Курсовая теория на тему Обучение и воспитание на основе педагогических идей Л.Н.Толстого
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Характеристика вклада Л. Н. Толстого в педагогику 5
2. Отражение взглядов Л.Н.Толстого в произведениях 16
3. Последователи педагогических идей Л.Н.Толстого 21
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Введение:
Вклад Л.Н. Толстого в теоретическую и практическую педагогику трудно переоценить. Не случайно (и не только на страницах педагогической печати) периодически возникают дискуссии: кто Л.Н. Толстой больше — писатель или педагог. Педагогические взгляды Л.Н. Толстого выражены во всех его художественных произведениях, особенно впечатляюще – в трилогии «Детство. Отрочество. Юность». В этих трех повестях заинтересованный исследователь-педагог найдет закономерности, выраженные в художественно-педагогической форме, развития и становления человека, с момента, когда он начинает осознавать себя личностью, до юношеских поисков обретения внутренней и внешней свободы.
Актуальность данного исследования состоит в том, что проблемы и вопросы воспитания подрастающего поколения стояли остро во все времена и решались они как теоретически, так и практически, по-разному, в соответствии с развитием и закономерностями жизни общества в определенный период. В наше время, так же как и в XIX в. были актуальны проблемы школы, цель воспитания подрастающего поколения, подготовка и работа компетентных учителей, место ученика в общеобразовательном процессе, вопросы дидактики в общем.
Преодоление кризиса во многом зависят от того, как отреагирует школа, педагогическая общественность на происходящее в стране. Привычно считать, что школа – служанка государственной системы, болезни последней приводят к кризису первой: каково общество – такова школа.
Но школа, отражая противоречивость общественного развития, должна иметь автономность своего существования, должна идти несколько впереди общественного развития. Только тогда она будет формировать личность, которой придется жить и работать в будущем.
Школа должна стать школой реального бытия человека и в то же время работать на перспективу социального обновления. Именно такая возможность кроется в самом содержании учения Льва Толстого.
Оно позволяет вырваться за узкие рамки той или иной идеологии, вбирая в себя многое из того, что есть в духовном опыте разных времен и народов. Оно в своей основе собственно и не учение, а методология жизни человеческого духа.
Предмет исследования: анализ обучения и воспитания на основе педагогических идей Л.Н.Толстого.
Объект исследования: педагогические идеи Л.Н.Толстого.
Целью работы является анализ обучения и воспитания на основе педагогических идей Л.Н.Толстого.
Задачи:
1. Рассмотреть вклад Л. Н. Толстого в педагогику.
2. Выделить отражение взглядов Л.Н.Толстого в произведениях.
3.Охарактеризовать последователей педагогических идей Л.Н.Толстого.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Лев Николаевич оставил нам 165 000 листов рукописей, полное сочинение произведений в 90 томах, написал 10 тысяч писем. На протяжении всей своей жизни он искал смысл жизни и всеобщего счастья, которые нашел в простом слове — добро. Наиболее ярко это его качество проявилось в педагогической деятельности.
Проблемы воспитания актуальны во все времена. Изучая взгляды на вопросы современной педагогики и сопоставляя их со взглядами Л.Н.Толстого, мы можем увидеть, что его идеи и разработки вполне отражают проблемы образования сегодняшних дней. Как и прежде перед нами стоит задача научить детей творчески мыслить, формировать их духовные потребности и нравственные качества. Все это в свое время заставляло Льва Николаевича задуматься о пути реформирования образовательной системы, искать новые методы и подходы к этим проблемам. На данном этапе развития российской педагогики многие из педагогических взглядов Л.Н.Толстого могут быть очень кстати. Лев Николаевич считал, что учителя должны смело экспериментировать, ведь именно новаторство содействует развитию педагогики как науки.
Идеальными отношениями между наставником и учеником Л.Н. Толстой, особенно в конце своего жизненного пути, считал такие, которые построены на следовании христианским заповедям. Педагог Л.Н. Толстой неоднократно подчеркивал, что духовный, нравственный человек рождается в результате бескорыстной любви к людям, животным, неживой природе; любовное, нравственное действие, направленное на другого, возвращается к нему. И в этом идеи писателя и педагога не противоречат современным педагогическим направлениям.
Как известно, общечеловеческие ценности, ориентироваться на которые предлагает современная педагогика в воспитании и обучении, в основном базируются на христианских заповедях.
Итак, соотнеся некоторые педагогические идеи Л.Н. Толстого с проблемами современной педагогики, видим, что педагог и гуманист Л.Н. Толстой выразил идеи, поставил проблемы, абсолютное решение которых не найдено.
Потому дальнейшее осмысление и развитие толстовских идей может быть плодотворным и современно звучащим для педагогики нашего времени.
Интересующиеся вопросами воспитания, найдут в педагогических сочинениях Л. Н. Толстого много свежих, правильных идей и мыслей. Читать Толстого — истинное наслаждение, несмотря на противоречивость многих его утверждений и парадоксов. В каждой его строчке вы чувствуете живую мысль, зоркий глаз, великую любовь к человеку и великую веру в него. Перед вами встают живые, умные, жизнерадостные, способные на творчество и великие труды, морально чистые крестьянские дети.
Фрагмент текста работы:
1. Характеристика вклада Л. Н. Толстого в педагогику
Нет такого человека, который бы не читал художественных произведений Льва Николаевича Толстого. Школьник заканчивает изучение букваря чтением коротеньких рассказов Льва Николаевича и далее не расстается с великим знатоком человеческой души и непревзойденным мастером слова в течение всех школьных лет. Не все, однако, знают, что Лев Николаевич Толстой является также замечательным учителем и воспитателем детей, великим педагогом.
В народном сознании всегда жила мысль о высокой общественной мисси педагога. Считается, что в основе положительного мотивационно – ценностного отношения учителя к педагогической профессии лежат любовь к детям и глубокий, устойчивый интерес к педагогической работе. «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам», так говорил Л.Н.Толстой в «Общих замечаниях для учителей».
Особый интерес вызывают, отражающие Предвзятое отношение к вероучению писателя дореволюционной и советской общественно-философской мысли привело к односторонней трактовке «народных рассказов» отечественными исследователями его творчества: чаще всего произведения характеризовались как морализаторские, рассматривались как художественные примитивы.
В начале 20 века А.А.Шахматов полагал, что конечная цель изучения языка – «распознавание самого человека во внешних проявлениях его духовной природы». Он говорил, что синтаксический разбор ничего не скажет душе юноши, «не заронит в нее идеалов, не возвысит, не укрепит ее…, из знакомства с живыми говорами учащийся вынесет уважение к идее народности…, он усмотрит русский народ в непосредственных проявлениях его духовной жизни…»