Курсовая теория Педагогика/Психология Дошкольная педагогика

Курсовая теория на тему Оценка восприятия произведений живописи детьми 5-6 лет.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1.Теоритические основы оценки восприятия произведений живописи детьми 5-6 лет 5
1.1Сущность эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста 5
1.2Особенности восприятия произведений живописи дошкольниками 10
1.3Формирование художественного восприятия у детей 5-6 лет при знакомстве с живописью 15
Вывод по 1главе 20
2.ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ ДЕТЬМИ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ 21
2.1 Цель, задачи и методы исследования 21
Вывод по 2главе 24
Заключение 25
Список использованных источников 28

  

Введение:

 

В современном мире для развития дошкольного образования самой главной задачей является сформировать личность ребенка и развить в нем творческие способности. Но если же не вложить детям знания о ценности и понимании искусства, тогда не получится в них гармонической и творчески развитой личности. Они не смогут наслаждаться и ценить мир искусства.
Одной из самых интересных для дошкольников является изобразительная деятельность. Она очень волнует ребенка, вызывая в нем позитивные эмоции. В рисунках детей можно увидеть их настроение, отношение к чему либо, что нравится больше, что вызывает у них восторг. Большое внимание уделяется рисованию в детских садах и если в младшей группе на рисование отводится два часа в неделю, то в старшей группе их уже четыре раза в неделю.
Значимость этого исследования заключается в функциях, которые осуществляются в процессе знакомства детей с изобразительным искусством.
1. Познавательная функция. Когда дети обращают свое внимание на картину и тщательно ее рассматривают, они учатся анализировать. На занятиях детям объясняют, что такое динамика, колорит, пространство, симметрия.
2. Воспитательная функция. Именно благодаря искусству в людях раскрываются различные чувства. Когда дети знакомятся с живописью, им раскрывается вся палитра реального мира, их начинает интересовать общественная жизнь, деятельность людей и художественное творчество. Так формируется нравственный характер и сознание ребенка.
3. Эстетическая функция. Дети учатся видеть красоту человеческих поступков, взаимоотношений, давать оценку изображенному в произведении искусства явлению с реальной действительностью.
Цель исследования – составить методику оценки восприятия произведений живописи детьми 5-6 лет.
Объект исследования – восприятие живописи дошкольниками.
Предмет исследования – оценка восприятия живописи детьми 5-6 лет.
Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1.Расмотреть сущность эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
2. Описать методику и процедуру исследования особенностей восприятия живописи детьми старшего дошкольного возраста
3. Обобщить результаты исследования особенности восприятия живописи детьми 5-6лет.
Теоретико-методологической основой исследования являются работы по проблеме эстетического восприятия дошкольников М.И. Венгера, Л.А. Сакулиной, А.А. Мелик-Пашаевой, Е.А. Флериной, В.Н. Шацкой, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой и др. Методические работы, посвященные вопросам развития эстетического восприятия дошкольников Н.А. Ветлугиной, Т.В. Королевой, И.А. Лыковой, М.В. Мацкевича, Г.А. Петровой, В.Н. Полуниной и др. Методические работы по использованию в развитии эстетического восприятия ребенка различных видов искусства (С.М. Вайнерман, А.А. Грибовская, Т.Н. Доронова, Т.С. Комарова, В.Ю. Лебедев).
Методы исследования: теоретический анализ восприятия произведений живописи детьми 5-6 лет.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, по итогам изучения темы исследования можно сделать вывод о том, что эстетическое восприятие — это особый вид эстетической деятельности, выражающийся в целенаправленном и целостном восприятии произведений искусства как эстетической ценности, которое сопровождается эстетическим переживанием. Компонентами эстетического восприятия старших дошкольников являются:
1. Эмоциональная отзывчивость при восприятии эстетического объекта или ситуации. Критерии: проявление эмоциональной реакции в процессе взаимодействия с искусством; ее разнообразие (жесты, мимика, движения тела, эмоциональность речи); адекватность смыслу, образному строю художественного произведения.
2. Направленность на преобразование впечатлений в выразительные образы. Критерии: способность предвосхищать будущий художественный образ; активность художественно-творческой деятельности; способность находить адекватные средства (цветовую, языковую, звуковую, пластическую форму, фактуры, ритмы, тембры и т.д.), которые позволяют «проявить» и воплотить впечатления в выразительные образы.
3. Эстетические суждения. Критерии: выражать различными способами (эпитеты и образные сравнения) свое отношение к воспринимаемым произведениям искусства; мотивировать выбор того или иного произведения разных видов искусства.
Для детей дошкольного возраста является необходимостью изучение с произведениями живописи, графики, скульптуры.
Часто детей знакомят с картинами лишь для того что бы развить их речь, но в процессе знакомства детей с произведениями живописи совокупно решаются более сложные задачи художественного восприятия. И так детям дошкольного возраста интересен мир искусства, они готовы с любознательностью и восхищением рассматривать картины, а благодаря воспитателю учатся ярко выражать свое восприятие их. С помощью опытов и различных исследований это было доказано.
Под художественным восприятием подразумевается – чувственное восприятие детьми 5-6 лет художественной формы произведения живописи. Ребенок благодаря своему восприятию способен выразить свое отношение к содержанию произведения. Изучив вопрос развития художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе, сделан вывод о том, что восприятие произведений живописи является неотъемлемой частью эстетического восприятия детей. Ознакомление с выразительными средствами живописи: теплые и холодные цвета, цветовой контраст, нюанс и др., с необычными художественными материалами и техниками: витраж, мозаика и др. не только расширяют детские представления о жизни и искусстве, но и способствуют развитию воображения и фантазии, активизируют процесс художественного восприятия.
Для полного восприятия художественного искусства детей знакомят с профессией художника, ведут беседу о том, как создается картина. Однако, в процессе знакомства детей с живописными произведениями не следует все рассказывать детям сразу, не узнав, что им уже известно.
Детям 5-6 лет доступно понимание пейзажной живописи, натюрмортов, некоторых произведений бытового жанра, особенно связанных с их реальной жизнью. Таким образом, данная тема исследования является актуальной, выполняет важные воспитательные функции.

   

Фрагмент текста работы:

 

1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ ДЕТЬМИ 5-6 ЛЕТ

1.1Сущность эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста

Проблема эстетического восприятия в научной литературе представлена в различных контекстах. Как предпосылка духовного становления человека, его личностного развития, эстетическое восприятие рассматривается в трудах В.А. Сухомлинского, Д.Б. Лихачева, М.Б. Теплова и др. В другом контексте развитие эстетического восприятия выступает как «прямая» задача эстетического воспитания дошкольников (В.Н. Шацкая).
Восприятие, объединяя в себе все стороны психической жизни человека, представляет единство эмоционально-чувственного и аналитического, интуитивного и логического, рационального и иррационального. Восприятие осуществляется посредством действия, связано с обследованием воспринимаемого объекта, с построением его образа. Взаимодействие человека и любого вида искусства начинается с эстетического восприятия.
В педагогике эстетическое восприятие определено, как «процесс непосредственного контакта с окружающей средой, процесс переживания впечатлений о предметах в рамках социо-эмоционального развития наблюдателя» [5, с. 203].
Живопись-это олицетворение образов реальности со всевозможной колоритностью и блеском, наносимые на любую твердую поверхность. Наибольшей популярностью среди зрителей из всех видов изобразительного искусства пользуется именно живопись. Зритель очень легко воспринимает живопись, так как ее образы всегда наглядны и назидательны. Ей доступно воспроизведение на плоскости объема предметов, их материальной плоти, глубины изображаемого пространства, окружающей предметы световоздушной среды, впечатляющих эффектов освещения. С помощью живописи можно раскрыть всю глубину человеческих отношений и переживаний, передать самые тонкие оттенки настроения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы