Курсовая теория на тему ОБУЧЕНИЕ ВЯЗАНИЮ КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ЛЕВОРУКИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ОБУЧЕНИЕМ ЛЕВОРУКИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВЯЗАНИЮ И УРОВНЕМ ИХ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 6
1.1. Понятие «адаптация к обучению в школе» 6
1.2. Психологические особенности леворуких детей младшего школьного возраста 8
1.3. Связь между обучением вязанию леворуких младших школьников и уровнем их адаптации к обучению в школе 12
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ОБУЧЕНИЯ ЛЕВОРУКИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВЯЗАНИЮ НА УРОВЕНЬ ИХ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 15
2.1.Диагностика уровня адаптации леворуких младших школьников к обучению в школе на констатирующем этапе эксперимента 16
2.2. Программа организации обучения леворуких младших школьников вязанию 21
2.3. Диагностика уровня адаптации младших школьников к обучению в школе на итоговом этапе эксперимента 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
БИБЛИОГРАФИЯ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 37
Введение:
Подготовка детей к школе является одной из проблем, интерес к которой со стороны исследователей разных стран не иссякает. Постоянное совершенствование системы школьного образования, новые данные о потенциальных возможностях развития ребенка в дошкольные годы, углубление понимания самоценности дошкольного детства и его значимости для всего последующего развития личности, социально-культурные процессы, происходящие в современном обществе, – все это оказывает самое непосредственное влияние на осознание сущности такого феномена как «готовность ребенка к школе»
Поступление ребенка в школу является переломным моментом в его жизни. Меняется место ребенка в системе общественных отношений: из дошкольного детства с играми и малым числом общественных обязанностей он переходит совсем в другой мир. Поступление в школу – это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками; меняются социальные условия, определяющие развитие и саму жизнь ребенка.
Поэтому необходимо, чтобы дети младшего школьного возраста, в том числе и леворукие дети, адаптировались к обучению в школе.
Однако практика показывает, что многие леворукие дети младшего школьного возраста испытывают трудности в письме, чтении, т.к. всё обучение рассчитано в основном на праворуких детей. Зачастую их адаптация к обучению в школе затруднена. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью успешной социально-педагогической адаптации леворуких детей младшего школьного возраста и недостаточным его уровнем на практике.
Исходя из данной проблемы, нами была выбрана тема исследования: «Обучение вязанию как средство успешной адаптации леворуких младших школьников к обучению в школе».
Объект исследования – процесс адаптации леворуких младших школьников к обучению в школе.
Предмет исследования – обучение вязанию как средство успешной адаптации леворуких младших школьников к обучению в школе.
Цель исследования: разработка программы организации обучения вязанию леворуких младших школьников.
Задачи исследования:
1) проанализировать психологическую, педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
2) определить критерии и показатели уровня адаптации леворуких младших школьников к обучению в школе;
3) разработать и реализовать программу организации обучения вязанию леворуких младших школьников;
4) провести диагностику уровня адаптации леворуких младших школьников к обучению в школе на констатирующем и итоговом этапах эксперимента;
5) выявить характер влияния организации обучения вязанию леворуких младших школьников на уровень их адаптации к обучению в школе.
Гипотеза исследования: адаптация леворуких младших школьников к обучению в школе будет проходить успешно, если будет организовано их обучение вязанию.
Методы исследования:
1) анализ источников по проблеме исследования;
2) наблюдение;
3) беседа;
4) тестирование;
5) эксперимент.
Методологическая основа исследования. Проблемой леворукости занимались ученые в разных областях знаний.
Широко известны научные исследования по проблемам леворукости из области психофизиологии, нейропсихологии, дифференциальной психофизиологии таких авторов, как Е.П.Ильин, А. В. Семенович, Ж.М.Глозман, А. П. Бизюк, Ю. В. Микладзе.
Психолого-педагогическими проблемами особенностей обучения и воспитания леворуких занимались следующие отечественные и зарубежные ученые: А.Т.Айрапетянц, М. М. Безруких, И.С.Макарьев, А. В. Семенович, Ш.А.Сулейменова, Р.А.Жукова.
Прикладные задачи диагностики леворукости у детей составляли предмет исследований таких авторов как А.В.Семенович, Т. В. Пятница, О.В.Аксюта, И. К. Боровская, И. В. Ковалец, Ю.В.Пашкова.
База исследования: МБОУ СОШ № 4 г. Пикалево имени А. П. Румянцева Ленинградской области
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, включающей 13 источников. Работа иллюстрирована 5 таблицами.
Заключение:
Перед нами была поставлена следующая цель разработка программы организации обучения леворуких младших школьников вязанию.
Нами были определены следующие задачи:
1) проанализировать психологическую, педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
2) определить критерии и показатели уровня адаптации леворуких младших школьников к обучению в школе;
3) разработать и реализовать программу организации обучения леворуких младших школьников вязанию;
4) провести диагностику уровня адаптации леворуких младших школьников к обучению в школе на констатирующем и итоговом этапах эксперимента;
5) выявить характер влияния организации обучения леворуких младших школьников вязанию на уровень их адаптации к обучению в школе.
Нами была выдвинута следующая гипотеза: адаптация леворуких младших школьников к обучению в школе будет проходить успешно, если будет организовано их обучение вязанию.
Теоретическое и практическое исследование влияния организации обучения леворуких младших школьников вязанию на уровень их адаптации к обучению в школе приводит нас к следующим выводам:
Теоретическое исследование связи между обучением вязанию и уровнем адаптации леворуких детей к обучению в школе позволяет нам вывести следующее:
Адаптация к обучению в школе – система, направленная на овладение новыми общественными связями.
Показателями адаптации к обучению в школе является способность определить для себя наилучшую позицию в отношениях с окружающими, ибо учебная деятельность носит коллективный характер.
За трудностями обучения леворуких детей могут лежать объективные причины, кроющиеся в индивидуальных особенностях специализации полушарий. А дифференцированный подход в процессе обучения с учетом межполушарной асимметрии поможет всестороннему и гармоничному развитию и реализации способностей как леворуких, так и праворуких учащихся.
Психологические исследования правшей и левшей показали, что уровень вербального интеллекта у них одинаковый, однако показатели невербального у левшей значительно ниже.
Обучение вязанию способствует повышению эффективности обучения левшей, т.к. возникает необходимость, как можно чаще обращаться к возможностям правого полушария, чтобы полнее использовать присущие ему особенности: большую скорость и эмоциональность восприятия, обобщенность, целостность, образность, вовлечение непроизвольной памяти. С этой целью полезно систематически включать в учебный процесс манипулирование с моделями и макетами.
В вязании ребенок может раскрыть свои возможности, реализовать свой художественный потенциал, а главное ощутить терапевтическое значение — равновесие душевного состояния.
Критериями адаптации младших школьников к обучению в школе являются принятие новой социальной роли, учебная мотивация, эмоциональное самочувствие ребенка в школе и особенности поведения ребенка в школе. Им соответствуют следующие показатели:
1) по критерию «принятие новой социальной роли» – сформированность позиции школьника, принятие школьных правил;
2 )по критерию «учебная мотивация» – доминирование учебных мотивов, отсутствие значительных сложностей в обучении;
3) по критерию «эмоциональное самочувствие ребенка в школе» – хорошее самочувствие, отсутствие эмоционального дискомфорта, умеренная тревожность;
4) по критерию «особенности поведения ребенка в школе» – общительность, усвоение школьных норм поведения на уроке и на перемене.
7. Нами была разработана и реализована программа организации обучения леворуких младших школьников вязанию, которая состояла из следующих этапов: репродуктивного, конструктивного и творческого. Репродуктивный этап состоял во включении учащихся в обучение вязанию. Конструктивный этап состоял в частично самостоятельном выполнении учащимися операций, необходимых для вязания. Творческий этап состоял в самостоятельном изготовлении вязаного изделия. По мере продвижения от репродуктивного этапа к творческому этапу росла самостоятельность.
8. Сравнение результатов, полученных на констатирующем и итоговом этапах эксперимента, показывает, что возросло количество леворуких детей, обладающих высоким уровнем адаптации к обучению в школе, от 20% до 30%, а количество детей с низким уровнем — уменьшилось от 30% до 10 %, что говорит о позитивной динамике.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, а выдвинутая нами гипотеза подтверждена.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ОБУЧЕНИЕМ ЛЕВОРУКИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВЯЗАНИЮ И УРОВНЕМ ИХ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
1.1. Понятие «адаптация к обучению в школе»
З.В.Абаленская под термином адаптация понимает следующее:
Адаптация – в широком смысле – приспособление окружающим условиям.
Впервые понятие «адаптация» вошло в труды ученых-биологов. Под адаптаци-ей в биологии подразумевают приспособление строения и функций организма и их групп к условиям существования (Ч.Дарвин, Ж.Ламарк, И.П.Павлов, Ж.Сент-Иллер, Г.Спенсер, А.А.Ухтомский).
Нас интересовало понятие адаптации в более узком смысле, то есть социальная адаптация как система, направленная на овладение новыми общественными связями. Отметим, что она не устраняет биологических форм адаптации, а видоизменяет и опосредует их в процессе взаимодействия личности и социального окружения. Под социальной адаптацией ученые по-нимают постоянный процесс активного приспособле-ния индивида к условиям социальной среды (Г.Айзенк, Р.Хенки, Т.Шибутани, Л.Филипс и др.).
Если рассматривать адаптацию младшего школьника к учебной деятельности, нужно подчеркнуть, что это процесс преодоления проблемных ситуаций за счет сознательного и активного приспособления к внешней среде своего внутреннего мира. Адаптация охватывает различные уровни структурно-функциональной системы и осуществляется в различных направлениях. Адаптация личности имеет системный характер и протекает во внешней и внутренней среде [3].
Бекоева Т.А. отмечает то, что большую роль для успешной адаптации детей в школе играют характерологические и личностные особенности первоклассников, которые сформировались на предыдущих этапах их развития. Это умение входить в контакт с другими людьми, владеть многими необходимыми навыками общения. Чрезвычайно необходима для ребенка, поступающего в школу, способность определить для себя наилучшую позицию в отношениях с окружающими, ибо учебная деятельность носит коллективный характер.