Курсовая теория на тему Оценка социальной адаптации у студентов психологов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ДИНАМИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 6
1.1 Понятие социально-психологической адаптации 6
1.2 Особенности социально-психологической адаптации студентов 13
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И СТИЛЕЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ 17
2.1 Организация и методика исследования социально-психологической адаптации и стилей саморегуляции поведения студентов 17
2.2 Обработка и анализ полученных результатов 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
Введение:
Актуальность темы исследования.
Быстрые социально-экономические изменения, накопление новых знаний в различных областях науки, совершенствование производственных процессов и быстрая компьютеризация общества предъявляют новые требования к людям. Современному обществу нужны люди, которые могут не только жить в окружающей среде, но и реализовывать в ней свой внутренний потенциал.
Однако многие молодые люди не могут адаптироваться и развиваться в постоянно меняющейся реальности. Проблема дезадаптации молодежи особенно серьезна, когда речь идет о будущих профессионалах. Уровень профессиональной активности молодого специалиста, а значит и уровень его работы, зависит от уровня его готовности.
Адаптация студентов на ранних этапах профессионального образования является одним из центральных вопросов современных психолого-педагогических исследований. Это происходит потому, что система высшего образования оказалась неспособной справиться с изменениями в социальной жизни, хотя сами по себе знания в традиционном понимании не могут быть средством эффективной адаптации к вчерашним учащимся.
В нашем исследовании мы рассматриваем адаптацию в контексте социализации индивида. Это процесс, в ходе которого человек приобретает новый статус обучающегося в своей будущей профессии. От того, когда и как происходит процесс адаптации, зависит настоящий и будущий успех и профессиональное развитие студента.
Указанные обстоятельства определяют выбор темы исследования и основные направления ее разработки.
Разработка проблемы
Анализ ряда соответствующих работ позволил нам выработать собственное понимание концепции адаптации как процесса взаимодействия окружающей среды и человека. Этот процесс принимает форму действия и способствует его трансформации в зависимости от новых условий и цели действия. Для понимания основных особенностей процесса профессионального обучения адаптации были определены ключевые функции общения, мотивации, ориентации, развития и познания. Все выявленные функции процесса адаптации опосредованы его структурой, т.е. социальными ролями, социальным поведением и социальными отношениями.
Богоявленская Д.Б., Кулюткин Ж.Н., Милославова Н.А. подчеркнули, что адаптация зависит от индивидуальной учебно-воспитательной деятельности.
Некоторые ученые изучали прикладные аспекты проблемы социально-психологической адаптации, такие как адаптация личности в различных группах и популяциях (Георгиева, 1985; Свиридов, 1974; Таланов, 1976; Ходаков, 1976; Хохлова, 1981 и др. адаптация личности в школе (Гапон, 1985; Хохлова, 1976 и др. ), школы (Гапонова, 1994 и др.), различные сферы труда и производства (Жмыриков, 1989; Прохватилов, Шалыто, 1989 и др.), различные психосоматические и неврологические расстройства (Бурлачук, Коржакова, 1992; Барлас, 1994) и др.
Исследовательские группы Лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН (В.Н. Безносиков, А.Л. Журавлев, О.И. Зотова, Л.В. Ключникова, И.К. Крызева, В.В. Поздняков, С.Н. Пустовалов, Е.В. Таран Ноев и другие) провели ряд плодотворных исследований в области психосоциальной адаптации в различных сферах производственной популяции.
Цель работы: Цель исследования — диагностика социально-психологической адаптации студентов-психологов и изучение процесса адаптации. Исходя из поставленных целей, были рассмотрены следующие вопросы.
1. с учетом работ отечественных и зарубежных исследователей, используя научную литературу по теме исследования
2. уточнить природу процесса адаптации как психологического процесса.
3. определение особенностей психосоциальной адаптации студентов-психологов и ее влияния на их учебную деятельность
4. исследовать возможные психолого-педагогические влияния на социальную адаптацию студентов
5. диагностировать и определять степень социальной адаптации с помощью специализированных методик.
6. проанализировать результаты проведенного исследования.
Гипотеза исследования В проведенном исследовании была выдвинута гипотеза о том, что студенты-психологи характеризуются более высокой степенью социально-психологической адаптации, чем студенты других вузов.
