Курсовая теория на тему Общение пожилых людей как сфера социализации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ КАК СФКРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ 4
1.1 Психологические особенности людей пожилого возраста 4
1.2 Психологические особенности социализации и самореализации пожилых людей 16
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ КАК СФЕРА СОЦИАЛИЗАЦИИ 24
2.1Общение пожилых людей 24
2.2Особенности общения пожилых людей 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
Список литературы 36
Введение:
Такой многоаспектный и междисциплинарный феномен, как социализа-ция личности предполагает взаимосвязанные последовательные процессы адаптации, интеграции и индивидуализации. Старикам в пост-трудовой пе-риод сложно адаптироваться и интегрироваться в современное информаци-онное общество стремительно меняется, — общество молодых и для молодых, в котором исторически сложились и преобладают стереотипные представле-ния о пожилых людях, как о представителях малоценного поколения, носи-телей устаревшего и бесполезного жизненного опыта, которым суждены пас-сивные социальные роли на периферии социума. Это приводит к возрастной дискриминации, сужает социальные, коммуникативные, культурные связи и ограничивает возможности саморазвития и самореализации этой группы населения.
Существует определенный пробел теоретических и практических зна-ний о непрерывном развитии и социализации человека на протяжении всей жизни: недостаточно изученным является период между зрелостью и глубо-кой старостью, который необходимо исследовать с целью разработки новых моделей старости, которые определяются не только удлинением периода жизни человека, но и положительными качественными изменениями, преду-сматривающие значительные потенциальные возможности индивидуально-личностного развития в пожилом возрасте. И именно методы и средства со-циальной педагогики могут помочь пожилым людям преодолеть социальную изоляцию, «построить мосты» между представителями разных возрастов и гармонизировать взаимодействие между поколениями в семье, сделать для них актуальными и доступными преимущества и достижения информацион-ного общества, способствовать успешной социальной адаптации, интеграции и саморазвитию.
Проблемы старения рассматривались в различных аспектах: философ-ском (И.Давидовский, В.Альперович), демографическом (М.Бедний, Б.Урланис), медико-биологическом (В.Дильмана, В.Фролькис, Д.Чеботарев), социологическом (М. Александрова, В.Шапиро, Л.Шилова, Д.Мангейм), психологическом (Б.Ананьев, А.Богомолец, И. Кон, Э.Эриксон), аспекте со-циальной работы (С.Пальчевский, И.Липский).
Цель исследования: изучить общение пожилых людей как сферу социа-лизации.
Объект исследования: процесс общения пожилых людей.
Предмет исследования: Общение пожилых людей как сфера социализа-ции.
Задачи исследования:
-рассмотреть психологические особенности людей пожилого возраста.
-изучить психологические особенности социализации и самореализации пожилых людей.
-проанализировать общение пожилых людей.
-рассмотреть особенности общения пожилых людей.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Психологические изменения, происходящие в процессе старения, дела-ют изучение особенностей социального поведения пожилых людей приори-тетным. Проблема общения пожилых людей, их адаптации к новым ролям и условиям жизни не только существует, но и более значима для этого воз-растного периода по сравнению с предыдущим.
Успешная социализация пожилых людей — одно из главных условий поддержания высокого качества жизни. Об экономических и медицинских проблемах, с которыми сталкиваются пожилые люди, говорится довольно много, но уровень медицинского обслуживания и материального обеспече-ния напрямую не коррелирует с уровнем психологического комфорта и оп-тимальным образом жизни человека. Среди наиболее важных проблем, свя-занных с повышением уровня жизни, пожилые люди называют одиночество, проблемы со здоровьем и экономические проблемы. Таким образом, не-смотря на актуальность качественной медицинской помощи и материального обеспечения, практически всех пожилых людей не меньше мучают психоло-гические проблемы: нарушение привычного образа жизни, невнимание со стороны общества и близких, одиночество.
Социально-психологическая адаптация пожилых людей состоит из множества компонентов, и ее критериями являются:
на уровне общества — степень сближения ценностных ориентаций раз-ных половозрастных групп общества и степень совпадения ауто- и гетеро-стереотипов пожилых людей;
на групповом уровне — степень ролевой адаптации, степень позитивно-сти социальной идентичности, степень инкорпорированности (замкнутость пожилых людей в их ближайшем окружении);
на личностном уровне — адаптивность к процессу старения и степень позитивности личности.
Социальная ситуация развития пожилых людей связана с вхождением в новый круг ролей, соответствующих статусу пенсионера. При этом человеку необходимо усвоить нормативные модели поведения, соответствующие этим ролям, а также способы их выполнения.
