Курсовая теория на тему Оценка эффективности работы правоохранительных органов в сфере борьбы с экономическими преступлениями
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1 Экономическая безопасность: понятие, сущность, содержание 5
1.2 Основная характеристика правоохранительных органов 12
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В БОРЬБЕ С ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ 22
2.1 Основные формы и содержание оперативно-розыскного процесса 22
2.2 Профессионализм следственных органов в борьбе с экономическими преступлениями 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
Во всем мире растет число преступлений экономической направленности, наносящих ущерб людям, корпорациям и даже целым странам. И Россия здесь не исключение. Особенно заметно этот рост проявляется в зоне цифровых технологий и интернета — таковы уж реалии современного мира. Расследовать такие преступления сложно: вместе с глобализацией у преступников появилась возможность скрываться самим и прятать похищенные средства по всему миру.
Однако российские правоохранительные органы готовы дать экономической преступности отпор. Рекордное число приговоров, вынесенное в прошлом году по таким делам, свидетельствует о росте профессионализма следственных органов, который позволяет им разбираться в сложнейших преступных схемах. Повышается и уровень доверия к правоохранительной системе России за рубежом, благодаря чему уже удалось добиться экстрадиции ряда скрывавшихся за границей преступников.
В России за экономические преступления наказывают в соответствии со статьями раздела VIII УК РФ «Преступления в сфере экономики». Этот раздел состоит из трёх глав: «Преступления против собственности» (21), «Преступления в сфере экономической деятельности» (22) и «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях» (23) .
Статьями главы 21 предусмотрены наказания за все виды преступлений против собственности, включая кражу и разбой, однако в контексте преступлений экономической направленности из статей этой главы наиболее актуальны статьи 159 («Мошенничество») и 160 («Присвоение или растрата»).
Глава 22 УК охватывает статьи 169–200. Сюда входят, например, такие преступления, как воспрепятствование предпринимательской деятельности, фальсификация финансовых документов, отмывание денег и уклонение от налогов.
Глава 23 состоит из статей 201–204. В них говорится о злоупотреблении полномочиями, превышении полномочий, коммерческом подкупе, даче и получении взяток.
Максимальный срок по статье «Мошенничество», которую часто называют «предпринимательской», — десять лет. В 2015 году за мошенничество осудили 22 186 человек. В первом полугодии 2016-го (данных за весь прошлый год пока нет) — 10 482 человек .
В прошлом году 27% получили реальные сроки, 31% был осуждён условно, 15% обязали выплатить штраф, 4% приговорили к исправительным работам, 8% — к обязательным, а 11% освободили от наказания. Остальные были приговорены либо к ограничению свободы, либо были осуждены условно. Оправдали в первом полугодии 2016 года лишь 0,4% подсудимых.
Цель исследования: оценку эффективности работы правоохранительных органов в сфере борьбы с экономическими преступлениями.
Объект исследования: правоохранительные органы.
Предмет исследования: эффективность работы правоохранительных органов в сфере борьбы с экономическими преступлениями.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1. Изучить экономическую безопасность: понятие, сущность, содержание;
2. Рассмотреть основную характеристику правоохранительных органов;
3. Изучить основные формы и содержание оперативно-розыскного процесса;
4. Проанализировать профессионализм следственных органов в борьбе с экономическими преступлениями.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав теоретического анализа, заключения, списка литературы. Объем работы составляет 38 страниц. Количество литературных источников – 30.
Текст работы:
Органам внутренних дел принадлежит особая роль в борьбе с экономическими преступлениями и обеспечению экономической безопасности. Это обусловлено тем что:
— органы внутренних дел осуществляют практически все виды правоохранительной деятельности — оперативно-розыскную работу, осуществляют следствие и дознание, охрану общественного порядка, борьбу с административными правонарушениями;
— глубже других изучают те явления, на фоне которых формируется уголовная преступность и которые, обычно сопутствуют экономической, в том числе и организованной экономической преступности. Такая разносторонняя деятельность более всего отвечает целям борьбы с экономической преступностью, поскольку эта деятельность охватывает широкий круг жизненно важных общественных отношений. Это позволяет решать некоторые задачи борьбы с преступлениями, посягающими на экономическую безопасность уже на стадии выявления и изучения причин преступности;
— располагают соответствующими кадровыми и организационно-техническими возможностями. В системе МВД России имеется сеть научно-исследовательских и учебных учреждений, где готовятся кадры и ведутся прикладные и фундаментальные исследования по проблемам предупреждения преступности посягающей на экономическую безопасность. Органы внутренних дел, так же располагают для этого необходимой статистической базой данных.
Деятельность органов внутренних дел по борьбе с преступностью и обеспечению экономической безопасности организует Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Задачи, возложенные на МВД России, и функции, осуществляемые им, определяют организационное построение (структуру) органов внутренних дел, которые состоят из отраслевых, функциональных служб.
Анализ деятельности этих служб показывает, что органы внутренних дел воздействуют на обеспечение экономической безопасности как непосредственно, так и опосредованно.
Непосредственное воздействие оказывает деятельность по:
— борьбе с экономической преступностью (предупреждение, пресечение и раскрытие этих преступлений);
— расследованию экономических преступлений (дознание и предварительное следствие);
— охране собственности.
Опосредованное воздействие на обеспечение экономической безопасности оказывает деятельность органов внутренних дел по:
— обеспечению общественного порядка как необходимого условия обеспечения экономической безопасности; (создание условий для нормального труда и отдыха людей; создание и поддержание обстановки спокойствия и безопасности в общественных местах; обеспечение бесперебойной деятельности учреждений и организаций);
— борьбе с нарушениями общественного порядка (с нарушениями, не являющимися преступлениями; с преступными нарушениями — их предупреждение, пресечение и раскрытие, что способствует установлению нормальных общественных отношений в сфере экономической безопасности);
— расследованию иных преступлений, причиняющих материальный ущерб государству (дознание и предварительное следствие).
Заключение:
ВВЕДЕНИЕ
Во всем мире растет число преступлений экономической направленности, наносящих ущерб людям, корпорациям и даже целым странам. И Россия здесь не исключение. Особенно заметно этот рост проявляется в зоне цифровых технологий и интернета — таковы уж реалии современного мира. Расследовать такие преступления сложно: вместе с глобализацией у преступников появилась возможность скрываться самим и прятать похищенные средства по всему миру.
Однако российские правоохранительные органы готовы дать экономической преступности отпор. Рекордное число приговоров, вынесенное в прошлом году по таким делам, свидетельствует о росте профессионализма следственных органов, который позволяет им разбираться в сложнейших преступных схемах. Повышается и уровень доверия к правоохранительной системе России за рубежом, благодаря чему уже удалось добиться экстрадиции ряда скрывавшихся за границей преступников.
В России за экономические преступления наказывают в соответствии со статьями раздела VIII УК РФ «Преступления в сфере экономики». Этот раздел состоит из трёх глав: «Преступления против собственности» (21), «Преступления в сфере экономической деятельности» (22) и «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях» (23) .
Статьями главы 21 предусмотрены наказания за все виды преступлений против собственности, включая кражу и разбой, однако в контексте преступлений экономической направленности из статей этой главы наиболее актуальны статьи 159 («Мошенничество») и 160 («Присвоение или растрата»).
Глава 22 УК охватывает статьи 169–200. Сюда входят, например, такие преступления, как воспрепятствование предпринимательской деятельности, фальсификация финансовых документов, отмывание денег и уклонение от налогов.
Глава 23 состоит из статей 201–204. В них говорится о злоупотреблении полномочиями, превышении полномочий, коммерческом подкупе, даче и получении взяток.
Максимальный срок по статье «Мошенничество», которую часто называют «предпринимательской», — десять лет. В 2015 году за мошенничество осудили 22 186 человек. В первом полугодии 2016-го (данных за весь прошлый год пока нет) — 10 482 человек .
В прошлом году 27% получили реальные сроки, 31% был осуждён условно, 15% обязали выплатить штраф, 4% приговорили к исправительным работам, 8% — к обязательным, а 11% освободили от наказания. Остальные были приговорены либо к ограничению свободы, либо были осуждены условно. Оправдали в первом полугодии 2016 года лишь 0,4% подсудимых.
Цель исследования: оценку эффективности работы правоохранительных органов в сфере борьбы с экономическими преступлениями.
Объект исследования: правоохранительные органы.
Предмет исследования: эффективность работы правоохранительных органов в сфере борьбы с экономическими преступлениями.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1. Изучить экономическую безопасность: понятие, сущность, содержание;
2. Рассмотреть основную характеристику правоохранительных органов;
3. Изучить основные формы и содержание оперативно-розыскного процесса;
4. Проанализировать профессионализм следственных органов в борьбе с экономическими преступлениями.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав теоретического анализа, заключения, списка литературы. Объем работы составляет 38 страниц. Количество литературных источников – 30.
Список литературы:
1. ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Экономическая безопасность: понятие, сущность, содержание
В экономической науке понятие «экономическая безопасность» достаточно молодое, его образование приписывают 32-му Президенту США Ф. Д. Рузвельту, который в 1934 году в своём послании к нации использовал словосочетание «national economic security» (национальная экономическая безопасность), а 29 июня того же года в США был образован Комитет по экономической безопасности.
Появление в США понятия «экономическая безопасность» именно во времена «великой депрессии» обусловлено тем, что экономическая безопасность является фундаментом более широкого понятия «национальная безопасность» и кризисное состояние экономики является одной из основных угроз существования государства.
Плачевное состояние экономики России в 90-х годах ХХ-го века заставило ведущих экономистов нашей страны заняться проблемой обеспечения экономической безопасности . Одним из первых отечественных экономистов, который дал определение понятию «экономическая безопасность», был д.э.н., профессор, академик РАН Л.И. Абалкин. В 1994 году, в журнале «Вопросы экономики» он определил её как «совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, её стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию».
Таким образом, методологический подход к исследованию понятия экономическая безопасность отечественных и западных экономистов существенно отличается. Если зарубежные экономисты под экономической безопасностью понимают защищенность отдельных лиц и домохозяйств от ухудшения экономической ситуации в стране, то в российской экономической науке в это понятие вкладывается более широкий смысл.
У российских ученых экономистов нет единого определения термина «экономическая безопасность», однако различие определений не означает различий в отражении этого термина, оно показывает разные подходы к исследованию этого явления. Приведем несколько определений термина экономическая безопасность.
Первое определение дает к. ю. н., доцент СПбУ МВД России И.В. Моданова: «Экономическая безопасность – совокупность экономических, политических, военных, научно-технологических и социальных аспектов и факторов, определяющих состояние или уровень национальной безопасности государства». Как можно понять, это определение даётся в контексте интересов национальной безопасности.
Другое определение предлагает к.э.н. Е.В. Шпилевская, экономическую безопасность можно определить как возможность экономики страны в целом и ее регионов в отдельности обеспечивать стабильное развитие и соответствующую защиту экономических интересов индивидов, хозяйствующих субъектов, регионов и страны . Экономическая безопасность страны может рассматриваться с позиции обеспечения защиты жизненно важных интересов всех жителей страны, общества и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз. Подобное определение «экономической безопасности» рассматривает данное явление в разрезе «защищенности», что не может в полной мере отразить многогранность исследуемого понятия.
Еще одно определение предлагает к.э.н. Е.С. Матвеева, экономическая безопасность Российской Федерации считается основой, материальной базой национальной безопасности. И гарантирует обеспечение независимости государства, устанавливает возможности выполнения независимой экономической политики и формирует способности с целью поступательного, устойчивого социально-экономического формирования страны в условиях глобализации всемирного хозяйства и геополитических рисков. В данном определении понятия «экономическая безопасность» во главу угла ставится «независимость».
Подобные различия в определениях понятия «экономическая безопасность» привели к тому, что ученые, понимая важность единого определения объекта исследования и для решения вопроса о том, что понимать под экономической безопасностью, старались систематизировать определения. Так д.э.н., профессор, член-корреспондент РАН С. А. Афонцев в 2001 году предложил рассматривать систему определений экономической безопасности через «интересы», через «устойчивость» и через «независимость».
Определения понятия экономической безопасности в системе, предложенной С.А. Афонцевым можно представить в виде таблице 1.
Таблица 1.
Определение понятия «экономическая безопасность»
Группа Определение экономической безопасности Авторы
Определение экономической безопасности через «устойчивость» совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию Абалкин Л.И.
устойчивость национальной экономической системы к эндогенным и экзогенным шокам экономического или политического происхождения, проявляющуюся в ее способности нейтрализовать потенциальные источники негативных шоков и минимизировать ущерб, связанный с реально произошедшими шоками Афонцев С.А.
Определение экономической безопасности через «интересы» состояние экономики и институтов власти, при которых обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов Сенчагов В.К.
Определение экономической безопасности через «независимость» состояние национального хозяйства, обеспечивающее осуществление экономического суверенитета, увеличение экономической силы и повышение качества жизни в условиях требований, налагаемых участием в системе международной экономической взаимозависимости и в геоэкономической структуре, понимаемой как пространственно-силовая структура мирового хозяйства Загашвили В.С.
Однако важность экономической безопасности в настоящее время заставляет исследователей расширять круг определений этого понятия . О.С. Юшкевич попыталась отразить многогранность термина экономическая безопасность в одном определении: экономическая безопасность государства – это характеристика функционирования национальной экономики, выражающая ее способность:
— обеспечивать стабильное, прогрессивное развитие национальной экономики и удовлетворении общественных потребностей;
— постоянно мониторить, своевременно анализировать и оперативно реагировать на возникающие неблагоприятные факторы и нейтрализовывать внешние и внутренние угрозы благосостоянию населения и народному хозяйству;
— обеспечить приоритет экономических интересов страны в долгосрочной перспективе, перед текущими политическими давлением и дивидендами;
— защищать экономические интересы страны, как на внутреннем, так и на внешних рынках.
Синтетического подхода, опирающегося на определенную комбинацию существующих подходов, к определению понятия экономическая безопасность придерживаются и другие исследователи . Национальная экономическая безопасность – это такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, гармоничное, социально направленное развитие страны в целом, достаточный экономический и оборонный потенциал.
Многообразие в подходах в определении термина экономическая безопасность позволяет обобщить их, сделав вывод, что экономическая безопасность представляет собой совокупность различных условий, которые направлены на устойчивость и стабильное развитие экономики, которые, в свою очередь, гарантируют защищенность государственных интересов от негативных внешних и внутренних факторов, а также обеспечат способность экономики к удовлетворению потребностей государства и общества.
Как видно из большинства определений, большое число исследователей видят сущность экономической безопасности в защите экономики государства и его граждан от внешних и внутренних угроз. Классификация этих угроз приведена в таблице 2.
Таблица 2.
Классификация угроз экономической безопасности РФ
Внешние угрозы Внутренние угрозы
Угрозы утраты конкурентных преимуществ в стратегически важных отраслях (обусловлено вступлением в ВТО). Нецелесообразная экономическая политика государства в отношении факторов, снижающих конкурентоспособность страны.
Угрозы, связанные с низким уровнем экономики и слабыми конкурентными позициями на мировом рынке. Угрозы, связанные с нерациональной отраслевой и региональной структурой ВВП
Геополитические угрозы (военно-политические угрозы, терроризм) Недостаточные объемы стратегических резервов.
Угрозы, связанные с расширением экономик более развитых стран и распространением влияния военно-политических союзов западных стран. Угрозы, связанные с неэффективной политикой государства в социальной сфере, влияющие на рост социальной напряженности, уровня бедности и криминализации общества.
Управление экономическими рисками, вызванных вышеуказанными угрозами, как внешними, так и внутренними, составляет предмет экономической безопасности Российской Федерации.
Содержание экономической безопасности состоит в комплексе условий и факторов, которые могут обеспечить независимость, устойчивость к различным угрозам, стабильность, самосовершенствование и рост отечественной экономики. В этом утверждении определяются основные принципы экономической безопасности такие как:
— Независимость. В связи с тем, что экономика Российской Федерации в большой степени вовлечена в систему мировой экономики, задача государства состоит в занятии отечественной экономикой конкурентных и равных позиций на мировом рынке.
— Устойчивость и стабильность. Этот принцип заключается в обеспечении государством надежности всех элементов экономики, защиты различных форм собственности, обеспечение гарантий различным формам предпринимательской деятельности. Это поможет избежать социальных потрясений, достичь снижения социального неравенства, минимизировать криминализацию общества, создать режим безопасности для общества.
— Самосовершенствование. Принцип заключается в постоянной модернизации производства, создание государством условий как для эффективных инвестиционных и инновационных проектов, направленных на развитие отечественной экономики, так и для развития интеллектуального и трудового потенциала России .
— Рост экономики. В условиях санкционного давления на Россию, только устойчивые темпы роста экономики способны обеспечить совершенствование производства, увеличение профессионализма каждого человека, что, в свою очередь, позволит повысить уровень жизни граждан и обеспечить социальные гарантии государства.
Исследуя понятие экономической безопасности, нельзя обойти такие её элементы как объект и предмет исследования. По мнению одних исследователей объектами экономической безопасности РФ являются: личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности.
Другие авторы производят деление объектов экономической безопасности по экономическому уровню: на уровне государства в целом, на уровне региона, на уровне организации и на уровне каждого гражданина. Поддерживающие эту концепцию в качестве объектов экономической безопасности рассматривают и отдельные компоненты экономической системы: природные и финансовые ресурсы, различные фонды и т.п.
Несмотря на наличие взаимосвязи между этими объектами, очевидно и их противоречия, поэтому нельзя не согласиться с мнением ученых-экономистов, которые утверждают, что экономическая безопасность – как самостоятельная область исследования – не имеет четко выделенных объекта и предмета исследования, деля их во многом с антикризисным управлением .
Подводя итог, можно сделать вывод, что экономическая безопасность, являясь основной частью системы национальной безопасности, представляет собой сложную систему экономических отношений и комплекс экономических структур, которые обеспечивают устойчивость, стабильность и рост отечественной экономики, а также защищает её от внешних и внутренних угроз. Экономическая безопасность позволяет повышать уровень жизни населения, а значит обеспечивать социальную справедливость и создает режим безопасности для граждан.