Курсовая теория на тему Общие принципы права и правовая доктрина как источник права
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1.Понятие и сущность принципов права 4
2.Классификация принципов права 12
3. Место и роль принципов права в правовом регулировании 22
Заключение 30
Список литературы 32
Введение:
Правовая система современной России продолжает переживать период развития, одной из форм которого является активная нормотворческая деятельность всех правотворческих субъектов. Количественные достижения однако не всегда дополняются качественными характеристиками, что побуждает и ученых, и практиков к исследованию возможностей и средств создания совершенных нормативно-правовых актов. Среди таких средств видное место занимают принципы права. Поэтому указанное предоставляет выбранной теме актуальности и практической значимости.
Таким образом, целью данной работы является анализ понятия и общих принципов права.
Исходя из цели исследования, поставим такие задачи:
1) Рассмотрим понятие и сущность принципов права.
2) Исследуем классификацию принципов права.
3) Проанализируем место и роль принципов права в правовом регулировании.
Объект исследования – общие принципы права. Предмет – теоретические и практические аспекты изучения принципов права.
Теоретический и практический аспект изучения данной темы всегда носил междисциплинарный характер. Как для одних, так и для других научных деятелей юридической мысли вошли в сферу интересов вопросы принципов права, в частности, можно назвать таких известных ученых, как С.С. Алексеев, Ю.Г. Арзамасова, Ю.Г. Барабаш, С. Бобровник, А.А. Гаврилов, В.В. Головченко, В.М. Горшенев, Т.А. Помещик, М.И. Козюбра, А.М. Колодий, В.В. Копейчиков, В.М. Косович, В.В. Лемак, А.В. Мицкевич, Л.Р. Наливайко, В.С. Нерсесянц, Н.М. Онищенко, Н.М.
В рамках написания работы использовались такие методы: анализа и синтеза, диалектический, классификации, систематизации и обобщения.
Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Таким образом, принципы права как средство нормопроектной техники — это обусловленные закономерностями общественного бытия руководящие принципы (идеи), которые закрепляются в нормативно-правовых актах с целью определения содержания и основных направлений правового регулирования.
Принципы права могут использоваться в проектах создаваемых нормативно-правовых актов при наличии определенных предпосылок (оснований):
— необходимости закрепления принципов права, входящих в систему стандартов международного права;
— использование принципов права в нормативно-правовом акте, который ранее регулировал эту категорию общественных отношений;
— закрепление принципов права в конституционных нормах, которые будут служить основой для принятия нормативно-правового акта;
— наличия доктринальных выводов и убежденность правового сообщества в понимании определенных принципов права и необходимости их нормативного признания;
— необходимости закрепления принципов права, косвенно отражены в тексте нормативно-правового акта, с целью их выделения в специальной норме и предоставления им методологического характера;
— наличие правовых аксиом отраслевого правового регулирования и целесообразность их выделения в форме принципов права;
— необходимости выделения и нормативного закрепления отдельных общепризнанных правовых «постулатов» для предоставления им фундаментального, исходного для института или отрасли права характера.
Формулировка (изложение) принципов права в статьях нормативно-правового акта должно осуществляться с соблюдением языковых и терминологических требований, требований к дефиниций.
Закрепление принципов права в нормативно-правовых актах должно осуществляться согласно следующим правилам:
— в статьях нормативно-правовых актов, определяющих основы соответствующего законодательства, должны закреплять все основополагающие принципы права и принципы, определяющие социальную направленность отраслевого право регулятивного воздействия;
— принципы права должны фиксироваться в кодексах и законах, которые являются основными и базовыми для регулирования определенной сферы общественных отношений;
— принципы права целесообразно излагать в начале текста нормативно-правового акта в специальной статье;
— принципы права должны дополняться их нормативной интерпретацией.
В юридической науке высказываются различные взгляды на систему принципов права, среди которых рассматриваются различные подходы ученых:
а) научная обоснованность, демократизм, законность, гласность, профессионализм, оперативность, дифференциация нормотворческой компетенции, компаративность;
б) законность, научность, демократизм, системность и согласованность, преемственность, профессионализм, четкая дифференциация нормативных полномочий, планирование, своевременность, использование правового опыта, связь с практикой, гуманизм, техническое совершенство;
в) гуманизм, единство интересов личности и общества, демократизм, гласность, законность, научность и профессионализм, связь с практикой, планирование, оперативность, сочетание динамизма и стабильности.
Фрагмент текста работы:
1. Понятие и сущность принципов права
Принципы права постоянно привлекают к себе внимание ученых-правоведов, однако из-за их изменчивости, философской сущности, абстрактности абсолютное большинство аспектов понимания требует исследования и доработки. Одним из таких аспектов и является вопрос о генезисе, понятии, классификации, их месте и роли в правовой системе России.
Безусловно, любые принципы, в том числе и принципы права, являются продуктом человеческой деятельности, результатом которой они выступают и интересы которой удовлетворяют. Принципы являются социальными явлениями как по источнику возникновения, так и по содержанию: их возникновение предопределяется потребностями общественного развития и в них отображаются закономерности общественной жизни. Без учета таких существенных моментов невозможно объяснить и понять особенное значение этих принципов для последовательного согласования человеческой деятельности с требованиями объективных социальных закономерностей.
Все это в полной мере касается и принципов права — специфического проявления определенной части обще-социальных принципов в правовой системе. Тем более важно подчеркнуть, что обще социальная природа юридических принципов не всегда получает соответствующее признание при характеристике последних, что касается, в частности, и их генезиса.
Безусловно, рассматривая проблему генезиса принципов права, необходимо подчеркнуть особенную роль и место в их создании морали. Общеизвестно, что исторически право возникает значительно позже морали, с появлением новых процессов в сфере общественной жизни, которые предопределяют необходимость новых типов социального урегулирования. Однако практически нельзя назвать ни одной сферы общественных отношений, в которой в «чистом» виде действовали бы те или иные виды социальных норм.
Взаимодействие социальных регуляторов неминуемо в любой сфере жизнедеятельности людей. Но выделяя в относительно самостоятельное поле действия моральные нормы и принципы, не следует забывать о важных их свойствах — универсальности, способности проникать в самые разнообразные сферы общественных отношений, в том числе и правовую.
Это предопределяется тем, что моральные нормы ориентированы на такие категории, как добро, честь, совесть, достоинство, справедливость и т. д. Они выступают критериями оценки поведения людей во всех сферах их деятельности. Это свойство морали — способность проникать в самые разнообразные социальные отношения, в том числе экономические, политические, правовые, — является определяющим. Отсюда общая, тесная взаимосвязь норм и принципов права с нормами и принципами морали, которая определяется приблизительным единством сфер их регуляции.
Важным источником формирования принципов права является политическая сфера. Чтобы убедиться в этом, можно обратиться как к политической практике, так и к политической теории. Последнее становится очевидным, если прибегнуть к анализу истории политических и правовых учений.
Так, Платон в «Государстве», конструируя модель идеального справедливого государства, обосновывает принцип равенства мужчины и женщины, в «Законах» — отстаивает принцип законности руководства обществом . Аристотель, занимаясь проблемой управления обществом, в ее основу закладывает принцип справедливости, а о праве (и природном и волеуставноленном) говорит только как о политическом праве, т. е. таком, которое, возможно, и имеет место лишь в государстве (принцип властного обеспечения) . Становление принципов права в то время просматривается даже в осуждении и наказании Сократа, который выступил с требованием соблюдения принципов индивидуальной свободы и автономии личности.
Собственность объявляется природным правом человека, источником его воли и равенства с другими людьми. При этом органическая связь между юридической формой и собственностью просматривается в течение всей истории их существования. Так, Платон в «Государстве» выдвигает план ликвидации частной собственности среди правителей и военных, т. е. первых двух слоев. «Прежде всего никто не должен иметь какой-то частной собственности… Потом, ни у кого не должно быть жилья или амбара, куда бы не имел доступа всякий желающий ».
