Методика преподавания русского языка Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Обучение речевому этикету на уроках русского языка

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О РЕЧЕВОМ ЭТИКЕТЕ 4
2. ОСОБЕННОСТИ И РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА НА УРОКЕ 8
2.1. Развитие этикета и культуры общения у младших школьников 8
2.2. Специфика речевого этикета учителя 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17

  

Введение:

 

В жизни человека и общества огромную роль играет образование, особенно школьное, которое формирует образовательную основу человека. В связи с этим перед школой ставится ряд довольно значимых задач. Одной из основных задач является обучение речевой культуре. Значение уровня речевой культуры человека свидетельствует о уровне культуры человека, его интеллекте и мышлении.
Именно в начальной школе начинается обучение детей устному и письменному литературному языку, а также правильности его применения в зависимости от ситуации. Именно в связи с этим перед учителем стоит задача осознать требования, что стоят перед детьми, обучить учеников контролировать правильность построения предложения при озвучивании своих мыслей. Именно значение речевой культуры в жизни человека и общества обуславливает актуальность данного исследования.
Вопрос развития речевой культуры на протяжении многих лет вызывает довольно большой интерес среди ученых, в связи с чем написано довольно большое количество статей, книг, учебников и монограмм, таких авторов как: Эльконон Д.Б., Усова А.П., Ушинский К.Д., Яшина В.И., Бородич М.В. и др.
Объект исследования: особенности речевого этикета урока
Предмет исследования: процесс обучения речевому этикету детей младшего возраста.
Цель исследования: изучить правила и нормы речевого этикета.
Задачи исследования:
• ознакомится с общим понятие о речевом этикете;
• рассмотреть развитие этикета и культуры общения у младших школьников;
• ознакомится со спецификой речевого этикета учителя.
Работа состоит из: введения, двух глав, двух параграфов, заключения, списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, на основании всего выше сказанного можно отметить, что хорошие манеры, деликатность, стиль поведения, тактичность не формируются сами по себе. При их формировании огромную роль играют такие факторы как: социальная микросреда, окружающее человека; воспитание; уровень образования и др.
Благодаря функциям этикета, педагог может продуктивно строить свое поведение, формируя благоприятные для педагогического общения условия, способствующие повышению уровня качества его деятельности, развитию доброжелательных отношений с коллегами, повышению его авторитета. Этикет позволяет педагогу определить, стиль работы с той или иной группой детей и взрослых. Младшие школьники, следуя примеру своего учителя, также будут иметь грамотную речь, владеть правилами речевого этикета и уважительно относиться к другим.
Этикет базируется на морально-нравственной и формально-организационной основах. Прежде всего, он несет в себе нравственную нагрузку, укрепляя моральное состояние общества, являясь практическим отражением в поведении личности норм морали.
Интеллигентность не только в знаниях, но и в способности к пониманию другого. Речевой этикет на уроке основывается в умении уважительно спорить, вести себя скромно во время урока, не мусорить вокруг себя. Интеллигентность — это терпимое отношение к другим. В основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О РЕЧЕВОМ ЭТИКЕТЕ
Нормы нравственности и этикета сформировались вследствие продолжительного процесса становления взаимоотношений между людьми.
Под определением этикет подразумевается комплекс правил поведения, относительно внешнего проявления человеческих действий.
Нормы этикета в отличии от норм морали являются условными, подразумевая, что является допустимым в поведении людей, а что нет. Соблюдение норм этикета является обязательным для поведения воспитанной личности, что в значительной мере помогает достичь взаимопонимания.
Рассматривая этикет можно отметить его классификацию, а именно:
• придворный этикет – регламентирующий нормы поведения при королевском дворе;
• дипломатический этикет – регламентирующий поведение дипломатов и иных официальных лиц;
• воинский этикет – комплекс армейских правил, норм и манер поведения военнослужащих в их профессиональной деятельности;
• общегражданский этикет – регламентирующий поведение граждан при общении друг с другом.
В общегражданском этикете особое место отводится речевому этикету, под которым понимается определенная сфера стереотипов общения. Подобные стереотипы формируются и развиваются в ходе развития и воспитания личности при которых человек развивает в себе определенную культуру общения.
Обязательными условиями овладения культурой речи является:
• ориентирование в ситуации общения;
• ориентирование в ролевых признаках партнера;
• соответствие собственным социальным признакам и удовлетворение ожиданий окружающих;
• стремление к «образцу», сформировавшемся в сознании носителя языка;
• придерживаться правил коммуникативных ролей говорящего или слушающего человека;
• формировать текс согласно стилистическим нормам;
• владеть устными и письменными формами общения;
• уметь общаться контактно и дистанционно, а также владеть всей гаммой невербальных средств коммуникации.
В соответствии с определением Н.И. Формановской, речевой этикет – это регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, что приняты и предписаны обществом для установления контакта собеседников, поддержание и прерывание контакта собеседников, поддержание и прерывание контакта в избранной тональности.
Проведя анализ речевого этикета можно выделить его определенные функции, основной из которых является контактоустанавливающая функция, которая тесно связана с понятием вежливости.
Следует отметить, что к речевому этикету довольно тесное отношение имеет функция волеизлияния в отношении собеседника, влияния на него.
Речевой этикет отыграет довольно значимую роль в развитии уважительных отношений между людьми, особенно в ходе спора без задевания личных чувств оппонента.
Речевой этикет, как и любой другой устанавливается определенными факторами. Так, по мнению Л.А. Введенской к таким факторам относятся:
• речевой этикет зависит от ситуации общения;
• построение речевого этикета зависит от особенностей участников общения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы