Курсовая теория на тему Общение как основа воспитательного процесса
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение……………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Значимость феномена общения в воспитательном процес-се…………….6
1.1 Общение как социально-психологический процесс……………………………..6
1.2 Различные подходы к стилям общения в воспитательном процессе 10
Глава 2. Педагогическое общение как важнейшая форма обратной связи в воспитательном процессе 14
2.1 Психолого-педагогические основы общения в воспитывающей деятельности и развитие личности 14
2.2 Воспитание как общение (основные концепции) 19
2.3 Педагогическое общение как основная форма взаимодействия в воспитательном процессе……………………………………………………………23
Заключение 28
Список использованной литературы 29
Введение:
Введение
Актуальность исследования. В эпоху интегрирования человечества в глобальное информационное пространство для каждой из социально-гуманитарных наук, предметом исследования которых является личность че-ловека во всех ее взаимоотношениях с окружающим миром и социумом, акту-ализируется проблема общения как стержневого междисциплинарного поня-тия.
Общение является существенным фактором сложного процесса социали-зации человека, включения личности в социальную среду. Через общение про-является неповторимость и оригинальность каждой личности, собственный стиль деятельности человека. Общаясь с другими людьми, каждый человек познает свое «Я», сопоставляя себя с другими, оценивает свои достижения и недостатки. В общении всегда есть момент познания человека человеком и од-новременно еще большего познания каждым из них самого себя.
В истории человечества было немало великих людей, посвятивших свои бесценные труды проблемам общения.
Современная педагогика ориентирует систему образования на гумани-зацию учебно-воспитательного процесса, согласно которой в настоящее время весьма актуальным является поиск оптимальных условий, способствующих всестороннему развитию личности ребенка, его самоопределению и самоакту-ализации. Приоритетным видом воспитательной деятельности в данном случае является общение, которое служит основой не только успешного включения учащихся в межличностное взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе воспитания и обучения, но и способствует дальнейшему социальному взаимоотношению с окружающими людьми и миром в целом.
Общение в воспитательном процессе подразумевает под собой контакт между воспитателем и воспитанниками. Правильное, профессиональное обще-ние помогает педагогу организовать доверительные отношения с учащимися, а также управлять процессами коммуникации между обучающимися. Стоит сразу отметить, что общение в воспитательном процессе представляет собой многоплановый процесс, во время которого устанавливается и постепенно развивается коммуникация, взаимопонимание и взаимодействие между педа-гогом и учащимися. Общение в воспитании во все времена считалось одним из самых важных аспектов педагогики. Только таким образом можно достичь взаимодействия и взаимопонимания. Считается, что только при контакте со взрослыми людьми ребенок может правильно развиваться и усваивать обще-ственный и исторический опыт. А вот ограниченность в общении или его не-достаток приводят к замедлению и обеднению развития личности. Общение является неотъемлемой частью педагогической деятельности и способствует достижению целей учебно-воспитательного процесса.
Объект исследования. Общение как неотъемлемая часть педагогической деятельности.
Предмет исследования. Общение как основа воспитательного процесса.
Цель исследования: рассмотреть значимость и специфику общения в воспитательном процессе.
Задачи исследования:
1) выделить феномен общения как социально-психологического про-цесса;
2) обосновать различные подходы к стилям общения в воспитатель-ном процессе;
3) раскрыть психолого-педагогические основы общения в воспиты-вающей деятельности и развитие личности;
4) раскрыть основу воспитания через общение (основные концепции);
5) проанализировать специфику педагогического общения, как ос-новной формы взаимодействия в воспитательном процессе.
Теоретическая значимость исследования. В исследовании проанали-зирован и обобщен теоретический материал по вопросам изучения феномена общения как основы воспитательного процесса.
Практическая значимость исследования. Настоящее исследование может быть полезно студентам вузов и ссузов при изучении психологии, педа-гогики и других смежных наук.
Основой для материала исследования стали учебные и научные изда-ния разных лет, материалы специальной периодической печати.
Основное содержание
Структура курсовой работы включает в себя: введение, две главы, за-ключение, список использованной литературы. Во Введении объясняется вы-бор темы исследования, определяются объект и предмет исследования, выяв-ляются актуальность темы, цель, задачи, теоретико-методологическая база ис-следования, приводится обоснование теоретической и практической значимо-сти. В основных главах работы приводится полное содержание работы. В за-ключении приводятся основные выводы. В списке использованной литературы указываются важнейшие источники материала по выбранной теме.
Текст работы:
Общение представляет многостороннее и многофун¬кциональное явление, характер которого определяет и само взаимодействие в воспитательном про-цессе. На основе анализа различных подходов к рассмотрению общения наиболее адекват¬ным оказывается деятельностный демократический, друже-ский стиль общения.
Одним из важных в педагогике является вопрос о взаимосвязи воспита-ния и обучения. Нет обучения без воспитания. Всякое обучение воспитывает. В ходе обучения формируется личность в целом, формируется мировоззре-ние, отношение к знаниям (как учитель смотрит на знания, зачем они им нуж-ны, цель обучения). Но воспитание не исчерпывается воспитывающим обуче-нием. Воспитание – гораздо более широкий процесс, чем обучение. Воспита-ние формирует у человека систему нравственных ценностей, оценку окружа-ющей действительности, происходит это все непосредственно через общение и взаимодействие. Эта оценка чрезвычайно важна.
Стоит отметить также, что общение не должно быть однонаправленным потоком информации от воспитателя к коллективу. Педагог должен именно общаться с воспитанниками, внимательно выслушивать их предположения. Ведь именно такая технология дает возможность развить у реципиента спо-собность мыслить самостоятельно, иметь собственное мнение и не бояться от-стаивать его.
Как в педагогическом, так и во внутрисемейном общении, хотя отноше-ния между коммуникатором и реципиентом должны быть дружескими и до-верительными, стоит сохранять определенную дистанцию. Родителям, воспи-тателям и педагогам следует быть авторитетной личностью для развивающей-ся и подрастающей личности.
Заключение:
Введение
Актуальность исследования. В эпоху интегрирования человечества в глобальное информационное пространство для каждой из социально-гуманитарных наук, предметом исследования которых является личность че-ловека во всех ее взаимоотношениях с окружающим миром и социумом, акту-ализируется проблема общения как стержневого междисциплинарного поня-тия.
Общение является существенным фактором сложного процесса социали-зации человека, включения личности в социальную среду. Через общение про-является неповторимость и оригинальность каждой личности, собственный стиль деятельности человека. Общаясь с другими людьми, каждый человек познает свое «Я», сопоставляя себя с другими, оценивает свои достижения и недостатки. В общении всегда есть момент познания человека человеком и од-новременно еще большего познания каждым из них самого себя.
В истории человечества было немало великих людей, посвятивших свои бесценные труды проблемам общения.
Современная педагогика ориентирует систему образования на гумани-зацию учебно-воспитательного процесса, согласно которой в настоящее время весьма актуальным является поиск оптимальных условий, способствующих всестороннему развитию личности ребенка, его самоопределению и самоакту-ализации. Приоритетным видом воспитательной деятельности в данном случае является общение, которое служит основой не только успешного включения учащихся в межличностное взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе воспитания и обучения, но и способствует дальнейшему социальному взаимоотношению с окружающими людьми и миром в целом.
Общение в воспитательном процессе подразумевает под собой контакт между воспитателем и воспитанниками. Правильное, профессиональное обще-ние помогает педагогу организовать доверительные отношения с учащимися, а также управлять процессами коммуникации между обучающимися. Стоит сразу отметить, что общение в воспитательном процессе представляет собой многоплановый процесс, во время которого устанавливается и постепенно развивается коммуникация, взаимопонимание и взаимодействие между педа-гогом и учащимися. Общение в воспитании во все времена считалось одним из самых важных аспектов педагогики. Только таким образом можно достичь взаимодействия и взаимопонимания. Считается, что только при контакте со взрослыми людьми ребенок может правильно развиваться и усваивать обще-ственный и исторический опыт. А вот ограниченность в общении или его не-достаток приводят к замедлению и обеднению развития личности. Общение является неотъемлемой частью педагогической деятельности и способствует достижению целей учебно-воспитательного процесса.
Объект исследования. Общение как неотъемлемая часть педагогической деятельности.
Предмет исследования. Общение как основа воспитательного процесса.
Цель исследования: рассмотреть значимость и специфику общения в воспитательном процессе.
Задачи исследования:
1) выделить феномен общения как социально-психологического про-цесса;
2) обосновать различные подходы к стилям общения в воспитатель-ном процессе;
3) раскрыть психолого-педагогические основы общения в воспиты-вающей деятельности и развитие личности;
4) раскрыть основу воспитания через общение (основные концепции);
5) проанализировать специфику педагогического общения, как ос-новной формы взаимодействия в воспитательном процессе.
Теоретическая значимость исследования. В исследовании проанали-зирован и обобщен теоретический материал по вопросам изучения феномена общения как основы воспитательного процесса.
Практическая значимость исследования. Настоящее исследование может быть полезно студентам вузов и ссузов при изучении психологии, педа-гогики и других смежных наук.
Основой для материала исследования стали учебные и научные изда-ния разных лет, материалы специальной периодической печати.
Основное содержание
Структура курсовой работы включает в себя: введение, две главы, за-ключение, список использованной литературы. Во Введении объясняется вы-бор темы исследования, определяются объект и предмет исследования, выяв-ляются актуальность темы, цель, задачи, теоретико-методологическая база ис-следования, приводится обоснование теоретической и практической значимо-сти. В основных главах работы приводится полное содержание работы. В за-ключении приводятся основные выводы. В списке использованной литературы указываются важнейшие источники материала по выбранной теме.
Список литературы:
Глава 1. Значимость феномена общения в воспитательном процессе
1.1 Общение как социально-психологический процесс
Социальный характер общения выражается в том, что оно реализует и регулирует общественные отношения. Являясь сложным многофункциональ-ным процессом, общение представляет собой не только самостоятельную сфе-ру жизнедеятельности человека, но и пронизывает прямо или косвенно все остальные сферы.
Значимость общения в жизни человека определяется тем, что оно позво-ляет вскрыть общественную сущность человека, детерминацию его внутренне-го мира. Накапливая общественно-исторический, социальный опыт предше-ствующих поколений в контексте общения с другими людьми человек стано-вится трансформирующим субъектом этого опыта.
Вместе с социально значимыми характеристиками общения можно отме-тить и его личностно значимые стороны. С этой позиции общение можно рас-сматривать в качестве: регулятора межличностных отношений; стимулятора развития личности, ее творческой индивидуальности; механизма реализации коммуникативных функций индивида; необходимого условия самоутвержде-ния и самовыражения каждой личности.
Общение занимает одно из центральных мест в педагогической деятель-ности, так как процессы воспитания, обучения, образования, развития и фор-мирования личности обучаемых немыслимы без непосредственного общения между субъектами педагогического процесса.
Общение — стержень, неотъемлемый элемент труда учителя, воспитателя, преподавателя, руководителя. Применительно к специальности педагога часто используется понятие профессионально-¬педагогического общения.
Основной показатель личностных взаимодействий — психологический момент, который включает особенности характера, способностей, эмоцио-нальности, своеобразие контактирования, убежденность, способность пони-мать душевное состояние противоположной стороны и другие. Вне этих кате-горий (в том числе и с отрицательным знаком) личных взаимоотношений быть не может. По мере установления деловых контактов складываются и личные, которые постепенно приобретают самостоятельность, но не прерывают связи с первыми.
Педагогические воздействия учителей-мастеров, которые хорошо пони-мают детей создают благоприятную атмосферу на уроках идентичны воздей-ствиям учителей с демократическим стилем общения.
Практически в ходе общения и взаимодействия учителя и ученика дело-вые и личные отношения переплетаются дополняя друг друга. А при опреде-ленных обстоятельствах (конфронтации ученика и учителя) те и другие отно-шения приобретают яркую выраженность [3].
Общение как социально-психологический процесс характеризуется определенными функциями. По своему назначению общение многофункцио-нально, Б.Г. Ананьев в число основные функций общения включал познание участниками общения друг друга, формирование между ними межличностных отношений и функцию регуляции поступков и поведения.
В.Н. Мясищев, А.А. Бодалев выделяют в общении три стороны — отра-жение, отношение и обращение. Каждая из сторон выполняет особые функции: познание в общении людьми предметного мира и друг друга, формирование межличностных отношений и воздействие людей друг на друга [3].
Б.Ф. Ломов выделяет информационно-коммуникативную, аффективно-коммуникативную и регуляционно-коммуникативную функции [12].
В настоящее время распространен подход, согласно которому Г.М. Ан-дреева в общении рассматривает коммуникативную, интерактивную и перцеп-тивную функции. Существенно, что все эти функции общения проявляются одновременно.
Коммуникативная функция реализуется в обмене информацией, интерак-тивная в регуляции взаимодействия партнеров общения при условии одно-значности кодирования и декодирования ими знаковых (вербальных, невер-бальных) систем общения, перцептивная же — в прочтении собеседника за счет таких психологических механизмов, как сравнение, идентификация, апперцеп-ция, рефлексия.
Одной из функций педагогического — общения является обмен познава-тельного и аффективно-оценочного характера.
Информационная функция общения, обеспечивая процесс обмена мате-риалами и духовными ценностями, создает условия для развития положитель-ной мотивации учебно-воспитательного процесса, обстановки совместного по-иска и раздумий.
Передача информации осуществляется как вербальным путем, так и с помощью различных средств невербальной коммуникации (мимика, пантоми-мика, жесты).
Особую весомость жест приобретает в педагогическом общении.
Общение как диалог разворачивается в условиях адекватного отображе-ния людьми друг друга. Речь идет о социально-перцептивной функции обще-ния, успех воспитания школьников, эффективность руководства людьми, под-черкивает Г.М. Андреева, зависит от того, насколько правильно воспринят тот или другой человек, насколько точно построен его образ субъектом восприя-тия [2].
Начало изучению вопросов межличностного восприятия было положено в отечественной психологии А.А. Бодалевым. Существуют два взаимосвязан-ных вида социальной перцепции: собственно перцептивный (когнитивный), ко-торому свойственны сформировавшиеся в процессе познанию другого челове-ка представления и понятия о его индивидуальности; эмпативный — способ-ность проникать в чувства ребенка, сопереживать с ним, сочувствовать ему, уметь встать на его позицию, разделить с ним радости и огорчения [4].
Функция социальной перцепции в педагогическом общении состоит в том, что учитель внимателен ‚к поведению ребенка, его словам, интонации же-стам, переменам во внешнем облике и поведении. Но главное, за внешним проявлением поведения и состояния ребенка учитель «видит» его мысли, чув-ства, предугадывает намерения и поступки. Очень важно для учителя уметь грамотно проявлять свои чувства, находить подходящие в данный момент не-вербальные и вербальные формы поведения, быть открытым и искренним.
Функция самопрезентации в педагогическом общении помогает самовы-ражению учителя. В случае, когда учитель с богатым внутренним миром спо-собен грамотно предъявить его ученикам, можно говорить о конгруэнтном самовыражении.
Конгруэнтность — это полное соответствие того, что человек предлагает с помощью тона голоса, движений тела и головы, содержанию его слов, внут-ренним убеждениям. То, что человек говорит, находится в полной гармонии со всеми органами чувств, выражающими мысль. Интерактивная функция пе-дагогического общения и состоит в обмене образами, идеями, действиями во взаимовлиянии и взаимодействии учителя и ученика, складывающихся в про-цессе их совместной деятельности.
Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга. Общение яв-ляется основной сферой проявления специфических человеческих эмоций и вообще психических состояний, необходимым Условием формирования пси-хологических свойств личности [9].
Аффективная функция заключается в следующем [3].
1) эмоциональной стимуляции, разрядке, облегчение, психологическом комфорте;
2) контроле аффекта, его нейтрализации, коррекции или создании соци-ально значимого аффективного отношения. Положительно эмоциональное комфортное общение создает условия для творческой совместной Деятельно-сти появления особой социальной установки на другого человека, вызываю-щей чувство уважения, благодарности, симпатии.
Только основанные на гуманизме формы и способы общения, утвер-ждающие уважительные и доброжелательные отношения людей друг к другу и самим себе могут стать средством формирования у личности таких качеств. Поэтому общение может в известной степени рассматриваться как один из пу-тей социализации личности юного гражданина.