Курсовая теория на тему Общение и его роль в процессе развития личности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. Теоретический аспект проблемы общения в процессе развития
личности 5
1.1. Сущность основных понятий общения, его виды и функции. 5
1.2. Психолого-педагогические особенности личности и ее развитие
в процессе общения 15
Выводы по главе 1. 19
Глава 2. Деятельность педагога общеобразовательной школы по использованию
общения в процессе развития личности. 20
2.1. Анализ программ по развитию личности на основе общения. 20
2.2. Инновационные формы и методы работы, используемые педагогом
общеобразовательной школы в общении с личностью с целью ее развития. 23
Выводы по главе 2. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 28
ПРИЛОЖЕНИЯ. 31
Введение:
Актуальность избранной темы исследования состоит
в том, что на данный момент в современном мире проблема общения в процессе развития
личности является актуальной и социально значимой. Общение имеет большое значение
в формировании человеческой психики, а также в ее развитии и становлении разумного,
культурного поведения. При помощи активного общения с развитыми личностями человек
сам превращается в личность. Интенсивность общения, разнообразие его содержания,
целей, средств являются важнейшими факторами, определяющими развитие личности.
Общение – одна из основных сфер человеческой
жизни. Достаточно разнообразны виды и формы общения. В общении друг с другом на
протяжении нескольких тысячелетий люди обменивались информацией, накапливали, сохраняли
и передавали ее. Именно благодаря такому общению люди имеют современные научные
и житейские знания. Человек с рождения не обладает ни одним из свойств и качеств,
которые присущи развитой личности. Он как «чистый лист бумаги», который в течении
своего роста и развития накапливает в себе опыт общения, а следовательно формируется
как личность, приобретает определенные черты характера, интересы, привычки, склонности,
усваивает нормы и формы нравственного поведения, определяет цели жизни и выбирает
средства их реализации.
Большое количество отечественных психологов
считают, что за множеством определений общения стоит само явление «общение», которое
многогранно и не может быть встроено в какое-либо определение без потери его некоторых
характеристик. Таким образом, на данный момент, ни одно из уже существующих определений
общения не может в полной мере исчерпать его психологическую суть. Существует ряд
характеристик, параметров, при отсутствии которых, наблюдаемое на практике взаимодействие
сложно отнести к общению. Как считал Л.С. Выготский, прежде всего, следует указать
на то, что общение возникает там, где партнеры видят в другом себе подобного и равного,
ядром этого общения является передача мыслей и переживаний. С.Л. Рубинштейн отмечал,
в качестве главного процесса выступает взаимопонимание. В.В. Знаков под общением
понимает такую форму взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их
стремлением выявить психологические качества друг друга и в ходе которой формируются
межличностные отношения между ними (привязанности, дружбы или, наоборот, неприязни).
(В.В. Знаков, 1995. С.48-49). В основе современного представления об общении лежат
идеи Б.Г. Ананьева, М.М. Бахтина, А.А. Ухтомского, многократно развиваемые в трудах
Г.М. Андреевой, Б.Ф. Ломова, А.В. Петровского, А.А. Бодалева. Большинство авторов
в определении общения сходятся на том, что общение – это сложное явление, которое
может выступать в одно и то же время как процесс содействия, как информационный
процесс, как отношение друг к другу. Как полагается, общение может возникать в связи
с какой-либо деятельностью человека. Но данный подход к общению далеко не единственен.
Также общение может возникать в ходе совместной деятельности, а может быть самостоятельным,
специфическим видом деятельности.
Целью исследования является: изучить роль общения
в процессе развития личности.
Объект
исследования – процесс развития личности на основе общения.
Предмет исследования – общение и его роль в
процессе развития личности.
Задачи исследования: 1. Рассмотреть основные
понятия общения, его виды и функции. 2. Проанализировать психолого-педагогические
особенности личности и ее развитие в процессе общения. 3. Проанализировать программы
по общению, способствующие развитию личности.
4. Рассмотреть инновационные формы и методы
работы, используемые педагогом общеобразовательной школы в общении с личностью с
целью ее развития.
Метод исследования – анализ литературы по исследуемой
проблеме; изучение педагогического опыта.
Заключение:
Общение — сложный многоплановый процесс
установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями
совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой
стратегии взаимодействия. Общение обычно включено в практическое взаимодействие
людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.п.) и обеспечивает планирование,
осуществление и контролирование их деятельности. Цель общения — это то, ради чего
у человека возникает данный вид активности. В повседневной жизни человек учится
общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости от среды, в которой
живет, от людей, с которыми взаимодействует, причем происходит это стихийно, в житейском
опыте. В большинстве случаев этого опыта бывает недостаточно, например, для овладения
особыми профессиями (педагога, актера, диктора, следователя), а иногда и просто
для продуктивного и цивилизованного общения. Общение по своему содержанию — сложнейшая
психологическая деятельность партнеров.
Человек является социальным существом, и это практически
обязывает его вступать в контакт с другими людьми, это методы контакта, а также
процесс контакта человека с другим человеком или группой людей, которые можно назвать
общением. Сама структура общения иногда может быть непонятна, если перед ее описанием
мы не рассмотрим основные понятия и функции, относящиеся к термину и феномену «общение».
В системе общего среднего образования
предпочтение отдается учебному направлению внеурочной работы — учебной деятельности
школьников. Учебная деятельность — один из основных видов деятельности школьников,
направленный на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе
решения учебных задач.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретический аспект проблемы общения в процессе развития
личности
1.1. Сущность основных понятий
общения, его виды и функции
Рассматривая образ жизни различных высших
животных и человека, мы замечаем, что в нем выделяются две стороны; контакты с природой
и контакты с живыми существами. Первый тип контактов мы называем деятельностью.
Второй тип контактов характеризуется тем, что взаимодействующими
друг с другом сторонами являются живые существа, организм с организмом, обменивающиеся
информацией. Этот тип внутривидовых и межвидовых контактов называют общением.
Общение свойственно всем высшим живым
существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь
осознанным и опосредованным речью. В общении выделяются следующие аспекты: содержание,
цель, средства. [12]
Содержание — это информация, которая в
меж индивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому.
Цель общения — это то, ради чего у человека
возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение
другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо
воздержаться от какого-либо действия. Мать, например, голосом или движением предупреждает
детеныша об опасности: одни животные в стаде могут предупреждать других о том, что
ими восприняты жизненно важные сигналы. [18] Общение — сложный многоплановый процесс
установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями
совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой
стратегии взаимодействия.
Общение обычно включено в практическое
взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.п.) и обеспечивает
планирование, осуществление и контролирование их деятельности.