Таким образом можно утверждать, что сначала содержание принципов права намечается самой жизнью, спонтанно, в общественных социальных отношениях, которые складываются в реальной жизни и получают позже регламентацию и защиту со стороны государства в комплексах субъективных прав участников правоотношений.
Возникновение принципов права как обще социальных является необходимым условием следующего их закрепления в виде юридических принципов и норм, потому что свидетельствует об актуальности их для общества и необходимости юридического оформления. При этом главная роль в выявлении и конструировании таких принципов принадлежит не правотворчеству, в частности право-образованию, а более конкретно юридической практике, которая по своей природе призвана оперативно реагировать на изменения, которые происходят в сфере права. В связи с вышеизложенным представляется, что процесс создания руководящих положений права можно рассмотреть таким образом.
Общеизвестно, что эффективность правового регулирования общественных отношений прямо зависит от его соответствия объективным закономерностям их существования и развития.
Первоочередное значение при этом имеет способность законодателя своевременно распознать основные тенденции, магистральные направления их постепенного развития и отобразить последние в содержании коренных элементов системы права — ее принципов. Однако известно и другое: законодательное закрепление указанных тенденций по объективным и субъективным причинам всегда отстает и, видимо, будет отставать от реального изменения фактических общественных отношений, которые уже сложились или лишь складываются.
В то же время потребности и интересы общества вызывают необходимость урегулирования новых общественных отношений, исходя из единственного мерила, которое бы отображало в своем содержании присущие им закономерности. То есть системность, комплексность и цикличность социальной жизни объективно предусматривают такое его правовое опосредование, которое больше всего отвечало бы сущности процессов, которые происходят, что возможно лишь в том случае, когда это опирается на соответствующие принципы.
Именно поэтому юридическая практика в процессе правореализационной и правоохранительной деятельности первой встречается с указанными проблемами. В то же время она не может ожидать, когда законодатель обнаружит и сформулирует необходимые руководящие положения. Именно жизнь принуждает ее открывать существенные закономерности в общественных отношениях и отображать полученные результаты сначала в виде индивидуальных требований, которые выдвигаются к поведению участников правоотношений, а в последующем они приобретают общий характер. Это позволяет дать правовому регулированию необходимое однообразие, стабильность и эффективность, связать правотворчество, право-реализацию и правоохрану. Важное значение имеют в этом понимании обобщения судебной и административной практики, другие виды юридической деятельности. Именно так в недрах гражданского общества, в пределах правообразования, с помощью юридической практики рождаются новые юридические принципы, которые эволюционно отменяют действие устаревших, не актуальных принципов.
В современной отечественной юридической литературе, и той, которая досталась нам в наследство, существует много разных дефиниций принципов права. Безусловно, это предопределяется тем, что принципы права — неоднообразное и неоднозначное явление, к исследованию которого можно и нужно подходить с разных сторон. Однако, по нашему мнению, желательно внести в понятие и определение принципов, которые действуют в правовой сфере, какое-то однообразие, в той мере, в которой оно возможно в юридической науке.
С гносеологической точки зрения важно подчеркнуть то, что категория «принцип» чрезвычайно тесно связана с категориями «закономерность» и «сущность». Однозначный характер этих понятий дает основания определять право- вые принципы через закономерности развития общества (обще социальные принципы) и права (юридические принципы), а также через сущность и основное содержание последнего.
Следует также подчеркнуть, что термин «принцип» (от лат. слова «principium») означает основные, самые общие, исходные положения, средства, правила, что определяют природу и социальную сущность явления, его направленность и самые существенные свойства.
К наиболее существенным признакам принципов права нужно отнести в первую очередь их регулятивность. Нормативно-регулятивный характер принципов права видится в том, что принципы, зафиксированные в праве, при- обретают значение общих правил поведения, которые имеют общеобязательный, властный характер. При этом такой характер становится присущим как непосредственно нормам-принципам, так и принципам, которые выводятся из норм. «Принципы регулируют постольку, поскольку регулирует само право» .
Под объективной обусловленностью принципов права следует понимать их соответствие характеру общественных отношений, экономическим, политическим, идеологическим процессам, которые происходят в обществе. Иными словами, принципы права — это такие правовые явления, которые непосредственно связывают содержание права с его социальными основами — теми закономерностями общественной жизни, на которых данная правовая система построена и которые она закрепляет.
Принципы права являются объектом нашего внимания, как одно из средств нормопроектировочной техники.
Сегодня общепризнано, что принципы права, даже если они нормативно не закреплены, являются одним из источников правотворческой, правоинтерпретационной и правоприменительной деятельности. Поэтому, когда речь идет о принципах права как средства нормотворчества, нельзя оставлять без внимания и такую категорию принципов. Формулируя определение принципа права как компонента техники правотворчества, целесообразно использовать и формальную, и содержательную формы материализации принципов права в нормативно-правовых актах. Поэтому можно предложить следующую дефиницию принципа права как средства нормопроектной техники — это обусловленные закономерностями общественного бытия руководящие принципы (идеи), которые закрепляются в нормативно-правовых актах с целью определения содержания и основных направлений правового регулирования.
Нормативная регламентация использования принципов права как средств правотворческой техники должны иметь в своей основе знания их признаков, видов, функций; после их освещения можно сказать о правилах использования принципов права при создании проектов нормативно-правовых актов.
По результатам всестороннего исследования ученые выделяют ряд признаков принципов права, к основным из которых входят следующие:
— принципы права пронизывают всю правовую систему, включая все ее компоненты — право, юридические учреждения, юридическую практику, правосознание и в этом качестве выступают реальным регулятором общественных отношений;
— принципы, как и нормы, подлежат официальному толкованию в процессе их применения к конкретным жизненным ситуациям;
— принципы могут быть выделены одно из другого, находясь в отношениях подчинения;
— из принципов можно выводить права и обязанности юридических субъектов;
— принципам присуща императивность, внутренняя обязательность;
— принцип выступает мерой, масштабом человеческого поведения в специфической сфере отношений ;
— принципы права выступают в виде общеобязательных требований и являются важными элементами системы права .
Исходя из понятия принципов права, приведем перечень принципов, которые, на наш взгляд, следует разделить на две категории: общие принципы права и специальные принципы права. К общим можно отнести: принцип законности, принцип гуманизма, принцип демократизма, принцип научности, принципы гласности, прозрачности и открытости (публичности).
Переходя к определению видов специальных принципов формирования и функционирования нормотворчества, отметим, что для создания теоретических специальных принципов нормотворчества, целесообразно исходить из положений как теории государственного управления, так и теории права.
К специальным принципам мы отнесли принципы: своевременности, оперативности, стабильности, целесообразности и обоснованности, предсказуемости, приоритетности, взаимодействия с другими органами государственного управления, координации нормотворческой деятельности, согласованности, сбалансированности, компетенции органа, логичности, профессионализма, системности, соблюдения международных стандартов, технико-юридического совершенства, эффективности, ответственности.
Таким образом, принципы права современные ученые рассматривают как руководящие принципы (идеи), которые определяют его содержание и направленность правового регулирования. Принципы права объективируются, как указывают ученые, существующей системой общественных отношений. По каждому принципу стоит определенная закономерность, естественный или социальный закон. В то же время, Т.В. Кашанина предлагает несколько иное определение принципа права – это максимально абстрактно выражены правила поведения, которые определяют сущность права и отражают закономерности его развития, то есть рассматривает принципы права, как правила поведения. Возникает вопрос, нет ли противоречия между этими подходами и каким образом разработчик законопроекта должен формулировать принципы права в статье нормативно-правового акта: в форме основных абстрактных положений или юридического нормы (правила поведения)? Противоречия здесь нет, поскольку на доктринальном уровне сейчас признается, что принципы права могут быть и формально (нормативно) закреплены, и иметь форму устойчивых убеждений на уровне правосознания прежде всего юридического сообщества.