Нормы и требования к лицам, достигшим определенного возрастного предела, меняются в зависимости от ожиданий других. Трансформируются не только нормативные параметры ролей, но и сам спектр ролей, связанных с данным возрастом и социальным статусом. На уровень традиционных ожиданий роли в социальной микросреде влияют общие культурные нормы и ценности, характерные для конкретной социальной системы, а также нор-мы и требования малых социальных групп (коллектива, семьи, коммуника-тивных групп). В период, когда статус индивида стабилен, ожидания в большинстве случаев приводятся в соответствие с результатами деятельности — индивид находится в состоянии психосоциального баланса — адаптивности. При изменении статуса может произойти дезадаптация.
Выход на пенсию и переход в пожилую возрастную группу ставит пе-ред человеком новые задачи. На этом этапе жизненного пути человек при-нимает новые и оставляет старые роли. При этом изменяется их содержание и соотношение (например, диапазон ролей сужается к старости). Утрата ро-лей и, как следствие, неопределенность ролей деморализует пожилых людей, лишает их социальной идентичности и часто негативно сказывается на пси-хологической стабильности. В конце концов, распорядок дня пожилых лю-дей не играет никакой роли, а кроме того, неструктурированные ситуации позднего возраста вызывают депрессию и тревогу, поскольку пожилые люди ощущают вакуум социальных ожиданий и отсутствие для них норм. В слу-чае успешного вхождения в новые роли и ролевые отношения человек адап-тируется к новой социальной ситуации, т.е. к пенсионному периоду. Таким образом, уровень ролевой адаптации (соответствие ролей пожилых людей ожиданиям общества) является одним из критериев социальной адаптации. Еще одним фактором, определяющим социальную адаптацию, является при-нятие ценностных норм, стандартов, традиций общества в целом и пожилых людей в нем. Целостность самовосприятия, то есть отождествление себя с людьми определенной социальной группы с определенными характеристи-ками, служит важным показателем успешности процесса социализации.
При этом процессы групповой идентификации и ассимиляции группо-вых стереотипов идут параллельно и обусловливают друг друга, то есть сте-реотипы начинают ассимилироваться, если человек идентифицирует себя с группой, полностью осознает себя членом. Пожилой человек может успешно выполнять социальные роли пенсионера, деда и других, ассимилировать групповые нормы, но при этом не адаптироваться, так как, например, он «идентифицирует себя с человеком зрелого возраста, способным полноценно работать, а не с немощным пенсионером. Таким образом, успех адаптации зависит от статуса и определенности ролей, которые прямо пропорциональ-ны уровню социальной идентичности, то есть степени идентификации челове-ка с определенными культурными, национальными, социальными и возраст-ными группами.
Важным условием нормального процесса социализации в пожилом возрасте является формирование новой активной жизненной позиции, отра-жающей переоценку прошлых ценностей, пересмотр прошлых установок, развитие определенного отношения к собственному старению и включение в новую жизнь. виды деятельности. Обсуждая проблему ведущей активности в пожилом возрасте, А.Г. Лидере подчеркивает, что, несмотря на вариатив-ность так называемых здоровых типов старости, в которых основным со-держанием жизни пожилого человека становятся, на первый взгляд, разные типы. Активность (социальная работа, деятельность в семье, художественная самодеятельность, путешествия и др.), ведущая для пожилого человека — это особая внутренняя деятельность, направленная на принятие его жизненного пути (А.Г. Лидере, 2000). Он не только работает над смыслом текущей жиз-ни («жизнь не бессмысленна, я не могу продолжать работать, но у меня есть возможность реализовать себя в других сферах»). Эта позиция совпадает с позицией Э. Эриксона о ведущих новообразованиях позднего периода жиз-ни. Исследование социального круга пожилых людей показывает, что кон-такты с более молодыми людьми не всегда успешны, поскольку они часто отказываются следовать советам пожилых людей и не всегда понимают их опыт. Это побуждает пожилых людей общаться со сверстниками, а не с чле-нами семьи. Многие пожилые люди также пытаются найти помощь и пони-мание у своих сверстников, а не у родственников. Это связано не только с экономическим положением молодых людей, которые часто не могут полно-стью содержать своих пожилых родителей, но и с непониманием одного по-коления другим. Оказывается, пожилые люди могут преодолевать возника-ющие проблемы и находить сочувствие, скорее, в общении со сверстниками, которые сталкиваются с такими же проблемами, имеют примерно одинако-вый жизненный опыт и стереотипы восприятия. При этом, конечно, необхо-димо учитывать тот факт, что группа пожилых людей неоднородна по соци-альному составу, жизненному опыту, стереотипам и оценочным стандартам, и поэтому общение оптимально протекает между людьми со сходным соци-альным положением. статус, общие ценностные ориентации и установки.
Поэтому помощь пожилым людям заключается, в частности, в оптими-зации круга их друзей, так как в этом возрасте в силу природных условий (болезнь, смерть друзей, переезд) круг людей, с которыми человек общался в течение своей жизни, сужается.
У большинства пожилых людей сложные отношения с семьей, друзья-ми и соседями. Между тем идеалом существования пожилых людей являют-ся тесные социальные связи с достаточно высоким уровнем независимости, то есть рациональное сочетание семейной заботы и личной автономии. Пожи-лые люди ценят конфиденциальность и независимость и поэтому предпочи-тают те формы жизни, которые они считают наиболее полезными для под-держания благоприятных семейных отношений.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ КАК СФКРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
1.1 Психологические особенности людей пожилого возраста
Анализ научной литературы относительно проблем старения показы-вает, что данная проблема достаточно активно изучается отечественными и зарубежными исследователями и имеет разные аспекты. Широко известны научные разработки украинских ученых А. Богомольца, И. Мечникова, В. Фролькиса по проблеме возрастного кризиса и адаптации лиц пожилого возраста к новым социально-психологических условий жизнедеятельности.
Выдающийся ученый И. Мечников разработал собственную концеп-цию, направленную на формирование мировоззрения, в центре которой сто-ит представление о действенной и цветущей старости, которая занимает до-стойное место в социальной жизни. Академик А. Богомолец научно обосно-вал возможность и реальность человеческой жизни в течение 100 и более лет .
Значительный вклад к изучению социального аспекта старения сделано С. Френкелем, который, в частности, говорил, что увеличение продолжи-тельности жизни — это не только добавление лет в покое и на пенсии, а целью должно быть активная, действенная старость.
Выдающийся украинский физиолог и геронтолог В. Фролькис выдви-нул адаптационно-регуляторную теорию возрастного развития, согласно ко-торой в ходе эволюции наряду с процессами старения возникают механизмы активного противодействия им, так называемые процессы витаукта (антиста-рения). Он предложил также концепцию о стресс-возраст- синдром, основан-ной на фактах сходства физиологических, биохимических и структурных проявлений старения и стресса.
Исследование старения и проблемы развития взрослого и пожилого человека представлены в работах К. Абульхановой-Славской, Б. Ананьева, Л. Анциферовой, А. Красновой, в которых указывалась возможность разви-тия в позднем периоде жизни и подчеркивалась сохранении личности пожи-лых людей.
Проблемы старости и старения разрабатывались такими учеными, как: Г. Абрамова, А. Балашова, М. Гамезо, М. Ермолаева, И. Лотова, А. Молча-нова, К. Рощак, Е. Рыбалко; адаптационные механизмы у людей пожилого возраста изучали Д. Бромлей, Э. Эриксон, И. Кон, К. Рощак, Я. Стюарт-Гамильтон; старения как возраст развития изучался такими учеными, как: М. Александрова, Л. Анциферова, Т. Кар- Саевская, А. Краснова, А. Лидерс, Е. Исаев; проблемы кризиса в период геронтогенезу исследовались Г. Абрамо-вой, М. Ермолаев, И. Малкина-Пых; проблема сохранения интеллекта в по-жилом возрасте представлены в трудах М. Смульсон, П. Балтес, М. Шахма-тов.
Исследования ряда зарубежных авторов было направлено на изучение адаптации и компетентности, на систематизацию индивидуальных проявле-ний личности в пожилом возрасте (М. Baltes, B. Hughes, C. Ryff, J. Smith, U. Staudinger, A. Freundetal).
В то же время, если сравнивать интенсивность изучения учеными-психологами разных возрастных периодов, психология пожилого возраста в исследованиях представлена значительно меньше. Сегодня существует объ-ективная необходимость уделить внимание ученых этом важном периода он-тогенеза человека и поэтому, безусловно, обращение к проблеме развития личности в этот возрастной период, определение психологических особенно-стей лиц пожилого возраста является актуальным.
Рассматривая вопрос психологических особенностей лиц пожилого возраста, необходимо определить сущность самого процесса старения чело-века, а также то, какого возраста лица относятся к категории лиц пожилого возраста. Старение человека представляет собой базовый универсальный биологический процесс, который реализуется в конкретных социокультур-ных условиях. Старение рассматривается как комплексное явление, объеди-няющее в себе личностные, социальные и экономические аспекты жизни че-ловека.