Теоретическая педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Обучение и воспитание на основе педагогических идей Л. Н. Толстого

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Дидактические принципы, задачи и идеи педагогики Л. Н. Толстого 5
2. Проблемное обучение в педагогической концепции Л. Н. Толстого 9
3. Личность педагога в педагогической концепции Л. Н. Толстого 13
Заключение 18
Список литературы 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Введение:

 

Современные педагогические принципы и инновационные веяния берут свое начало в педагогических концепциях классиков, в том числе отечественной школы педагогики. Одним из таких педагогов, чьи тезисы и идеи сохранили свою актуальность, является Л. Н. Толстой. Толстовское видение мира и человека соприкасается с лучшими общественными, в том числе, и педагогическими, движениями эпох.
Образование в XXI веке вынуждено реагировать на стремительные преобразования социума, прогнозировать и выполнять требования будущего. Несомненно, решаемые в настоящее время задачи модернизации образования предполагают более активного участия социальных структур в конструировании и осуществлении государственной политики в области образования, в его управлении, в оценке эффективности и качества. Осмысление исторического периода 60-х годов XIX века дает возможность выявить в нем социальный компонент и интерпретировать его, как этап общественной педагогики (II половина XIX ‒ начало XX в.) с опорой на периодизацию развития дореволюционной педагогики, предложенную П. Ф. Каптеревым. Несмотря на то, что его концепция не является строго научной, т. к. в ней не учтено значение народной педагогики, однако, она имела большое значение для понимания специфики отечественной педагогики рассматриваемого периода.
В этот же период Л.Н. Толстой сконцентрировал свое внимание на педагогике. 60-е годы XIX века характеризуются демократическими реформами в области народного образования; внедрением в широкую педагогическую практику общественных дисциплин, передовых приемов и методов обучения, способствующих формированию социально активной личности; началом широкой общепедагогической дискуссии по вопросам нравственности и нравственного воспитания учащихся.
Цель исследования: проанализировать дидактические принципы и основные тезисы педагогики Л. Н. Толстого.
Объект исследования: процесс обучения и воспитания детей.
Предмет исследования: процесс обучения и воспитания на основе педагогических идей Л. Н. Толстого.
Задачи исследования:
1) Проанализировать основные дидактические принципы педагогики Л. Н. Толстого;
2) Изучить специфику проблемного обучения в педагогике Л. Н. Толстого;
3) Проанализировать роль педагога в дидактической концепции Л. Н. Толстого.
Методы исследования: анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученной информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Л. Н. Толстой за свою большую, интересную, творческую жизнь оставил потомкам всего мира очень богатое наследие. Задача современного поколения состоит в том, чтобы изучать его опыт и его философию педагогического воспитательного подхода оно актуально по сегодняшний день. Л. Н. Толстой интернационален в своем мировосприятии. Его богатое литературное наследие и его богатый педагогический потенциал имеют высокую ценность и актуальность и в настоящее время. Л. Н. Толстой мучительно искал правильные ответы на поставленные им самим вопросы. Его огромная заслуга прежде всего в том, что он невольно заставляет задумываться над педагогикой прошлого и настоящего и может быть и будущего. Его педагогика вне времени, тесно связанна с природой окружающей нас действительности. Вопросы он ставил, как специалист и как гражданин.
В его педагогической концепции провозглашен ряд принципов, которые активно применяются и в настоящее время. Во-первых, это используемые им дидактические принципы природосообразности, доступности и сознательности обучения. Эти принципы и в настоящее время являются основой для построения образовательного процесса. Принцип сознательности предполагает осознанное отношение к тому материалу, который осваивается в процессе обучения. Причем необходимо отметить, что такое осознанное отношение должно быть и у педагога, и у учеников. Естественным продолжением данного принципа выступает принцип доступности. Этот принцип предполагает отбор такого содержания образования, которое доступно уровню развития детей, процесс обучения и воспитания превращается в формальность, не приводя к формированию прочных убеждений и выработке мировоззрения.
Ключевую позицию в образовательном процессе Л. Н. Толстой отводил педагогу. Именно педагог несет ответственность за процесс обучения детей, те принципы, на которых оно основывается. Нравственно-ценностные установки педагога становятся той базой, на которой выстраивается нравственно-ценностный мир ребенка. Деятельность педагога должна строиться на гуманистическом восприятии мира, любви к ребенку, однако, это любовь должна быть мудрая, осознанная. Педагог занимает активную позицию в образовании, однако его деятельность не должна превращаться в прямую передачу ученикам готовых знаний. В этой связи большое значение приобретает проблемный подход в обучении.
Педагогу следует предоставлять детям проблему, для разрешения которой у них достаточно ресурсов. Это обеспечивает активность детского мышления, формирование умений у детей работать с информацией, устанавливать причинно-следственные взаимосвязи между событиями и явлениями окружающего мира. Активность педагога в обучении становится основой активности ребенка.
Большое внимание Л. Н. Толстой уделял вопросам подготовки педагога к занятиям, с его точки зрения, занятия должны быть интересны для ребенка, тогда будет обеспечена высокая степень познавательных интересов и учебной активности ребенка. Для того, чтобы осуществлять подобную деятельность, педагог должен постоянно развиваться и самосовершенствоваться, причем подготовка педагогов должна происходит на основе содержания народной педагогики.
Таким образом, идеи Л. Н. Толстого сохраняют свою актуальность и в настоящее время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Дидактические принципы, задачи и идеи педагогики Л. Н. Толстого

В качестве основной задачи школы в педагогике Л. Н. Толстого была выдвинута подготовка растущего человека к жизни, к трудовой деятельности, к осуществлению им гражданских обязанностей и общественного долга. У любого ребенка в результате обучения должны быть сформированы такие умения и навыки, которые позволят ему самостоятельно осваивать новые знания, уточнять и преобразовывать собственную картину мира, а также систему морально-нравственных ценностей. Решение этих задач подразумевает опору на интересы, потребности, увлечения обучающихся, их наследственного потенциала и способностей.
В связи с вышеперечисленным, акцент Л. Н. Толстой делал на таком феномене, как дух школы, ее специфической внутренней атмосфере, формированию, сохранению и укреплению которой педагоги, согласно его представлениям должны уделять особое внимание: «Есть в школе что-то неопределенное, почти не подчиняющееся руководству учителя, что-то совершенно неизвестное в науке педагогике и, вместе с тем, составляющее сущность, успешность учения, – это дух школы. Этот дух подчинен известным законам и отрицательному влиянию учителя, то есть, что учитель должен избегать некоторых вещей, для того, чтобы не уничтожить этот дух… Дух школы, например, находится всегда в обратном отношении к принуждению и порядку школы, в обратном отношении к вмешательству учителя в образ мышления учеников, в прямом отношении к числу учеников, в обратном отношении к продолжительности урока и т.п. Этот дух школы есть что-то быстро сообщающееся от одного ученика другому, сообщающееся даже учителю, выражающееся, очевидно, в звуках голоса, в глазах, движениях, в напряженности соревнования, – что-то весьма осязательное, необходимое и драгоценнейшее, и потому долженствующее быть целью всякого учителя» [4].
Если соотнести данную мысль Л. Н. Толстого с особенностями современного образовательного процесса и дифференцировать в нем ключевой термин «дух школы», то вполне можно обнаружить некоторые положения в инновационных образовательных технологиях, которые реализуясь в условиях отечественной демократической школы, продолжают педагогические идеи Л. Н. Толстого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы