Курсовая теория на тему Обучение младших школьников динамическому описанию на уроках развития речи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы обучения младших школьников динамическому описанию на уроках развития речи 6
1.1. Описание как функционально-смысловой тип речи 6
1.2. Динамическое описание: семантика, структура, функции 14
1.3. Традиции изучения динамического описания в школе 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Введение:
В настоящее время обучение русскому языку в начальной школе приобретает коммуникативную направленность. Это обусловлено одной из ведущих задач обучения русскому языку — подготовкой учащихся к полноценному речевому общению в устной и письменной форме. Программой по русскому языку для начальной школы определен круг речевых умений и навыков учащихся, которые следует сформировать у них в ходе изучения фонетики, грамматики, правописания и развития речи на протяжении всего периода обучения. При обучении младших школьников русскому языку необходимо следить за тем, чтобы были задействованы все стороны речевой деятельности обучающихся. Речевую деятельность мы определяем как процесс передачи или приема информации через активное использование совершенной языковой системы в соответствии с функционально-смысловыми концептами общения.
Работа над описательным функционально-смысловым типом текста весьма актуальна в связи с появлением нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), поскольку в нем обозначены метапредметные результаты, например, как умение строить речевое высказывание в устной и письменной формах в соответствии с задачами. Одним из типов речи, активно осваиваемых в основной школе, является описание.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Как показывает анализ исследований по данной проблеме (Г.И. Ахмедов, Ю.Н. Караулов, С.В. Клеменчук, Т.И. Магомедова, И.А. Мечик, Н.Б. Муратова, Н.В. Пудовкина, Р.А. Усмонов и др.) [1; 2; 3; 4; 5; 6], вопросы развития связной речи младших школьников, а также совершенствования процесса обучения функционально-смысловым типам текста недостаточно разработаны.
В начальной школе, как отмечают некоторые ученые (М.К. Абайдельданова, Н.С. Болотнова, Н.С. Валгина, Л.А. Кучиева и др.) [7; 8; 9; 10], одна из основных задач курса русского языка заключается в освоении коммуникативной функции языка. Эта задача адекватна одной из основных целей модернизации системы начального образования — формирование коммуникативной компетентности обучающихся как индивидуальной способности к организации своей речевой деятельности в продуктивном и рецептивном видах, с использованием языковых средства в зависимости от конкретных обстоятельств общения.
Коммуникативную компетенцию языковеды (Б.Т. Дзусова, Л.А. Кучиева, С.Е. Ногаева, З.Б. Теблоева) считают важнейшей характеристикой языковой личности. В основе коммуникативной компетенции лежит комплекс умений, позволяющих участвовать в речевом общении в его продуктивных и рецептивных формах. Коммуникативная компетенция связана с рядом других компетенций, без которых ее невозможно сформировать в полной мере [12; 13]. Однако как показывают исследования, у младших школьников чаще выявляется низкий уровень коммуникативных умений и навыков. Это и актуализирует проблему исследования особенностей обучения описанию как функционально-смысловому типу текста на уроках русского языка в начальной школе.
Следует отметить, что в начальной школе младшие школьники знакомятся с динамическим и статическим описанием. Однако, нам не встретилось ни одной научной работы, в которой бы рассматривались особенности обучения младших школьников динамическому описанию на уроках развития речи.
На основании вышесказанного можно обозначить проблему исследования: каковы особенности обучения младших школьников динамическому описанию на уроках развития речи.
Объект работы — динамическое описание как функционально-смысловой тип текста на уроках русского языка в начальной школе.
Предмет исследования — процесс обучения младших школьников динамическому описанию на уроках развития речи.
Цель исследования — проанализировать особенности обучения младших школьников динамическому описанию на уроках развития речи.
Задачи исследования:
1. изучить описание как функционально-смысловой тип речи,
2. охарактеризовать особенности динамического описания,
3. определить методические основы обучения динамическому описанию на уроках развития речи.
Методологическую основу исследования составили научно- теоретические работы по лингвистике, психолингвистике, утверждающие коммуникативную и когнитивную функции языка; программы, методические рекомендации и пособия по обучению русскому языку в начальной школе.
Основными методами для написания работы выступили анализ научной и учебно-методической литературы по теме исследования.
Практическая значимость исследования определяется тем, что предложенная методика может быть использована в практике развития речи младших школьников.
Работа состоит из введения, одной главы и трех параграфов, выводов и списка литературы.
