Курсовая теория на тему Общение как особый вид человеческой деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Сущностная характеристика человеческой деятельности 5
1.1 Сущность «человеческой деятельности» 5
2.1 Виды человеческой деятельности 9
Глава 2 Общение как особый вид человеческой деятельности 18
2.1 Социально-психологическая характеристика общения 18
2.2 Модели общения 20
2.2.1 Коммуникативная модель общения 20
2.2.2 Интерактивная модель общения 21
2.2.3 Социально-перцептивная модель общения 23
Выводы 25
Заключение 27
Список литературы 29
Введение:
Актуальность исследования.
Исторически так сложилось, что человек является достаточно слабым биологическим существом, выживание которого зависит от кооперации с другими людьми. В ходе кооперации и совместной деятельности людям требовался некий инструмент позволяющий сообщать смысл своих намерений и действия людей. Эволюционный прогресс человеческого вида путем метода проб и ошибок позволил выделить такой инструмент, и им стала человеческая речь. Процесс использования речи с целью донесения определенной информации до собеседника стал называться общением.
Для современных людей общение между собой стало не просто способом донесения смысла своих действия, но и стала выделяться в отдельную специфическую деятельность, удовлетворяющую определенные человеческие потребности и приносящую удовольствие от протекания самого процесса.
Со временем общение трансформируется и обретает свои особенности в соответствие с прогрессом общества и цивилизаций, но неизменным остается тот факт, что общение это неотъемлемая часть человеческого бытия. Именно поэтому актуализируются необходимость исследований, раскрывающих вопрос общения как особого вида человеческой деятельности.
Степень разработанности исследования.
Деятельность как человеческую активность ярко описывают А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн, Р.С. Немов, П.С. Гуревич, О.П. Елисеев.
Отдельные виды человеческой деятельности раскрываются Е.П. Ильином, Е.Б. Эльконином, Т.А. Баршевой, Е.А. Климовой, О.Г. Носковой, А.И. Серавиным.
Общение как отдельный вид человеческой деятельности, модели общения и особенности описываются социальными психологами. За основу анализа данного вопросы были взята труды А.Н. Леонтьева, Н.А. Корягиной, Е.В. Михайловой, А.И. Резника, Л.Д. Столяренко.
Из актуальности исследования вытекает проблема, которую можно сформулировать в качестве вопроса – что представляет из себя общение как особый вид человеческой деятельности?
Объектом исследования является человеческая деятельность.
Предметом исследования общение как особый вид человеческой деятельности.
Целью настоящей работы является изучение общения как особого вида человеческой деятельности.
К задачам исследования можно отнести следующее:
— раскрытие сущность «человеческой деятельности»;
— рассмотрение видов человеческой деятельности;
— определение социально-психологической характеристики общения;
— рассмотрение моделей общения.
Структура исследования включает: введение, две главы, выводы описывающие выполненные задачи, заключение и список литературы.
Заключение:
В ходе выполнения исследования по теме «Общение как особый вид человеческой деятельности» было достигнуто следующее:
— раскрыта сущность «человеческой деятельности»;
— рассмотрены виды человеческой деятельности;
— определена социально-психологическая характеристика общения;
— рассмотрены модели общения.
Само общение представляет из себя отдельный вид деятельности людей, в ходе которого происходит обмен некоторой информацией, действиями, представлениями, эмоциями и т.д. В соответствие с эти в настоящем исследовании были проанализированы три модели общения:
— Коммуникативная модель отражает обмен информацией, в ходе которой реципиенты стремятся определить степень достоверности сообщения, а коммуникатор стремиться оказать влияние на реципиента, для этого ему нужно с помощью определенных приемов преодолеть сопротивление реципиента и добиться принятия сообщения.
— Интерактивная модель отражает обмен действиями. В основу данной модели положены два механизма взаимодействия: статус и власть.
— Социально-перцептивная модель отражает обмен представлениями друг о друге т.е. образами. В данном случае объект стремится создать определенное впечатление о себе вне зависимости от того соотносится ли это с реальностью, а субъект старается составить как можно реалистичное представление, чтобы выбрать адекватную стратегию взаимодействия с ним.
Рассмотрение моделей общение позволило сделать вывод о том, что зачастую общение является ассиметричным процессом, поскольку каждый участник преследует собственные цели, выполняет разные задачи, следовательно, задействуют различные общепсихологические механизмы.
Общение является одним из главных способов людей понимания и донесения смысла своих действий, от которого зависит существование в человека в обществе и интегрирование его в различные области социальной жизни, таких как творчество, культура, спорт, туризм, волонтерство, социальная политика и т.д.
Общение с другими не только позволяет выжить человеку в мире, но и закрывает такие уровни потребностей, которые выше физиологических, например, получения уважения и признания, как у отдельных лиц, так и у общества в целом, приобретение чувства безопасности, построение дружбы, поиска партнера для жизненного пути.
Таким образом, цель исследования была достигнута, гипотеза подтверждена, задачи выполнены в полном объеме.
Данная работа создает перспективы для дальнейших исследований по поднятой проблематике, которые будут призваны углублять и конкретизировать по вопросам и выделению общения, как особого вида человеческой деятельности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Сущностная характеристика человеческой деятельности
1.1 Сущность «человеческой деятельности»
Все живые существа на планете выполняют некоторую активность, которая стимулируется потребностями, потребности в свою очередь характеризуются возникновением определенного напряжения возникающего под воздействием внешней среды на организм, что приводит к выделению энергии организма направленную на снятия того самого напряжения. У человеческого вида данная активность проявляется в деятельностной форме. Так деятельность можно обозначить как специфический вид человеческой активности.
Деятельность определяется как специфическая целеустремленная человеческая активность, которая регулируется сознанием и в ходе которой достигаются поставленные цели, удовлетворяющие разнообразные потребности.
Стоит отметить, что потребности, побуждающие к активности, различных живых организмов и человека достаточно сильно отличаются, так, у животных активность стимулируется базовыми физиологическими потребностями по типу еды и безопасности, которые направлены на физическое выживание, у человека же стимулируется активность и другими искусственными потребностями наподобие творчества, преобразования окружающей среды и т.д.
Именно такое различие в запускающих механизмов активности у человека и других живых организмов обуславливает превосходство первого, поскольку творческо-созидательный характер деятельности человека позволяет возвыситься ему над своими природными ограничениями.
В подтверждении о различии потребностей человека и других живых организмов можно сослаться на пирамиду потребностей А. Маслоу, который утверждает, что все потребности человека являются врожденными и они организованы в иерархическую систему приоритета.
Так на первом уровне находятся физиологические потребности – жажда, голод; ко второму уровню потребностей относят потребность в безопасности; к третьему уровне относят потребности в принадлежности, любви и принятие; к четвертому уровню потребности в уважении и признание значения; и к пятому последнему уровню потребность в самоактуализации и реализации человеческого потенциала.
По Р.С. Немову деятельность это также специфический вид активности человека, но направленная на познание и преобразование окружающей действительности, включая внутренний и внешней мир человека, создающие условия его существования [10, с.201].
Вкратце деятельность можно трактовать как целенаправленные действия человека по изменению природной или социальной действительности.
В психологических публикациях можно найти такое определение деятельности: деятельность есть единица жизни телесного, материального субъекта, опосредованная психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире. Иными словами, деятельность — это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие.
Стоит отметить, что деятельность это процесс, в доказательство можно привести слова А.Н. Леонтьева — «деятельность как единица реального человеческого бытия хотя и реализуется мозгом, но представляет собой процесс». Поскольку деятельность это процесс, то он может иметь некий результат на выходе, который может быть в виде конкретного продукта или чего-то еще [10, с.21].
Ко всем таким предметам, особенно на работе и в быту, оказались в той или иной степени приложенными руки и разум человека, так что их можно считать материальным воплощением человеческих способностей. Усвоение способов обращения с такими предметами, включение их в деятельность выступает как собственное развитие человека. Всем этим человеческая деятельность отличается от активности животных, которые для удовлетворения своих потребностей пользуются только тем, что им предоставила природа.
Деятельность это в первую очередь процесс, имеющий свою структуру элементов взаимовлияющих и взаимодействующих между собой. Сама деятельность как активность запускается определенными мотивами, которые можно описать как смысл производимой активности.
В процессе деятельности сами мотивы претерпевают изменения, либо угасают, либо развиваются и обретают новые компоненты. Динамика изменения мотивации служит основанием для оценки действий, которые реализует для получения результата деятельности. Динамика развития мотивации индивида может представлять собой наглядную картину изменения его психологической установки.
Каждая деятельность осуществляется путем выполнения отдельных действий позволяющие достичь конкретной частной цели. Иногда действия могут выделяться из состава одной деятельности и превращаться в деятельность с собственным мотивационным компонентом, в это случае отмечается факт рождения новой деятельности с самостоятельным статусом.
В свою очередь действия состоят из операций, которые можно описать как способ действия, что также определяет внутренние и внешние условия выполнения действий.
Действия могут быть:
— ориентировочными;
— исполнительными;
— оценивающими;
— коммуникативными;
— контрольными.