Тема исследования: динамика психосоциальной адаптации студентов-психологов.
Методология исследования.
Теоретические: анализ развития психологической науки, имеющей отношение к исследуемой проблеме, систематический анализ, синтез.
Эмпирические: интервью, межличностный опросник (IRA), математические и статистические методы.
Заключение:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ДИНАМИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1 Понятие социально-психологической адаптации
Термин «адаптация» используется сегодня в различных научных дисциплинах, включая биологию, философию, социологию, социальную психологию, этологию, образование и экологию. Первоначально слово «адаптация» (лат. adaptatio — приспособление) использовалось в биологии для обозначения того, что организм способствует выживанию вида, приспосабливаясь к условиям выживания. Люди унаследовали от животных способность к адаптации, которая закодирована в генетическом коде биологических систем и является важным элементом самосохранения человека [10, с.19].
Понимание феномена психосоциальной адаптации получило значительное развитие в последние годы в связи со смещением интереса исследователей из области психологических отклонений к теме здоровой личности. Произошло постепенное разделение понятий адаптации и привыкания, переход от пассивного приспособления к созданию системы продуктивного взаимодействия личности и среды, от конечной цели гомеостатического равновесия и отсутствия конфликта к конечной цели самоактуализации и самореализации личности в реальной социальной среде. Внимание исследователей все чаще обращается к общей теме «жизненной адаптации», которая анализирует поведенческие стили и стратегии индивидов, применяемые не только в сложных жизненных ситуациях, но и в типичных повседневных ситуациях. С признанием позитивной преобразующей функции личности и социальной среды встал вопрос о развитии, основанном на конструктивном взаимодействии личности и общества [12, с. 16].
Без современного понимания адаптации в естественных науках невозможно рассматривать адаптацию в социальной психологии.
Внутренние и внешние исследователи (А.А. Балл, Ф.Б. Березин, Л.И. Божович, А.А. Налчаджян, В.А. Петровский, Ж. Пиаже, 3. Фрейд, Э. Эриксон, Н.И. Сарджвеладзе, В. Фалиев, А. Джахаева, Н.А. Ощуркова, П.С. Кузнецов, И.А. Милославова, А.И. Жмыркова и другие).
По мнению Г. А. Балла, адаптация — это процесс, направленный не только на сохранение и воспроизводство определенных предрассудков, но и на преодоление существующего психологического состояния [25].
По мнению В.Г. Березина, адаптация — это процесс создания оптимальной гармонии между человеком и окружающей средой в человеческой деятельности. Адаптация позволяет человеку удовлетворять свои потребности и реализовывать связанные с ними нужды, в то же время обеспечивая совместимость поведения человека с требованиями окружающей среды. Исследователи выделяют два уровня психологической адаптации
Психологический уровень индивида. Сюда входят личностные и типологические характеристики человека и текущее состояние, в котором поддерживается психологическое равновесие и психологическое благополучие (например, мотивация, компетентность, степень развития самосознания, саморегуляции, самооценки, самоконтроля, темперамента и характеристик эмоциональной и интеллектуальной сферы).
Психосоциальное измерение. Сюда входят характеристики микросоциальных взаимодействий. На этом уровне устанавливаются соответствующие межличностные отношения с учетом ожиданий среды и достижения социально значимых целей, а основные процессы адаптации выделяются следующим образом: первый тип характеризуется позитивным взаимодействием с социальной средой, второй тип — пассивной адаптацией (адаптивное принятие целей и ориентация на группу) Второй тип характеризуется пассивной адаптацией (адаптивное принятие целей и ориентация на группу). Возникновение таких адаптационных процессов зависит от характера индивидуальных потребностей и мотиваций и подтверждается в ходе группового и межличностного взаимодействия.
По мнению Л.И. Божович, характер адаптации зависит от онтологической стадии развития. Другими словами, психологические характеристики ребенка формируются в результате его адаптации к требованиям окружающей среды. Затем они развиваются самостоятельно и определяют дальнейшее развитие человека.
А.А. Налчаян изучал процессы адаптации и приспособления на уровне индивидуальных механизмов, которые гарантируют приспособление личности к определенным социальным ситуациям. Ученый предлагает теорию адаптивного комплекса, в которой процесс адаптации человека происходит в сложных проблемных ситуациях. По мнению автора, адаптивный комплекс многократно используется в аналогичных социальных ситуациях и закрепляется в структуре личности как подструктура ее характеристик [25].
А.В. Петровский выделяет три стадии развития личности (адаптация, индивидуация и интеграция) и определяет процесс адаптации как усвоение человеком норм, действующих в группе, навыков и способов действия, используемых всеми членами группы.
Формирование стабильной структуры личности требует повторяющихся успехов и неудач в адаптации, индивидуации и интеграции, которые происходят, когда человек в течение жизни входит не в одну, а во многие группы.
Закономерности, открытые и исследованные Петровским, лежат в основе временного деления не только ранних стадий онтогенеза, но и всего онтогенеза.
В неофрейдистском течении адаптация рассматривается в контексте социальной активности личности. Фрейд ввел понятия «гетероморфного» и «аутогенного» изменения еще в 3. Таким образом, можно выделить два типа психологической адаптации.
-Гетероморфная адаптация происходит, когда человек изменяет внешний мир в соответствии со своими потребностями.
-Локальная адаптация обусловлена изменениями в личности (ее структуре, способностях, навыках и т.д.) с целью приспособления к окружающей среде [25].
Э. Эриксон предложил взаимную адаптацию индивида и общества как представитель психоаналитических тенденций. Он описал процесс адаптации формулой: противоречие — тревога — защитная реакция личности и среды — гармоничное равновесие или конфликт.
По мнению Н.И. Салювелазе, адаптация к социальной среде зависит не только от того, как индивид определяет ситуацию, но и от эмоциональных состояний, сопровождающих адаптацию. Эти состояния определяют поведение человека и его межличностную систему.
По мнению автора, самоадаптация является важным вопросом в формировании социальной и личностной идентичности.
Анализируя проблему психологической адаптации Я, В.В. Фалеев приходит к следующим выводам.
. Психологическая адаптация человека происходит в результате наличия нервной системы.
. Окружающая среда оказывает прямое влияние на эффективность работы нервной системы.
. Предотвращение стресса, аффекта и разочарования является ключом к эффективности психологической адаптации человека.
. Гармонизация психологических процессов — ключ к успешной адаптации.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ДИНАМИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1 Понятие социально-психологической адаптации
Термин «адаптация» используется сегодня в различных научных дисциплинах, включая биологию, философию, социологию, социальную психологию, этологию, образование и экологию. Первоначально слово «адаптация» (лат. adaptatio — приспособление) использовалось в биологии для обозначения того, что организм способствует выживанию вида, приспосабливаясь к условиям выживания. Люди унаследовали от животных способность к адаптации, которая закодирована в генетическом коде биологических систем и является важным элементом самосохранения человека [10, с.19].
Понимание феномена психосоциальной адаптации получило значительное развитие в последние годы в связи со смещением интереса исследователей из области психологических отклонений к теме здоровой личности. Произошло постепенное разделение понятий адаптации и привыкания, переход от пассивного приспособления к созданию системы продуктивного взаимодействия личности и среды, от конечной цели гомеостатического равновесия и отсутствия конфликта к конечной цели самоактуализации и самореализации личности в реальной социальной среде. Внимание исследователей все чаще обращается к общей теме «жизненной адаптации», которая анализирует поведенческие стили и стратегии индивидов, применяемые не только в сложных жизненных ситуациях, но и в типичных повседневных ситуациях. С признанием позитивной преобразующей функции личности и социальной среды встал вопрос о развитии, основанном на конструктивном взаимодействии личности и общества [12, с. 16].
Без современного понимания адаптации в естественных науках невозможно рассматривать адаптацию в социальной психологии.
Внутренние и внешние исследователи (А.А. Балл, Ф.Б. Березин, Л.И. Божович, А.А. Налчаджян, В.А. Петровский, Ж. Пиаже, 3. Фрейд, Э. Эриксон, Н.И. Сарджвеладзе, В. Фалиев, А. Джахаева, Н.А. Ощуркова, П.С. Кузнецов, И.А. Милославова, А.И. Жмыркова и другие).
По мнению Г. А. Балла, адаптация — это процесс, направленный не только на сохранение и воспроизводство определенных предрассудков, но и на преодоление существующего психологического состояния [25].
По мнению В.Г. Березина, адаптация — это процесс создания оптимальной гармонии между человеком и окружающей средой в человеческой деятельности. Адаптация позволяет человеку удовлетворять свои потребности и реализовывать связанные с ними нужды, в то же время обеспечивая совместимость поведения человека с требованиями окружающей среды. Исследователи выделяют два уровня психологической адаптации
Психологический уровень индивида. Сюда входят личностные и типологические характеристики человека и текущее состояние, в котором поддерживается психологическое равновесие и психологическое благополучие (например, мотивация, компетентность, степень развития самосознания, саморегуляции, самооценки, самоконтроля, темперамента и характеристик эмоциональной и интеллектуальной сферы).
Психосоциальное измерение. Сюда входят характеристики микросоциальных взаимодействий. На этом уровне устанавливаются соответствующие межличностные отношения с учетом ожиданий среды и достижения социально значимых целей, а основные процессы адаптации выделяются следующим образом: первый тип характеризуется позитивным взаимодействием с социальной средой, второй тип — пассивной адаптацией (адаптивное принятие целей и ориентация на группу) Второй тип характеризуется пассивной адаптацией (адаптивное принятие целей и ориентация на группу). Возникновение таких адаптационных процессов зависит от характера индивидуальных потребностей и мотиваций и подтверждается в ходе группового и межличностного взаимодействия.
По мнению Л.И. Божович, характер адаптации зависит от онтологической стадии развития. Другими словами, психологические характеристики ребенка формируются в результате его адаптации к требованиям окружающей среды. Затем они развиваются самостоятельно и определяют дальнейшее развитие человека.
А.А. Налчаян изучал процессы адаптации и приспособления на уровне индивидуальных механизмов, которые гарантируют приспособление личности к определенным социальным ситуациям. Ученый предлагает теорию адаптивного комплекса, в которой процесс адаптации человека происходит в сложных проблемных ситуациях. По мнению автора, адаптивный комплекс многократно используется в аналогичных социальных ситуациях и закрепляется в структуре личности как подструктура ее характеристик [25].
А.В. Петровский выделяет три стадии развития личности (адаптация, индивидуация и интеграция) и определяет процесс адаптации как усвоение человеком норм, действующих в группе, навыков и способов действия, используемых всеми членами группы.
Формирование стабильной структуры личности требует повторяющихся успехов и неудач в адаптации, индивидуации и интеграции, которые происходят, когда человек в течение жизни входит не в одну, а во многие группы.
Закономерности, открытые и исследованные Петровским, лежат в основе временного деления не только ранних стадий онтогенеза, но и всего онтогенеза.
В неофрейдистском течении адаптация рассматривается в контексте социальной активности личности. Фрейд ввел понятия «гетероморфного» и «аутогенного» изменения еще в 3. Таким образом, можно выделить два типа психологической адаптации.
-Гетероморфная адаптация происходит, когда человек изменяет внешний мир в соответствии со своими потребностями.
-Локальная адаптация обусловлена изменениями в личности (ее структуре, способностях, навыках и т.д.) с целью приспособления к окружающей среде [25].
Э. Эриксон предложил взаимную адаптацию индивида и общества как представитель психоаналитических тенденций. Он описал процесс адаптации формулой: противоречие — тревога — защитная реакция личности и среды — гармоничное равновесие или конфликт.
По мнению Н.И. Салювелазе, адаптация к социальной среде зависит не только от того, как индивид определяет ситуацию, но и от эмоциональных состояний, сопровождающих адаптацию. Эти состояния определяют поведение человека и его межличностную систему.
По мнению автора, самоадаптация является важным вопросом в формировании социальной и личностной идентичности.
Анализируя проблему психологической адаптации Я, В.В. Фалеев приходит к следующим выводам.
. Психологическая адаптация человека происходит в результате наличия нервной системы.
. Окружающая среда оказывает прямое влияние на эффективность работы нервной системы.
. Предотвращение стресса, аффекта и разочарования является ключом к эффективности психологической адаптации человека.
. Гармонизация психологических процессов — ключ к успешной адаптации.