Заключение:
Итак, описание — это по возможности точный словесное описание предмета, действия или состояния ьв их существенных признаках [2, 4, 12]. Цель описания — дать возможность читателю увидеть, услышать или почувствовать то, что видел, слышал, чувствовал автор, другими словами, создать иллюзию «присутствия».
Объектом описания должны быть: предмет, человек, животное, место, ландшафт, интерьер, действие, процесс. К «описанию» относятся и так называемые «характеристики», которые отражают качества человека. Описание служит для детальной передачи состояния действительности. Он имеет два основных разновидности: «статический описание» и «динамическое описание».
В «статическом описании», основанный на описании предметов, последние подаются в их качественной определенности, стабильности и неизменности в определенный промежуток времени, что и определяет основной признак этого вида — статичность. В этом виде описания фиксируются преимущественно два виды отношений: «предмет — пространство» и «предмет — признак». Согласно описание должно предметно-адвербиального форму или предметно-атрибутивную. Возможно сочетание двух форм в пределах одного описания. В «описании» главное — вещи, качества, свойства, а не действие. Но иногда «описание» подается в форме действия, это переходные случаи, они граничат с
В «динамическом описании» или «описании в движении» передаются предметы в движении, в перемещении относительно друг друга.
Объектом динамического описания может быть действие или процесс, а именно: внешнее поведение персонажа текста, описание его деятельности в определенный момент, описание внутреннего состояния, переживаний героя.
В общем выделяют две разновидности «динамического описания»:
— «динамическое описание событий»
— «динамическое описание переживаний»
При описании процесса, действия все основные фазы необходимо фиксировать во временной последовательности, т.к. последовательность предложений должна соответствовать последовательности действий.
Анализ программ начальной школы по русскому языку подтвердил актуальность изучения текста-описания в начальных классах и тенденцию введения в программы материала по типологии текста. Материал по типам текста включен в учебники начальной школы авторами Т.А. Ладыженской, С.В. Ивановым. В работе над описанием выделяется задача ознакомления учащихся с разными его видами. Таковыми являются: описание предмета; описание состояния; описание места; описание процесса.
Результатом работы над описанием должен стать определенный уровень сформированности умений: осуществлять целенаправленное наблюдение предмета, явления; вычленять характерные детали, черты предмета; выделять наиболее яркие признаки; подбирать точные слова и выражения для обозначения выделенных главных признаков.
Проблемы обучения младших школьников описанию связаны с особенностями их словаря, который беден прилагательными. Это требует организации целенаправленной работы в направлении обогащения словарного запаса: пополнения новыми словами, называющими признаки предметов; уточнения значений слов-признаков; активизации словаря.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретические основы обучения младших школьников динамическому описанию на уроках развития речи
1.1. Описание как функционально-смысловой тип речи
Как известно, текст (устный или письменный) является ведущей единицей речи. В его составе на логико-семантической основе выделяются функционально-смысловые типы речи (ФСТР), имеющие стабильную семантику, выражающуюся в соответствующей языковой структуре.
Функционально-смысловые типы речи в российском языкознании предметом исследования стали ещё в риториках XIX в. (сам термин не употреблялся). Они рассматривались в разделе частной риторики и квалифицировались как отдельные виды прозы или элементы прозаического сочинения. Ученые называли их по-разному: способы изложения, типы текста, словесно-стилевые единства, композиционно-речевые формы и др.
Термин функционально-смысловой тип речи в научный оборот вводит в 1974 г. О. А. Нечаева [20], работа которой и положила начало активному изучению ФСТР.
В настоящее время ФСТР являются объектом внимания ряда исследователей. Так, Л. К. Граудина и Е. Н. Ширяев указывают, что функционально-смысловые типы речи могут представлять собой различные типы монолога. Это может быть повествование — информация о развивающихся действиях, описание — информация об одновременных признаках объекта, рассуждение — информация о причинно-следственных отношениях [6].
По мнению Н. Ю. Штрекер, функционально-смысловой тип речи — это текст с определённым обобщённым значением (предмет и его признак; предмет и его действие; оценка события, явления; причинно-следственные отношения и т. д.), выражаемый определёнными языковыми средствами [35].
Н. С. Валгина при вычленении ФСТР главным считает учёт соотношения логико-смыслового и функционально-синтаксического принципов. Она исходит из того, что характер изложения материала в тексте может быть различным, но он всегда логически оправдан практикой человеческого мышления. Исследователь уверена, что в формировании функционально-смысловых типов речи большую роль играет характер рематических компонентов текста, а «форма и функция ремы» формируют его тип [4]. Мы солидарны с Н. С. Валгиной в этом плане [4].