектуального развития человека: теологической, метафизической и позитивной.
Первая, теологическая или фиктивная, стадия охватывает античность и раннее средневековье (до 1300 года). Он характеризуется доминированием религиозного мировоззрения. На втором, метафизическом этапе (с 1300 по 1800 год) человек отказался от апелляции к сверхъестественному и попытался объяснить все с помощью абстрактных сущностей, причин и других философских абстракций.
Предмет исследования: Философско-историческая концепция Огюста Конта.
Цель исследования: представить обзор философско-исторической концепции О. Конта.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи работы:
• Дать характеристику позитивизму О. Конта.
• Проанализировать взгляды О. Конта, изложенные в его трактате «Курс положительной философии».
• Выявить исторические этапы развития и формирования информационного общества.
• Охарактеризовать идейные истоки взгляды социологии Конта.
Источниковую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных историков и социологов прошлого и настоящего. Теоретической основой исследования являются работы, в которых анализируются философско-исторические и социологические взгляды Огюста Конта, а также уделяется внимание анализу их трудов. Наибольший интерес при изучении данной темы представляет основной трактат О. Конта «Курс позитивной философии». Это издание позволит наиболее полно и достоверно изучить основные идеи, избежав недостоверных интерпретаций его работ современными авторами. Историография проблемы. Первая историческая форма позитивизма возникла в 1930-1940-х годах во Франции. XIX века во Франции. Основателем этого направления в философии традиционно считается Огюст Конт. Один из его последователей, Джон Стюарт Милль, в своих работах положительно оценил трактовку О. Контом научного знания, его отношение к философии, а также закон трех стадий, считая позитивную стадию высшим состоянием человеческого общества. Однако Милль не принял «религию человечества» Конта и дистанцировался от нее.
Методологические основы исследования: это методы и принципы, использованные в процессе исследования. Изучение проблемы осуществлялось на основе общенаучных принципов. В качестве основного принципа общенаучного анализа, прежде всего, используется принцип научности. Этот принцип обязывает рассматривать события на основе выявленных научных закономерностей.
Заключение:
Огюст Конт предполагает, что социология является продуктом трехэтапного развития. При изучении позитивной философии он применил научные методы сравнения и пришел к «Закону человеческого прогресса» или «Закону трех стадий». Эти три стадии следующие:
1. Теологическая или фиктивная стадия:
Согласно Конту, на этой стадии «все теоретические концепции, будь то общие или специальные, несут на себе отпечаток сверхъестественного». Не имея возможности обнаружить естественные причины различных событий, первобытные люди приписывали их воображаемым или божественным силам. Эта стадия также подразделяется на четыре подстадии: а) фетишизм (б) антропоморфизм (в) политеизм (г) монотеизм.
a) Фетишизм:
На этой стадии человек признает существование духа или души. Он не признает священство.
б) Антропоморфизм:
На втором подэтапе, с постепенным развитием человеческого мышления, произошло изменение или улучшение человеческого мышления, что привело к развитию этого этапа.
в) Политеизм:
На этом подэтапе человек начинает верить в магию и связанные с ней действия. Затем он переносит или навязывает особого бога в каждый предмет. Таким образом, они верили в нескольких богов и создали класс жрецов, чтобы получить благосклонность и благословения этих богов.
г) Монотеизм:
На этой подстадии теологической стадии человек верит, что существует только один центр силы, который направляет и контролирует всю деятельность мира. Таким образом, человек верил в сверхчеловеческую силу только одного бога.
Огюст Конт утверждал, что каждая стадия развития человеческой мысли обязательно вырастает из предыдущей. Только когда предыдущая стадия исчерпывает себя, развивается новая. Он также соотнес три стадии развития человеческой мысли с развитием социальной организации, типами общественного строя, социальными единицами и материальными условиями, существующими в обществе. Он считал, что социальная жизнь развивалась так же, как происходили последовательные изменения в человеческой мысли.
Огюста Конта можно считать, прежде всего, социологом единства человека и общества. В его глазах человеческая история представляет собой единое целое, и он расширил эту концепцию единства до такой степени, что его трудности в конечном итоге оказались противоположными трудностям Монтескье. Ему было бы трудно заново открыть и учесть разнообразие, поскольку, согласно его философии, только один тип общества является абсолютно правильным, и все человечество должно прийти к этому образцовому типу. Конт выдвинул свою философскую эволюцию, представляющую три пути, на которых тезис о человеческом единстве заявляется, развивается и обосновывается.
Позитивизм — философская система Огюста Конта, признающая только положительные факты в наблюдаемых явлениях и отвергающая метафизику, теизм и основанную на них религиозную систему. Таким образом, Конте выступал против всех видов иррациональных элементов в социальном мышлении. Конте утверждал: «До тех пор, пока человек верит, что социальные события всегда подвержены нарушениям в результате случайного вмешательства законодателей, ни человеческих, ни божественных, никакие научные положения о них не будут возможны».
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Огюст Конт — основатель социологии
1.1. Контовская классификация наук
Вторая наиболее известная теория Конта, теория иерархии наук или классификации наук, тесно связана с законом трех стадий. Как человечество развивается только через детерминированные этапы, каждый последующий этап опирается на достижения своих предшественников, так и научное знание проходит через аналогичные этапы развития. Но разные науки развиваются с разной скоростью. «Любой вид знания достигает позитивной стадии рано, пропорционально его всеобщности, простоте и независимости от других отделов» [11].
С незапамятных времен мыслители пытались классифицировать знания по тому или иному признаку. Ранние греческие мыслители сделали тройную классификацию знаний. Это были физика, этика и политика. Бэкон сделал классификацию на основе способностей человека, а именно памяти, воображения и разума. Наука, основанная на памяти, называется историей, воображение — поэзией, а разум — физикой, химией и т.д.
Конте классифицировал знания на основе наблюдения научного или позитивного уровня человеческого мышления. Главная цель классификации наук, проведенной Контом, — подготовить фон и основу для изучения общества, социологии, науки, изобретенной им самим. Исходя из этого, он определил и методологию социологии. Конте считал, что каждая наука возникла не произвольно. Она появилась в поисках «законов» определенного вида или уровня фактов, с которыми человек столкнулся в своем опыте познания мира. Каждая наука занимается каким-то определенным событием или предметом, и они составляют предмет ее изучения.
Конт говорил о социологии как о «венчающем сооружении» в иерархии наук. Он не имел в виду, что она в каком-то смысле превосходит любую другую науку, а только то, что она служит для того, чтобы привести все другие науки в соответствие друг с другом в общей интеллектуальной истории человека. По словам Конта, сначала развивается астрономия, самая общая и простая из всех естественных наук. За ней следуют физика, химия, биология и, наконец, социология. Каждая наука в этом ряду зависит в своем появлении от развития своих предшественниц в иерархии, отмеченной законом возрастающей сложности и убывающей общности [9].
Однако, по мнению Конта, за всеми этими науками и перед ними стоит великая наука математика — самый мощный инструмент, который разум может использовать для исследования естественных законов. Наука математики должна быть разделена на абстрактную математику или исчисление, и конкретную математику, охватывающую общую геометрию и рациональную математику. Таким образом, мы имеем шесть великих наук.
Классификация наук следует порядку развития наук. Она указывает на их социальную связь и относительное совершенство. Для того чтобы достичь эффективного знания, науки должны изучаться в указанном порядке. Социология не может быть понята без знания предшествующих наук.
Конте расположил науки таким образом, чтобы каждая категория могла быть основана на главных законах предыдущей категории и служить основой для следующей за ней категории. Таким образом, порядок — это порядок возрастающей сложности и убывающей общности. Самые простые явления должны быть самыми общими — общими в том смысле, что они присутствуют везде. В этой иерархии Конт помещает математику на самую нижнюю ступеньку, а самую верхнюю занимает социология.
Можно было систематически расположить науки таким образом, чтобы они совпадали с [7]:
1. Порядком их исторического возникновения и развития. Науки развивались в ходе истории.
2. Порядок их зависимости друг от друга. Наука не может развиваться без зависимости друг от друга.
3. Уменьшение степени общности и увеличение степени сложности их предмета.