Социология Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Общественное мнение как социальный институт и форма массовой коммуникации ( опыт социального анализа)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования общественного мнения 5
1.1 Изучение феномена общественного мнения в предсоциологический период 5
1.2 Анализ проблем общественного мнения в классической социологии 7
1.3 Изучение общественного мнения в социологических теориях ХХ века 10
Глава 2. Социальные проблемы формирования общественного мнения 15
2.1 Сущность, структура и функции общественного мнения 15
2.2 Общественное мнение как социальный институт 21
2.3 Общественное мнение как форма массовой коммуникации 25
Заключение 31
Список использованной литературы 33

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Общественное мнение является одним из явлений общественной жизни, которое вызывает постоянный и глубокий интерес. Оно играет важную роль в деятельности государства, политических партий, общественных движений, и вообще, каждого человека. В то же время общественное мнение является одним из самых сложных социальных феноменов. Оно является эффективным инструментом социального управления, регулирования многих социальных, экономических, политических и культурных процессов.
Роль общественного мнения всегда растет в сложные переломные эпохи человеческой истории. Такой эпохой можно считать Новое время – время перехода от феодальных отношений к отношениям, которые свойственны развитому индустриальному обществу. Бурные события тех времен происходили с участием широких масс населения. Революции, войны и восстания Нового времени были результатом определенного осмысления людьми проблем становления справедливого общества. Массовое сознание людей отображалась в их общественном мнении, а дальше – в активных действиях по преобразованию социальной действительности.
Современный социальное пространство не менее сложное. Динамичность и разноплановость проблем современности требует от политиков, других субъектов политической жизни взвешенных действий, контроля за процессами, которые разворачиваются в государстве и между государствами. В таких условиях возрастает значение манипулирования общественным мнением – то есть ее специального формирования и изменения в соответствии с направлениями внешней и внутренней политики. Другими словами, изучение общественного мнения как социального института и формы массовой коммуникации представляет особую актуальность.
Степень научной изученности проблемы. Изучение общественного мнения имеет давние традиции. Свой вклад в разработку теории общественного мнения внесли классики обществоведения Г. Тарда, Г. Лебон, Ф. Тьоннис, публицист У. Липпман, философы Н. Маккиавели, Гоббс, Ш. Монтескье и др. Подробный обзор достижений классических трудов представителей мирового обществоведения по проблематике общественного мнения, представляет в своих работах Е. Ноель-Нойман. Анализ феномена общественного мнения как важного фактора современной общественной действительности посвящены теоретические работы и эмпирические исследования Б.А. Грушина, М.К. Горшкова, Е.И. Головахы, Ю. Левады, В.С. Коробейникова, Н.В. Паниной и др.
Объект исследования – общественное мнение.
Предмет – общественное мнение как социальный институт и форма массовой коммуникации.
Цель исследования – изучить феномен общественного мнения как социального института и формы массовой коммуникации.
Для достижения поставленной цели был сформулирован ряд задач:
1) изучить феномен общественного мнения в предсоциологический период;
2) проанализировать проблемы общественного мнения в классической социологии;
3) изучить общественного мнения в социологических теориях ХХ века;
4) выявить сущность, структуру и функции общественного мнения;
5) изучить общественное мнение как социальный институт;
6) проанализировать общественное мнение как форму массовой коммуникации;
7) сделать выводы.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Общественное мнение интересовало ученых еще со времен античности. Древние философы понимали важность этого феномена в построении государства, а также укреплении власти. Общественное мнение рассматривалось с различных сторон. Одни ученые изучали факторы формирования общественного мнения, с целью возможного влияния на него, другие исследовали его познавательные возможности, а некоторые считали, что это не что иное, как отражение потребностей социума.
В классической социологии общественное мнение также рассматривается с различных точек зрения. Некоторые исследователи утверждают, что общественной мнение формирует окружающую действительность, то есть какие мысли, такая и внешняя среда. Часть ученых придерживаются мнения, что общественное мнение имеет коммуникативную природу, ведь вокруг него постоянно строятся дискуссии и обсуждения.
При этом современная социология рассматривает общественное мнение, не как совокупность индивидуальных мнений, а только лишь с позиции общества. Другими словами, это проблема, которая является общей для определенной группы людей. Группы эти могут иметь различное значение для человека. Их разделяют на первичные и вторичные. Первичные социальные группы отличаются особой эмоциональной привязанностью, которая впоследствии и формирует определенную позицию, на основе которой происходит формирование вторичных более широких групп.
Общественное мнение – это состояние общественного сознания, содержащее как скрытое, так и явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям и фактам действительности. Общественное сознание – это широкая совокупность идей, представлений, иллюзий, чувств, настроений, отражающих все без исключения стороны жизни общества, доступные для масс и способны вызвать их интерес. Общественное сознание – это срез общественного сознания, в рамках которого у представителей разных групп могут возникать аналогичные мысли, суждения, отражающие их отношение к проблемам и фактов действительности. Характерные черты массового сознания заключаются в источниках и характере формирования. Поскольку в формировании массового сознания участвуют представители разных групп, то общественное мнение формируется в нем. В этом формировании принимают участие не только научные источники, но и ближайшее социальное окружение, слухи и т.д. Сам процесс формирования массового сознания – достаточно специфический, осуществляется как процесс интенсивного обмена информацией, сравнения, а также противопоставление похожих позиций, их сближение, поиска точек соприкосновения. Происходит в процессе межличностного общения, а также специально. В современном обществе общественное мнение испытывает на себе влияние различных социальных институтов: государственных, политических, общественных организаций, общественных движений и тому подобное. Таким образом, можно сказать, что это специфика может быть, как адекватной реальному положению вещей, так и ложным представлениям о действительности. Общественное мнение может формироваться очень быстро, потому что находится в постоянном процессе формирования и изменений.
Общественное мнение как социальных институт действует во всех сферах жизни человека. Для выполнения своей роли в социуме оно реализует специальные функции, которые также определяют и его характеристики.
Параллельно с этим общественное мнение также существует как форма массовой коммуникации. С точки зрения социологии изучение общественного мнения позволяет сформировать информационный продукт, который будет интерес массовой аудитории. Кроме этого, благодаря социологическим данным можно более эффективно влиять на общественное мнение путем создания положительного имиджа определенных лиц, формированию бренда и так далее.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования общественного мнения

1.1 Изучение феномена общественного мнения в предсоциологический период

Сущность мыслей людей изучалась еще в античные времена. Для философских взглядов Парменида, Эмпедокла, Демокрита характерно противопоставление категорий «мысли» и «знание». Мнение рассматривалась этими учеными как ложное знание, то смутное, неустойчивое, которое идет вразрез рациональной истине. Но уже после Платона и Аристотеля все большее признание получает другая точка зрения: мнение собой нечто среднее между знанием и верой. Она представляет, что, сочетающую звено между чистой чувственностью и рациональной истиной.
Борьба этих двух тенденций продолжалась и тогда, когда в сфере научного, философского исследования оказалось явление, которое обозначалось термином «общественное мнение». Эта борьба наглядно прослеживается во взглядах представителей немецкой классической философии. Так, Гегель в своей работе «Философия права» дал достаточно развернутую концепцию общественного мнения, которая включала ее определения, характеристику различных сторон и т.д. [6, c. 123-128]. Гегель рассматривал общественное мнение в связи с анализом государственного устройства, где он выделял законотворческую и правительственную власть, а также элемент слоев населения. В чем основная роль этого элемента? В том, отвечает немецкий философ, чтобы в нем получила существования публичная сознание, как эмпирическая общность многих взглядов и мнений. Эта общность имеет форму человеческого здравого смысла, в котором находит отражение общее состояние дел. Гегель четко выделял то объединяющее, что есть в совокупности индивидуальных мнений, общих дел, проблем, вызывающих общий интерес. Эта идея наиболее полно рассматривается в определении: «Формальная субъективная свобода, состоящая в том, что отдельные личности как таковые, имеют и выражают свое собственное мнение, суждение о совместных делах и подают совет относительно них, проявляется в той совместимости, которая называется общественным мнением» [5, c. 47].
Представители итальянского гуманизма (Л. Бруни, И. Пальмииери, А. Ринуччини и др.) считали, что общественное мнение выражает мнения, желания, с которыми должно считаться правительство. На таких же позициях стояли Т. Мор и Т. Кампанелла.
В эпоху феодализма особенно активно анализировалась проблема взаимоотношения общественного мнения и государства. В частности, Э. Роттердамский писал, что ни одно правительство не удержится у власти, если оно не пользуется поддержкой общественного мнения. 200 лет спустя эту мысль повторил философ Д. Юм, заявивший, что только мнения утверждают государственную власть.
Интересные попытки объяснить общественное мнение с точки зрения гносеологии можно встретить у Т. Гоббса. Он полагал, что общественное мнение есть отражение социальных потребностей; оно обусловливает действия людей, так как без здорового общественного мнения не может быть в обществе мира и согласия [4].
При рассмотрении периода Просвещения, явно прослеживается взаимосвязь государственного правления, власти с общественным мнением, массовым сознанием.
Весьма радикальные взгляды высказал в свое время Ж.Ж. Руссо. В своем знаменитом произведении «Общественный договор» (1762 г.) он высказал суждение, что взаимоотношение общества и граждан будет бесконфликтным, если государство станет считаться с общественным мнением, выражающим мнение народа. Ж.Ж. Руссо различает 4 рода законов – политические, гражданские, уголовные и законы 4-го рода, «наиболее важные из всех», – «нравы, обычаи и особенно мнение общественное».
После Ж.Ж. Руссо французские просветители-материалисты – К. Гельвецкий и П. Гольбах – вновь вернулись к гносеологическим проблемам общественного мнения. Так, они занимались разработкой условий и фактором формировании общественного мнения, пытались установить связь общественного мнения с интересами людей и пришли к выводу, что у каждого класса, социальный группы существует свое мнение. Подчеркивая зависимость духовной жизни общества от социальной среды, французские просветители тем самым провозглашали общественное мнение закономерным общественным феноменом [17].
Центр тяжести своего исследования общественного мнения Э. Кант перенес на его познавательные возможности. Он четко проводил различия между знанием, верой и мнением как тремя ступенями убеждения познающей личности [20, c. 82].
Таким образом, понятие «общественное мнение» интересовало ученых еще со времен античности. Древние философы понимали важность этого феномена в построении государства, а также укреплении власти. Общественное мнение рассматривалось с различных сторон. Одни ученые изучали факторы формирования общественного мнения, с целью возможного влияния на него, другие исследовали его познавательные возможности, а некоторые считали, что это не что иное, как отражение потребностей социума.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы