Курсовая теория Экономические науки Экономика предприятия

Курсовая теория на тему Оценка и пути роста результативности работы предприятия

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Теоретический аспект анализа результативности деятельности предприятия 4
2. Факторы, влияющие на результативность деятельности предприятия 20
3. Методы анализа валовых затрат 31
Заключение 41
Список литературы 43

 

  

Введение:

 

Актуальность повышения результативности деятельности предприятий, обусловлена тем, что развитие предприятий, материальное благосостояние населении и государства зависят от того, насколько результативной будет хозяйственная деятельность экономических субъектов хозяйствования. Чтобы соответствовать «вызовам времени», предприятия вынуждены не только пересматривать привычные и ставшие традиционными подходы к организации своей деятельности, но и постоянно повышать собственную эффективность.
Важным внешним фактором является достаточно быстрое «копирование» даже высокотехнологичных продуктов, «уникальность» товаров и услуг быстро теряет актуальность, поскольку конкуренты используют стратегию «вслед за лидером», поэтому надо быстро реагировать и предусматривать различные стратегии при продвижении товаров.
Объектом исследования является результативность работы предприятия.
Предметом исследования является оценка и пути роста результативности работы предприятия.
Целью исследования является оценка и пути роста результативности работы предприятия.
Для достижения цели исследования необходимо решение следующих задач:
— Теоретический аспект анализа результативности деятельности предприятия
— Факторы, влияющие на результативность деятельности предприятия
— Методы анализа валовых затрат.
Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением и списком литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Экономическая эффективность предприятия выражает отношение эффекта к затраченным ресурсам. Экономическую эффективность можно классифицировать в зависимости от видов деятельности: операционная, финансовая, инвестиционная. Каждая из этих групп предполагает расчет показателей отношения «результатов» к «затратам». Под результатом могут рассматриваться объем продаж или валовой доход, а под затратами – собственно стоимость ресурсов, величина активов и т.п.
Факторы, влияющие на экономическую эффективность деятельности предприятия, делятся на внешние и внутренние. Внешние включают: государственное вмешательство; финансово-валютные факторы; экономические и конъюнктурные; научно-технические; экологические, форсмажорные факторы.
Внутренние – это интеграция и взаимодействие маркетингового менеджмента, финансового менеджмента, операционного менеджмента, управления персоналом, антикризисного менеджмента, риск менеджмента. Для повышения экономической результативности предприятий необходимо совершенствование формирования и использования активов предприятия, которые включают в себя и запасы, и дебиторская задолженность, а также пассивов (кредиторская задолженность, кредиты), ценообразование, а также совершенствование организации процессов деятельности и управления.
На основе анализа существующих трактовок понятия «стратегия» и с учетом построенной модели стратегии предприятия в работе сформулировано собственное определение данного понятия: стратегия предприятия, как открытой социально-экономической системы — это долгосрочный комплексный план развития предприятия и эффективный механизм его реализации, основанные на сформированном потенциале предприятия, адекватной условиям и требованиям внешней среды, используют имеющиеся возможности внешней среды, учитывают интересы всех участников рынка и отраслевые особенности деятельности предприятия и направлены на реализацию определенных аспектов направления развития предприятия с целью формирования и реализации конкурентных преимуществ и обеспечения высокого уровня конкурентоспособности предприятия на долгосрочную перспективу. Выделяют три уровня стратегии:
– стратегию, связанную с выбором набора товаров-рынков;
– конкурентную стратегию, которая касается конкретного товара или рынка и определяет способ введения конкурентной борьбы;
– функциональную стратегию (производственную, маркетинговую, логистическую и тому подобное).
На наш взгляд, выбор той или иной инвестиционной стратегии должен начинаться с определения того, что предприятие производит или будет производить, то есть с товара.
Использование соответствующих инструментов на этапах стратегического анализа дает возможность выявить и своевременно гибко реагировать на изменения факторов внешней среды.

