Философия Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Одиночество как философско-антропологическая проблема

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ

3

Глава
1. Генезис феномена «одиночество»………………………………………6

1.1.
Понятие «одиночество» как социо-культурный феномен в истории человечества – в
традиционном обществе………………………………………6

1.2.
Генезис понимания феномена «одиночество» в социальной истории.
Одиночество как
феномен современной цивилизации………………………10

1.3. Одиночество и пути его преодоления в России…………………………..12

Раздел
2. Философско-антропологические подходы к пониманию феномена «одиночество»
………………………………………………………………………15

2.1.
История философии и проблема одиночества
……………………………15

2.2. Проблема одиночества в современном обществе…………………………18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………26

Список использованной литературы…………………………………………..27

 

  

Введение:

 

Актуальность нашего
исследования определяется важнейшей проблемой для социума – проблемой
одиночества.

По некоторым данным,
более 13% россиян испытывают это чувство, состояние. Если оно имеет
пролонгированный характер, то это уже создаёт угрозу для здоровья –
психического, эмоционального, телесного и социального.

Современное общество
интенсивно атомизировалось в эпоху глобальной информации, ценностей и знаний.

На заре христианства
великие утверждали: Во многом знании – многие печали! Здесь мы видим аспект
единобожия и целостного поклонения христианским символам, догматам, вероучению.
В христианстве это состояние человека преодолевается через обращение к Богу, в
целом, к религии. Высшей степенью такого преодоления является отшельничество,
монашество и схима.

Для светского человека
эта проблема может быть преодолена на основе реабилитации: психической, эмоциональной,
телесной и социальной, ресоциализации личности человека как биосоциального
существа.

Глобальное общество
фрагментирует сознание человека, искусственно отдаляя его от истоков –
антропологического генезиса. Перемещение психо-эмоциональной и рациональной
жизни человека и социума в виртуальное пространство, означает подмену истинных
ценностей эстетического, этического, мировоззренческого характера символизмом,
искусственным моделированием реальности. Человек живёт жизнью символов и
ценностей, которые есть абсолютно не аутентичными его истинной сущности.

Символы «эрзац-культуры»
становятся для «усреднённого» — «ordinary man», человека, единственно
истинными, усиливая его одиночество перед лицом, как текущих социальных
проблем, так и общекультурных. Среднестатистический одинокий человек – это
человек, имеющий, как правило, негативный социальный опыт; проблемы со
здоровьем (в вышеуказанных ракурсах). Общество социального неравенства делает
людей одинокими.

Будучи по своей сути,
существом социальным, человек нуждается в общении и реализации его социальных
потребностей. С одной стороны, обилие внешних коммуникационных связей, не
позволяет человеку чувствовать себя одиноким. Подсчитано, что, в среднем,
человек в урбанизированной среде, имеет свыше 10 000 контактов в день –
визуальных, иных. Современный человек имеет доступ ко всем чудесам – научным и
технологическим, — в смысле коммуникации. Однако это не избавляет его от
одиночества. Здесь имеют значение множественные факторы: поло — возрастные
характеристики, социальное положение – статусы, роли, «социальные лифты» и
т.д., состояние социальной защищённости граждан перед лицом всевозможных
кризисов, вызовов и т.д.

Социальные возмущения в
виде революций, кризисов политического и экономического характера, региональных
и локальных войн, никак не способствуют позитивному восприятию жизни. Нас
интересует больше социо-культурный аспект этого феномена. В работе мы покажем
философско-антропологические интенции в понимании этого социального феномена и
возможные пути ослабления его влияния на человека.

Цель работы:

Определить основные
направления генезиса и философскую сущность феномена «одиночество».

Задачи работы:

1. Провести исторический
экскурс по проблеме.

2. Обозначить основные
подходы в направлении изучения феномена «одиночество» с точки зрения мировой и
отечественной философии.

3. Определить пути
ослабления влияния на психосферу, сферу рационального, человека, — этого
социального явления.

Объект исследования:

Социальный феномен
«одиночество».

Предмет исследования:

Философско-антропологические
подходы к нашей проблеме.

Методология исследования:

1. Общефилософские методы
мышления.

2. Общенаучные методы
исследования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Одиночество относится к
числу тех понятий, реальный жизненный смысл которых представляется даже
обыденному сознанию. Но, здесь скрыт 
чрезвычайно сложный и противоречивый смысл, ускользающий от
рационального анализа.

Онтологический статус
одиночества определяет основное направление в осмыслении одиночества как
сущностной антропологической характеристики бытия человека. В этом контексте
одиночество предстает экзистенциальным состоянием.

Одиночество означает два
состояния: внешнее и внутреннее, которые связаны между собой, но не
тождественны. Внешнее одиночество может быть результатом противоречия между
личностью и социальным окружением.

Внутреннее одиночество —
результат противоречия человека с собой, что приводит к потере и поиску
самотождественности.

Существуют две тенденции
одиночества: положительное одиночество (как уединённость) и негативное
одиночество. Одиночество как уединение — это позитивное, творческое, активное,
желаемое, необходимое, неотъемлемое и воспитывающее начало, из которого
рождается полноценная личность.

Одиночество как
негативное или пассивное состояние, может разрушать личность человека, быть
тяжелым, безвыходным, ужасным. Это одиночество — тоска, вырастающая изнутри, —
это состояние душевной изолированности.

Из многомерности одиночества
выделяются 4 модуса: космический, культурный, социальный, межличностный.

Одиночество имеет мужскую
и женскую ипостаси. На соответствующих этапах развития личности человека
феномен одиночества приобретает свою специфику 
— поло-возрастную и т.д.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1.
Генезис феномена «одиночество»

1.1.
Понятие
«о
диночество» как социо-культурный
феномен в истории человечества
– в традиционном обществе

Первобытная история
человечества насчитывает сотни тысяч лет. На этапе Хомо Сапиенс, –
приблизительно 40-30 000 лет тому, произошла генная революция и человеческое
сознание обрело современный облик. Для нашей темы случился важнейший момент –
человек осознал себя человеком, выделив себя из мира стихийной природы. Человек
начал строить общество. Возникли первичные социальные связи – от
кровнородственной семьи, до племени и союза племён. Человеку некогда было
рефлексировать: надо было заниматься собирательством,
охотой, рыбной ловлей, возделыванием
почвы, изготовлением орудий труда и охоты, строительством жилищ. Из поколения в
поколения люди жили недолго, и это недолговечное пребывание на Земле, порождало
ощущение близкого конца – света, жизни и т.д. Свободное время человек посвящал
ремеслу, искусству. Миф развил человека как личность, противопоставленную
слепой игре стихий.
Осознав
себя, как личность, человек совершил первый антропологический переворот.
Возникла саморефлексия, внутренняя жизнь. В момент уединения человек задумался
о глобальных вещах. При этом, большое значение имела био-гео-среда. Человек
расселялся по Земле, осваивал пустыни, горы, степи, луга, саванну, тропики,
лесостепные области. Кругозор его расширился, и, по мере усложнения социальных
отношений, человек обрастал паутиной коммуникации. В раннеклассовых обществах –
на Ближнем, Среднем и Дальнем Востоке, сформировалась кастовая корпоративная
социальная система. Здесь человек эмоционально и физически ощущал себя членом
этой системы. Любые рефлексивные отклонения от традиции и памяти предков,
означали предательство. Человек становился изгоем, отщепенцем. Мир этих людей
был настолько закрытым, что феномен одиночества как непохожесть на других, стал
чем-то вроде зла. И этому есть своё оправдание. По мере усложнения социальной
жизни, формирования рабовладельческой системы, формирования общины – тружеников
деревни, цеха ремесленников, корпорации торговцев, формирования захватнических
армий, мотив одиночества стал противоядием для суперконформизма. В Древней
Греции возник эпос про Героя – в виде Одиссея, аргонавтов, других персонажей,
которые смогли бросить вызов обыденности, богам, совершить нетривиальные подвиги.

Миф на Востоке, в Азии,
породил противоядие нонконформизму – коллективное восприятие мира, где нет
места отстранённости от интересов единого в традиции социума. Система Конфуция
обеспечивала единство корпоративной системы, где нет места отстранённости от
общественного процесса. Касты в Индии чётко обозначили место каждого человека –
выход из касты, означал духовную смерть. Вместе с тем, буддизм породил культ
уединения как возможности приобщиться к тайнам Бытия. Медитация стала способом
духовной коммуникации, обращённой в глубины сознания и подсознания. Иудаизм
культивировал общинный коллективизм, где изгой-одиночка признавался «чужим»
(тема «Вечного Жида»). Богоизбранность еврейского народа означала его
отчуждённость от этносов-социумов, где ему довелось расселяться.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы