Курсовая теория на тему Общественно опасные последствия преступления: понятие, виды, юридическое значение
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава
1. 5
Уголовно-правовая
концепция общественно-опасных последствий в российском уголовном праве. 5
1.1
Последствия как самостоятельный феномен в уголовном праве. 5
1.2
Общие положения, касающиеся объективной стороны преступления, в современном
уголовном праве. 9
1.3
Понятие общественно опасных последствий. 12
Глава
2. 17
Правовые
аспекты общественно опасных последствий. 17
2.1
Виды общественно опасных последствий. 17
2.2
Правовая природа общественно опасных последствий преступлений. 23
2.3
Алгоритм оценки общественно опасных последствий. 26
Заключение. 30
Список
использованных источников. 33
Введение:
Гарантия правильного разрешения уголовного дела в ходе
судопроизводства зависит от полноты, полноты и объективности установления
доказываемых элементов.
Обзор юридической литературы позволяет утверждать, что
деяние, общественно опасные последствия и причинно-следственная связь входят в
число обязательных признаков объективной стороны правонарушения. Все три
обязательных признака объективной стороны правонарушения диалектически
взаимосвязаны, поскольку без действия не может быть никаких последствий, а само
действие влечет за собой неблагоприятные изменения (последствия) в объекте
правового регулирования или объекте правовой защиты.
Основная проблема общественно опасных последствий в
российском уголовном праве — сложность определения причины связи действия
(бездействия) с общественно опасными последствиями. В практике российских судов
немало случаев, когда в аналогичных ситуациях суды приходят к противоположным
выводам. Некоторые утверждают, что существует связь между действием и социально
опасными последствиями, в то время как другие в аналогичных случаях утверждают,
что такой связи нет.
Аксиома состоит в том, что уголовное законодательство всех
стран защищает общественные отношения от преступных посягательств. Анализ
уголовно-правовой политики государства, принятой в 1996 году Уголовным кодексом
Российской Федерации, позволяет выявить определенные тенденции и направления
развития уголовного законодательства нашей страны. С одной стороны, он
направлен на защиту прав граждан, исключение случаев незаконного и
необоснованного привлечения их к уголовной ответственности, с другой — на
обеспечение неотвратимости ответственности и наказания лиц, виновных в
совершении преступления.
Как известно, степень общественной опасности совершенного
преступления во многом определяется социальной опасностью последствий, их характером,
типом, размером и объемом.
Поэтому проблемы, связанные с общественно опасными
последствиями, вызывают глубокий и постоянный интерес не только ученых, но и
практиков. Это и понятно, ведь квалификацию правонарушения, разграничение
родственных структур, преодоление конкуренции норм уголовного права, решение
многих других уголовно-правовых вопросов законодатель связывает непосредственно
с общественно опасными последствиями, их объемом и степенью тяжести. характер и
масштаб наступления, их прямая связь с действием.
По этой теме опубликовано несколько монографий выдающихся
ученых: Н.Ф. Кузнецова, А.С.Михлина, В.В. Мальцева, Ц.Б.Землюков и другие.
Следует отметить, что значительный вклад в развитие теории уголовных
последствий в уголовном праве внесли такие ученые, как: Я.М. Брайнин, В.
Глистин, Ю.А. Демидов, Н.Д. Дурманов, М.И. Ковалев, Х.Х.Коржанский, Г.К.
Кригер, В. Кудрявцев, Б. Никифоров, А.А. Пионтковский, Б. Прохоров, А. Трейнин,
Э.А. Фролов, Т.В. Церетели и другие.
Однако работы этих авторов выполнялись на основании ранее
действовавшего уголовного законодательства. В последние годы в связи с новыми
законодательными реалиями не было монографических исследований, посвященных
анализу общественно опасных последствий в уголовном праве.
Также следует иметь в виду, что эти последствия чрезвычайно
многогранны, и по своим качественным и количественным характеристикам их можно
одновременно отнести к общественно опасным последствиям и другим отраслям
права, например, административно-правовым или гражданско-правовым. Естественно,
что следственная и судебная практика в таких ситуациях требует достаточно
четкого и аргументированного обоснования того, почему и когда эти последствия
следует рассматривать как уголовно-правовые, а когда они могут иметь различное
правовое значение.
Кроме того, в юридической литературе недостаточно освещены
вопросы структуры, форм уголовных последствий, их роли для индивидуализации
уголовной ответственности и наказания лиц, совершивших преступления. Теория
общественно опасных последствий в значительной степени практически не
затрагивала эти вопросы, анализ содержания конкретных норм уголовного закона,
выработку рекомендаций, которые позволили бы четким и однозначным практическим
работникам применять уголовный закон для правильной оценки действия виновных и
индивидуализировать их уголовную ответственность и наказание.
Все это вместе, на наш взгляд, определяет актуальность
данного исследования и необходимость его представления научному сообществу и
практикам.
Объектом исследования является уголовно-правовая доктрина по
вопросам понимания, трактовки и учета в уголовном праве общественно опасных
последствий.
Предметом исследования выступают предписания структурных
элементов уголовно-правовых норм, определяющие правовые аспекты общественной
опасности преступных последствий, которые, в свою очередь, служат мерилом
степени опасности преступных деяний, а также их влияния на дифференциацию и
индивидуализацию ответственности.
Целью данного исследования является углубленное изучение и
анализ современной проблемы учета преступных последствий в уголовном праве
Российской Федерации.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть последствия как самостоятельный
феномен в уголовном праве;
2. Изучить общие положения, касающиеся объективной
стороны преступления, в современном уголовном праве;
3. Изучить понятие общественно опасных последствий;
4. Рассмотреть виды общественно опасных последствий;
5. Проанализировать правовую природу общественно
опасных последствий преступлений;
6. Изучить алгоритм оценки общественно опасных
последствий.
Методологической основой исследования послужил
диалектический метод как общенаучный метод познания. В процессе работы над
исследованием автором использовались и специальные методы познания: логический,
исторический, сравнительный, социологический и другие.
Нормативную базу исследования составили Конституция
Российской Федерации, уголовное и гражданское, уголовно-процессуальное и
административное законодательство Российской Федерации.
Теоретической основой является современная уголовно-правовая
доктрина, основанная на концептуальных исследованиях отечественной науки и
достижениях мировой цивилизации, а также научные идеи в области уголовного
процесса, криминологии, философии, психологии, этики и социологии, труды
ученых.
Заключение:
Действие, общественно опасные последствия и причинность с
включением обязательных признаков объективной стороны правонарушения из
совокупности функций, установленных законодательством, зависят от правильного
разрешения уголовного дела в процессе судопроизводства; Дело в том, что на
практике возникают трудности в определении взаимосвязи (бездействия) и
общественно опасных последствий.
Объективная сторона преступления — внешнее волевое выражение
субъекта по отношению к объекту посягательства, выражающееся в запрещенном
уголовным законом действии или в бездействии, когда закон требует от субъекта
совершить определенные действия, но они не были совершены. .
Общественно опасные последствия характеризуются двумя
особенностями: во-первых, они вредны для них, причинены объекту преступления;
во-вторых, не всякий вред является уголовным следствием. Общественная опасность
деяния исключается необходимой защитой (ст. 37 УК РФ); в случае причинения
вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. 38 УК РФ); в случае
крайней необходимости (ст. 39 УК РФ). Характер социальной опасности деяния
определяется также важностью объекта посягательства, видом причиненного ущерба
и программой вины.
Социально опасные последствия могут быть материальными:
последствия, причиняющие материальный вред, т.е. могут быть измерены в денежном
выражении; и нематериальные, выражающиеся в нанесении политического,
организационного, морального вреда, нарушении нематериальных интересов
государственных и общественных организаций.
По структуре преступления общественно опасные последствия
делятся на простые (сложные, длительные).
За преступными элементами, которые являются обязательными
элементами структуры за пределами преступной структуры, возникают
дополнительные или дополнительные уголовные последствия. Они не участвуют в
квалификации, поскольку выходят за рамки составов, однако, если они
предусмотрены, они принимаются судом во внимание как отягчающие обстоятельства.
Таким образом, уголовное (общественно опасное) последствие —
это объективное выражение общественной опасности деяния, в котором реализуется
общественная опасность деяния или бездействия, из-за чего оно запрещено
уголовным законом.
Серьезные последствия в обобщенной форме могут быть
криминализованы: вред является основанием для криминализации или
декриминализации деяния; установление общественно опасных последствий влияет на
квалификацию преступлений; полезное различие между преступлением и правонарушением,
не являющимся уголовным преступлением, или деяние в силу своей незначительности
не представляет общественной опасности; последующие, дополнительные
последствия, выходящие за рамки преступления, учитываются при назначении
виновному в качестве отягчающего обстоятельства.
Особое внимание в юридической литературе уделяется
общественно опасным последствиям. Они стали предметом различных научных
исследований, обсуждались на научных форумах, отражены в кампании монографии,
научных статей. Объясняется это тем, что общественно опасные последствия имеют
важное уголовно-правовое значение, заключающееся в том, что, во-первых, они
являются обязательными признаками объективной стороны; во-вторых, вред, ущерб,
причиненный общественным отношениям, благам, интересам, ориентирован на
общественно опасные последствия; в-третьих, наступление общественно опасных
последствий сформулировано только в уголовном законодательстве; в-четвертых, по
этапам отграничения преступления от существующего деликта с выделением незначительных
деяний; в-пятых, влияющих на правильную классификацию преступления; в-шестых,
позволяет разделить состав преступления на материальный, формальный, усеченный.
Принимая во внимание изложенные положения, не случайно, что
в процессе построения диспозиций норм уголовного права законодатель включил
наступление общественно опасных последствий в число обязательных признаков
объективной стороны. Однако, несмотря на их закрепление в системе уголовного
права, он не дает им юридического определения. Более того, при характеристике
объективных, субъективных, квалифицирующих и особенно квалифицирующих признаков
состава преступления они формулируются в различных вариантах, что вызывает их
неоднозначное толкование сотрудником правоохранительных органов. Среди криминалистов
нет единого мнения по поводу общественно опасных последствий. Доминирующей
научной точкой зрения является сформулированное положение, согласно которому
общественно опасными последствиями являются негативные вредные изменения
объекта, охраняемых уголовным законом общественных отношений в результате
совершенного уголовного преступления; преступный результат после совершения
опасного деяния.
Считаем, что позицию следует признать более правильной и
вред, причиненный объекту, охраняемому уголовным законодательством, следует
признать общественно опасными последствиями, в результате которых произошли
негативные изменения в его содержании и структуре. Характер и степень
общественно опасного деяния объективно отражает общественно опасные
последствия.
Уголовно-правовая доктрина исходит из того, что общественно
опасные последствия являются признаком объективной стороны состава
преступления. В результате совершения преступления происходят негативные
изменения во внешнем мире, то есть в объекте, охраняемом уголовным законом.
Поэтому установлению общественно опасных последствий в процессе применения
уголовного закона уделяется особое внимание. В частности, четкое
законодательное закрепление общественно опасных последствий позволило бы решить
многие проблемы в процессе оценки, а затем и квалификации преступного деяния.
Как уже отмечалось, при описании общественно опасных
последствий законодатель использует разнообразный филологический
инструментарий, давая различные индивидуальные оценки применяемому
собирательному понятию. Чаще всего в построении диспозиций норм уголовного
права он употребляет термины: «вред личности»; «Вред здоровью человека»; «Вред
правам и законным интересам граждан»; «Существенный ущерб правам и законным
интересам потерпевшего и (или) его родственников»; «Другой значительный вред»;
«Значительный ущерб»; «Серьезный ущерб»; «Значительный имущественный ущерб»
Как видите, законодатель включает перечень последствий,
которые могут вызвать негативные изменения в объекте уголовно-правовой защиты,
широкий по своему содержанию и характеру, среди уголовных, т. е. Причинить им
вред, вред. Конструируя общественно опасные последствия, он включает как
определенный, так и неопределенный критерий их установления.
Фрагмент текста работы:
Глава 1
Уголовно-правовая концепция общественно-опасных последствий в
российском уголовном праве
1.1 Последствия как самостоятельный феномен в
уголовном праве
Очевидно, что «уголовно-правовые последствия преступления» —
одна из важнейших категорий современного уголовного права, которая в процессе
своей эволюции под влиянием идей гуманизма значительно усложнилась и отошла от
стандартная схема «за преступление — наказание», предусматривающая множество
других правовых последствий, альтернативных наказанию за преступления.
Каковы уголовные последствия преступления?
Следствие в общем смысле этого слова — это следствие,
результат чего-то [11]. Таким «чем-то» применительно к области юриспруденции
является юридический факт — «конкретное жизненное обстоятельство, с которым
правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение правовых
последствий (правоотношений)» [4]. «Правовые последствия, возникающие на основании
юридических фактов, в самом общем виде можно свести к основным этапам
существования правоотношения — к его возникновению и прекращению, а также к
изменению» [8].
Поскольку преступление является юридическим фактом (точнее,
фактическим составом), его правовым следствием является возникновение
уголовно-правовых отношений между государством и преступником. В то же время
уголовное право предусматривает ряд особых юридических фактов, которые изменяют
и прекращают эти правоотношения. Например, активное покаяние — это:
1) основание для смягчения наказания;
2) основания освобождения виновного от уголовной
ответственности.
В широком смысле слова эти дела также относятся к
последствиям преступления как к исходному юридическому факту (очевидно, что
лицо, не совершившее преступления и не подлежащее наказанию, не имеет права
требовать такого «Благоприятные» для него последствия в виде смягчения
наказания или освобождения от уголовной ответственности).
Таким образом, уголовно-правовыми последствиями преступления
являются возникновение, изменение или прекращение уголовно-правовых отношений.
Это определение выглядит безупречным с общетеоретической точки зрения, но его
существенный практический недостаток — чрезмерно абстрактный характер: оно не
отражает конкретных последствий, которые наступают для лица, совершившего
преступление. Очевидно, что такими последствиями являются меры, предусмотренные
Уголовным кодексом, примененные к данному лицу (наказание, иные меры
уголовно-правового характера, освобождение от уголовной ответственности и
наказания, осуждение и т. Д.).
Последствия в обычном смысле слова могут быть от
положительных до отрицательных. Соответственно, уголовно-правовые последствия
преступления также могут быть как отрицательными с точки зрения правонарушителя
(наказание, другие лишения или правовые ограничения), так и положительными
(освобождение от уголовной ответственности или наказания) [6].
Таким образом, уголовно-правовые последствия преступления —
это предусмотренные уголовным законом меры, применяемые к лицу, совершившему
преступление. Термин «последствия» в уголовном праве также встречается в других
смыслах и контекстах:
1) последствия преступления в результате общественно
опасного деяния (признак объективной стороны преступления с вещественным
составом) указаны в ст. 9, 25-28, 63, а также в ст. 112, 116, 116.1, 117 и
другие статьи Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации.
Очевидно, что в данном случае речь идет о противоправных, а о реальных
последствиях преступления, не имеющего отношения к предмету данного
исследования;
2) последствия рецидива преступлений. Согласно ч. 5 ст. 18
УК РФ рецидив преступлений влечет более суровое наказание по основаниям и в
пределах, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, а также иные
последствия, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Федерация.
Таким образом, законодатель разделяет уголовное право (статьи 58, 63, 68, 72,
73, 131, 132, 134, 135, 204.2, 264.1, 291.2 УК РФ) и иностранные последствия
рецидива преступлений (например, предусмотренная статьей 7 Федерального закона
от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской
Федерации»);
3) последствия судимости. Согласно ч. 1 ст. 86 Уголовного
кодекса Российской Федерации, судимости в соответствии с Уголовным кодексом
Российской Федерации учитываются при повторении преступлений, назначении
наказания и влекут иные правовые последствия в случаях и в порядке,
установленных федеральными законами. . В силу ч. 6 ст. 86 УК РФ, аннулирование
или снятие судимости отменяет все предусмотренные Уголовным кодексом Российской
Федерации правовые последствия, связанные с судимостью. В этом случае
законодатель также разделяет уголовное право (статьи 18, 58, 63, 68, 72, 73,
131, 132, 134, 135, 204.2, 264.1, 291.2 УК РФ) и иностранные последствия.
судимости (например, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, СК РФ, ТК РФ, ТК
РФ и многими другими федеральными законами);
4) последствия повторного совершения преступления
несовершеннолетними. В соответствии с ч. 1 ст. 91 УК РФ предупреждение
заключается в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием,
и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных УК РФ.
Таким образом, факт совершения преступления влечет за собой
не только уголовно-правовые (предусмотренные УКРФ) последствия, но и
последствия, предусмотренные другими федеральными законами.
По степени обобщения можно выделить: 1) общие последствия
(группы мер: уголовная ответственность, наказание, иные меры, освобождение от
уголовной ответственности и наказания, судимость); 2) особые последствия (виды
мер: судебный штраф, конфискация имущества); 3) частные последствия (продление
испытательного срока, отмена отсрочки).
Теория уголовного права за длительный период своего развития
сформировала собственный научный тезаурус. Большинство терминов и понятий дошли
до нас с незапамятных времен, другие являются результатом современных научных
разработок. Но следует отметить, что стремительные изменения в социальной
сфере, появление новых форм преступной деятельности требуют от специалистов
дальнейших научных исследований по формированию понятийного аппарата науки
уголовного права, включая определение понятия и анализ. правовой природы
общественно опасных последствий преступлений.
Терминология, используемая для обозначения последствий как
явления уголовного права, отличается. Такое обозначение традиционно
осуществляется в уголовном праве по двум направлениям: а) в пределах
характеристики понятий, относящихся к основанию уголовной ответственности
(например, понятие «вредные последствия», «социально вредные изменения» и
«вредные последствия — элемент композиции »используются в теории уголовного
права как равнозначные); б) «вне» такого основания, но по отношению к любому
объекту, охраняемому уголовным законом. Так, некоторые авторы под последствиями
преступления понимают любые изменения, вызывающие преступное действие во
внешнем мире, а преступным результатом — последствия, важные для наличия
состава преступления [10]. Эта точка зрения неоднократно подвергалась критике
из-за синонимии терминов «эффект» и «результат» или из-за игнорирования разницы
в терминах «последствия преступления» и «уголовные последствия» [16].
Для определения понятия «последствия» необходимо, на наш
взгляд, обратиться к разъяснению сущности и содержания социальной опасности,
поскольку ее понятие связано с соответствующим типом поведения человека как
социального явления и имеет внешние проявления. — изменения в социальной сфере,
подлежащие нормативной фиксации.
В Уголовном кодексе социальная опасность конкретизируется
как социальный признак общего определения понятия преступления, согласно
которому действие (бездействие) не является преступлением, хотя формально оно
содержит признаки любого деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но должного
своей незначительностью не представляет общественной опасности. Таким образом,
законодатель признает, что малозначительные действия лишены общественной
опасности.
Общественная опасность — это материальный признак преступления. Именно
социальная опасность показывает и раскрывает социальную сущность общественно
опасного деяния. Он заключается в том, что это общественно опасное деяние,
которое причиняет вред или создает угрозу причинения вреда личности, обществу
или государству. Объекты уголовно-правовой защиты четко обозначены в Уголовном
кодексе, что соответствует правовому акту, имеющему высшую юридическую силу, а
в действующем основном кодифицированном законе личность человека ставится на
первое место.