   

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретический аспект анализа результативности деятельности предприятия

Четкое понимание экономической природы и рычагов повышения результативности процесса является инструментом обеспечения успешной деятельности предприятия, делает данную статью актуальной и практически значимой.
Изучению проблемы повышения результативности деятельности предприятия были посвящены исследования таких экономистов, как Гурьева О.А. «Экономическая результативность: сущность, особенности и методика оценки», Илюшина О.С. и Стуколова Ю.К. «Анализ методических подходов к оценке экономической результативности деятельности предприятия», Минаева О.А. «Экономическая результативность предприятия в современных условиях», Панфиль Л.А. и Муртазина Е.Э. «Оценка результативности деятельности предприятия», Чучулина Е.В. и Пискунова А.А. «Экономическая результативность как главный мотив успешности деятельности предприятия на мировом рынке», Яркина Н.Н. и Популиди Н.Г. «Методологические аспекты механизма обеспечения экономической результативности предприятия».
Результативность функционирования системы отражает результативность управляемых и управляющих систем. Отметим, что термин «результативность» вначале появился в политической литературе, но затем в связи с расширением машинного производства этот термин приобрел статус экономической категории [7, с. 227].
Результативность является индикатором развития, она выступает стимулом, для всех экономических субъектов. В целях повышения результативности деятельности разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на развитие, результат которого в денежном выражении и есть экономический эффект.
О.А. Минаева считает, что экономическая результативность предприятия – это результативность осуществляемых видов деятельности в соответствии с целями инновационного развития экономической системы [3, с. 41].
Е.В. Чучулина и А.А. Пискунова считают, что экономическая результативность предприятия выражает отношение эффекта к затраченным ресурсам [6, с. 117].
О.А. Гурьева под экономической результативностью понимает отношение результата к затратам деятельности фирм, зависящее от создания оптимальных условий производства качественного продукта, его сбыта характеризующееся достижением высоких финансовых показателей [1, с. 4].
Л.А. Панфиль и Е.Э. Муртазина экономическую результативность рассматривают с нескольких позиций: планирования объемов производства, формирования издержек, прибыли, цены и ассортимента, оценивания конкурентоспособности продукции и инвестиционной привлекательности организации [4, с. 753].
Основными подходами к экономической результативности являются:
— ресурсный (соотношение результата и объема затраченного ресурса для получения данного результата);
— затратный (соотношение результата и затрат, необходимых для достижения данного результата);
— структурный (результативность как одна из составляющих результативности, что определяет экономичность использования ресурсов);
— целевой (результативность оценивается как вероятность достижения предприятием собственных локальных и стратегических целей);
— институциональный (результативность с точки зрения различных групп заинтересованных человек).
Результативность, как экономическая категория характеризует способность предприятия ставить максимально достижимые цели и добиваться их достижения при минимальных затратах. В общем виде результативность в экономике представляет собой соотношение результатов и затрат на их достижение.
Экономическую результативность можно классифицировать в зависимости от видов деятельности:
— операционная;
— финансовая;
— инвестиционная.
Операционная результативность – повышение производительности за счет ускорения бизнес-процессов, экономия удельных затрат за счет оперативного контроля расходов, снижение потерь от рисков за счет оперативного перепланирования на 1 рубль операционных расходов.
Финансовая (кредитная) результативность — превышение доходов от финансовой деятельности над расходами от этой деятельности при условии отсутствия дополнительных капитальных вложений на 1 рубль финансовых расходов.
Инвестиционная результативность — превышение приведенных поступлений денежных средств над оттоками денежных средств, полученное в результате привлечения дополнительных инвестиций на 1 рубль инвестированного капитала.
В целом же, показатели результативности для торгового могут быть рассчитаны как:Показатели оценки экономической результативности включают: результативность использования производственных ресурсов, таких как основные средства, материальные оборотные средства в расчетах, трудовые ресурсы; результативность использования ресурсов, отражаемых в балансе; результативность финансовых вложений; рентабельность [2, с. 127].
Известно множество классификаций факторов влияния на экономическую результативность деятельности предприятия. Эти факторы, влияющие на экономическую результативность деятельности предприятия, делятся на внешние и внутренние.Внешние включают: государственное вмешательство; финансово-валютные факторы; экономические и конъюнктурные; научно-технические; экологические, форсмажорные факторы (стихийные бедствия, военные конфликты, иные внешние факторы, происходящие случайно и вызывающие негативные последствия).
Внутренние факторы – это интеграция и взаимодействие следующих факторов:
— маркетинговый менеджмент: номенклатура и ассортимент продукции, рынки сбыта, качество, ценообразование, реклама, объемы продаж, конкурентоспособность продукции; инновационная политика;
— финансовый менеджмент: управление финансовыми ресурсами, а именно собственным и заемным, основным и оборотным капиталом, оборачиваемостью, кредиторской и дебиторской задолженностью, ликвидностью;
— операционный менеджмент: специфика организации производства (операции, оборудования, процессы и т.п.), логистика, управление качеством, организация работы внутренних служб;
— управление персоналом (HR-менеджмент): состав, уровень подготовки, мотивация и квалификация персонала; система оплаты труда, материального и социального стимулирования персонала;
— антикризисный менеджмент: системы ограничений для маркетингового, финансового, операционного менеджмента и управления персоналом в условиях кризиса для его предотвращения;
— риск-менеджмент: системы ограничений для маркетингового, финансового, операционного менеджмента и управление персоналом для предотвращения рисков.
Каждый из факторов необходимо тщательно изучать, чтобы выявлять, что повлияло на рост или снижение показателей результативности, что надо сделать, чтобы повысить результативность. Так, например, внедрение системы управления экономической результативностью операционной деятельности на предприятии предполагает следующую последовательность реализации мероприятий:
1. анализ существующего процесса оперирования с доходами и расходами, изучение существующего порядка и методик планирования и контроля доходов и расходов, методов их учета и анализа в рамках бюджетного управления;
2. анализ организационной структуры предприятия, формирование предложений по функционально-структурной реорганизации с выделением специальной группы управления экономической результативностью;
3. рассмотрение и согласование предложений по структурной реорганизации вышестоящими руководителями и утверждение реорганизации;
4. проведении реорганизации (реструктуризации бизнеса);
5. подготовка, уточнение и согласование подходов к управлению экономической результативностью операционной деятельности новым подразделением – группой управления экономической результативностью; при проведении анализа существующего процесса управления операционной деятельностью необходимо выявить наиболее слабые его стороны и разработать предложения по их устранению;
6. разработка положения о группе управления экономической результативностью и должностных инструкций, функционально-структурный анализ, моделирование бизнес процесса «Управление экономической результативностью операционной деятельности»;
7. подбор, расстановка и обучение персонала для укомплектования группы управления экономической результативностью; при этом, подбор квалифицированных кадров, их расстановка и обучение с проведением стажировок на рабочих местах для четкого выявления их профессиональных качеств, знаний и навыков;
8. разработка, согласование и утверждение комплекса методик, положений и стандартов предприятия, определяющих регламент постановки и функционирования системы управления экономической результативностью операционной деятельности;
9. обучение сотрудников с целью овладения методики работы в условиях системы управления экономической результативностью операционной деятельности предприятия;
Внедрение системы управления экономической результативностью операционной деятельности предприятия предполагает комплекс мероприятий, к которым относятся:
— организация учета доходов и расходов в форме унифицированной базы данных согласно стандарту предприятия;
— проведение комплексного многоуровневого факторного анализа и анализа резервов;
— формирование, планирование и мониторинг нормативов удельных расходов;
— расчет, экономическое обоснование и определение планов для подразделений предприятия;
— доведение отчетов об экономических результатах деятельности и до менеджмента высшего звена и руководителей всех структурных подразделений;
— выработка стратегии повышения экономической результативности операционной деятельности на всех уровнях менеджмента;
— постановка целей по повышению экономической результативности операционной деятельности на всех уровнях менеджмента;
— разработка организационно-технических мероприятий (в полном соответствии с принятой стратегией и поставленными целями) по повышению экономической результативности операционной деятельности всех структурных подразделений;
— согласование и утверждение комплекса программ организационно- технических мероприятий на уровне руководителей структурных подразделений и менеджмента высшего звена.
Помимо этих мер для повышения результативности деятельности часто необходимы такие мероприятия как отработка и внедрение штатного порядка функционирования системы управления экономической результативностью операционной деятельности предприятия. При этом, важным будет изучение предложений менеджмента всех уровней о корректировке стандартов и порядка функционирования системы. Для повышения результативности также проводится оценка результативности внедрения системы управления экономической результативностью операционной деятельности. В результате, нередко требуется внедрение штатного порядка функционирования системы. Система управления экономической результативностью операционной деятельности предприятия позволит выявить резервы повышения экономической результативности операционной деятельности предприятия и его структурных подразделений. На основе полученной информации об инфраструктуре окружающей среды и выявленных резервах целесообразно разработать программы повышения экономической результативности операционной деятельности структурных подразделений в обеспечение повышения результативности предприятия.
Повышение результативности предприятия может быть реализовано за счет:
— результативного управления запасами (оптимизации остатков на складе, чтобы снизить период оборота, но не создавать дефицит);
— результативного управления дебиторской задолженностью (оптимизации ее размера, как через заключаемые с покупателями договоры, включая использование кредитной политики, так и через использование системы факторинга);
— результативного управления кредиторской задолженностью (через возможность отсрочки платежа, если такие условия возможны в отношениях с поставщиками, чтобы финансировать остатки запасов и дебиторской задолженности);
— результативного управления заемными средствами (привлечения их только по мере необходимости, в достаточном количестве, со своевременным и быстрым погашением);
— результативной ценовой политикой (чтобы обеспечивать норму прибыли при конкурентоспособности к предложениям других организаций);
— совершенствования процессов деятельности (чтобы снизить расходы на продажу, административные расходы в деятельности торговой организации, тем самым увеличив прибыль и рентабельность).
Всё активнее и стабильнее действуют государственные программы, согласно которым инвестиционные организации и фонды оказывают поддержку инициаторам деятельности предприятий, так что с 2020-х годов создание деятельности предприятия перестало быть делом на страх и риск. Хотя, конечно, для успеха проекта недостаточно одного энтузиазма.
Единой теории по поводу успешности деятельность предприятия проекта нет, и не может быть, потому что, во-первых, в каждой сфере на это влияют свои законы и правила. Во-вторых, условия внешней среды меняются с каждым годом и каждым месяцем.
Под результативностью деятельности предприятия в целом понимается эффективность проекта, реализуемого «единственным участником как бы за счет собственных средств. По этой причине показатели результативности определяются на основании денежных потоков только от инвестиционной и операционной деятельности» [15].
Отличие результативности от результативности деятельности предприятия заключается в том, что эффективность направлена на достижение финансовой прибыли. А результативность – это когда руководитель способен изыскать новые возможности для достижения результативности деятельности предприятия и тем самым увеличивая жизнеспособность проекта.
Эффективность деятельности предприятия показывает соотношение затрат на реализацию проекта и его результатов в соответствии с интересами и целями участников проекта в денежном эквиваленте [21].
Успешность деятельности предприятия – это соответствие затрат и общественных результатов рассматриваемого проекта целям и интересам его участников [18].
Успешность деятельности предприятия зачастую зависит от стратегического мышления и просчёта тенденций и идеи именно на момент создания проекта. А также от команды деятельности предприятия, выбранной ниши и продвигаемого продукта.
Тем не менее, можно выделить общие условия, обеспечивающие деятельности предприятия если не успех, то хотя бы жизнеспособность[13]:
— компетентность и профессионализм инициативной группы: если инициаторы не будут разбираться в продвигаемом ими проекте, то об успехе можно заранее забыть:
— инновационность и привлекательность: деятельность предприятия не имеет права быть скучным и банальным; даже регулярные и сами собой разумеющиеся инициативы должны быть преподнесены в качестве ноу-хау;
— информационная поддержка: без публикаций и раскрутки среди целевой аудитории деятельность предприятия быстро себя исчерпает;
— согласованность и командный дух: в подавляющем большинстве случаев деятельности предприятия разрабатываются коллективно, поэтому в них должны быть исключены внутренние разногласия;
— тщательная проработка и подготовка к запуску: любые недоработки и любая сырость проекта, так или иначе, дадут о себе знать и негативно скажутся на его привлекательности;
— пиар и привлечение инвесторов: чтобы деятельность предприятия вышел в люди и стал полноценным самодостаточным проектом, он всегда нуждается в дополнительном финансировании и закреплении достигнутой популярности.
Для привлечения инвестиций от вас потребуется презентация деятельности предприятия и хороший бизнес-план. Так что заранее подготовьтесь, проведите анализ и соберите материалы для составления бизнес-плана. Это увеличит ваши шансы получить инвестиции.
Ни один банк не хочет, чтобы его клиенты объявили дефолт, поэтому они тщательно изучают потенциальных должников. Деятельность предприятия должен привлечь внимание инвестора своей новизной, выгодно выделиться среди конкурентных проектов. Мысли умных людей часто сходятся, поэтому никогда не следует переоценивать свою прозорливость. Вполне вероятно, что кто-то другой предложит инвестору решение по аналогичному вопросу, и задача инициатора деятельности предприятия – несмотря на эту раннюю конкуренцию, оставить о себе самое яркое впечатление;
Презентация лаконично и понятно, без технических сложностей, объяснит инвестору, почему этот проект так интересен и выгоден. Не следует забывать, что инвестор не углубляется в суть проблемы. Иногда он вообще далёк от профессиональных познаний в предметной области. А иногда у него даже нет времени выслушивать подробности. Поэтому он должен с первых слов или кадров презентации понять, чем выгоден представляемый проект;
Деятельность предприятия обязательно должен иметь практическую ценность, понятную даже неспециалисту. О том, какую практическую ценность имеет проект, следует говорить как можно более чётко и ясно. Теоретизирование, лирическое вступление и биографию инициатора можно оставить на потом – презентация должна описать проблему, обосновать актуальность и предложить готовое решение;
Презентация не должна включать одни лишь обещания. Она должна сопровождаться наглядной демонстрацией результата, статистикой пробного периода или хотя бы грамотно составленным прогнозом – разумеется, без углубления в экономические и специфические отчёты. Презентация, в которой нет ничего, кроме громких заявлений и обещаний, не выглядит впечатляющей и не вызывает желания узнавать подробности проекта[31].
Вполне возможно, что презентация будет ориентирована на определённую категорию инвесторов или даже на кого-то одного, если это необходимо. Суть агрессивного продвижения деятельности предприятия в том, что на ранней стадии проект не может позволить себе быть толерантным по отношению к конкурентным решениям. Он должен отрицать (а в случае надобности опровергать) альтернативные варианты и предлагать свой, единственно верный и максимально выгодный с точки зрения инвестирования.
Таким образом, работы, в которых рассматриваются особенности оценки результативности предприятий, являются актуальными как в теоретическом, так и в практическом плане. В связи с этим, выявление особенностей практического применения показателей результативности для предприятий. Статические методы оценки являются самым простым классом подходов к анализу инвестиций и инвестиционных проектов.
Статические методы оценки инвестиционных проектов венчурными фондами[18]:
— не учитывают влияние инфляции на изменение стоимости денег во времени. В то время, как деятельность предприятия-проекты реализуются за довольно большой промежуток времени, что в совокупности с ненулевой инфляцией делает статические показатели практически довольно слабо применимыми к деятельности предприятия.
— не учитывают риски, непосредственно связанный с реализацией венчурных проектов
Основные статические показатели:
— срок окупаемости инвестиций (англ. Payback Period) показывает период, за который окупятся первоначальные инвестиции (затраты) в инвестиционный проект. Основными недостатками данного показателя, помимо тех, что присуще статическим методам в целом, являются:
— использование постоянного денежного потока при расчете показателя, в то время как в реальных условиях достаточно сложно спрогнозировать устойчивые будущие денежные поступления, тем более для венчурных проектов, в связи, с чем период окупаемости может существенно изменяться в ходе проекта.
— показатель также не учитывает возможность доинвестирования денежных средств. Деятельность предприятия-проекты же в свою очередь предполагают несколько раундов инвестиций.
Коэффициент рентабельности инвестиций (англ. Accounting Rate of Return, учетная норма прибыли) – это показатель, отражающий прибыльность объекта инвестиций без учета дисконтирования. Показатель, безусловно, не лишен недостатков. Если не брать во внимание сложность прогнозирования денежных потоков для венчурного проекта и тот факт, что показатель не учитывает временной стоимости денег, можно выделить следующие недостатки.
1. Использование, как правило, для оценки уже существующих проектов.
2. Искажение картины восприятия венчурного проекта посредством завышения доходности.
Таким образом, учитывая особенности инвестирования и реализации предприятий статические показатели вряд ли несут в себе какую-либо полезную информацию, как для инвесторов, так и для команды основателей.
Динамические показатели, в отличие от статических, учитывают временную стоимость денег, а также риски, непосредственно связанные с реализацией деятельности предприятия. Все это находит отражение в ставке дисконтирования, которая включает в себя минимальный гарантированный уровень доходности, темп инфляции, а также коэффициент, учитывающий степень риска конкретного инвестирования.
Основные сложности, как уже было сказано, связаны с прогнозированием. Чистый дисконтированный доход (англ. Net Present Value, NPV) – отражает изменение денежных потоков и показывает разность между дисконтированными денежными доходами и расходами. Данный показатель очень часто используется при оценке инновационных проектов. Однако несмотря на это он имеет некоторые недостатки.
Деятельность предприятия-проекты априори предполагают существенный риск, который в теории должен находить отражение в ставке дисконтирования. Таким образом, может получиться, что премия за риск будет очень высока, а показатель NPV существенно занижен. Информативность данного показателя существенно снижается с течением времени. Так как деятельность предприятия — предполагает длительную реализацию, это особенно актуально. Не определяет границу рентабельности и финансовую прочность проекта.
Таким образом, данный показатель хоть и имеет некоторые существенный недостатки, в теории может использоваться для оценки предприятий, однако точность показателя существенно убывает с течением времени.
Внутренняя норма прибыли (англ. Internal Rate of Return, IRR, внутренняя норма дисконта, внутренняя норма прибыли, внутренний коэффициент результативности) – показывает такую ставку дисконтирования, при которой чистый дисконтированный доход равняется нулю. Особенности данного показателя для предприятий[4]:
1. Не отражен абсолютный рост стоимости инвестиционного проекта.
2. Денежные потоки часто имеют не систематическую структуру, что затрудняет правильный расчет данного показателя.
3. Не учитывается возможность доинвестирования.
4. Могут возникнуть трудности при чередовании положительных и отрицательных денежных потоков.
Таким образом, показатель сам по себе не лишен существенных недостатков, однако существует модифицированное значение IRR, которое получило название MIRR.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы