Курсовая теория на тему Общее и особенное в регулировании гражданско-правовых вопросов Русской Правды и Псковской судной грамоты
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
ГЛАВА 1.Характеристика Русской Правды и Псковской судной грамоты 5
1.1. Русская Правда как памятник права 5
1.2. Характеристика Псковской судной грамоты 10
ГЛАВА 2. Практические аспекты регулирования гражданско-правовых вопросов Русской Правды и Псковской судной грамоты 14
2.1. Договорные отношения в Русской Правде и Псковской судной грамоте 14
2.2. Институт общей долевой собственности в русском средневековом законодательстве 18
Заключение 25
Библиографический список 27
Введение:
Актуальность. В целях укрепления основ христианской идеологемы в общественно-политической жизни Руси и преодоления сложившегося конфессионального латентного противодействия со стороны населения, придерживавшегося традиций «старины», на государственном уровне главой светской власти стали проводиться различные мероприятия по привитию христианских морально-нравственных императивов у местного населения, в том числе и в вопросах модернизации отечественной правовой системы в свете вводимых культурно-идеологических матриц, способствовавших консолидированным процессам в административно-территориальных единицах Руси.
Под Русской Правдой в литературе понимают три разновременно возникших, но тесно связанных между собой памятника (их иногда называют редакциями Русской Правды).
Это — Краткая Правда (ее составные части обычно датируют XI в.), Пространная Правда (ее составные части часто относят к концу XI —XII в.) и Сокращенная Правда (по мнению большинства исследователей, составлена была в XIV—XVII в.
У ученых нет единого мнения относительно даты создания Псковской судной грамоты.
Согласно первому указанию, грамота могла возникнуть не раньше 1462 г. (когда был создан пятый псковский собор), согласно второму она списана в 1397 г. (6905).
Объектом исследования выступают общественные отношения в области уголовного права.
Предмет исследования – толкование уголовного закона.
Целью настоящего исследования является комплексное исследование толкования уголовного закона.
Достижение указанной цели обусловило необходимость постановки и решения следующих задач:
–изучить характеристику Русской Правды и Псковской судной грамоты;
–исследовать практические аспекты регулирования гражданско-правовых вопросов Русской Правды и Псковской судной грамоты.
Методологическую основу исследования составляет совокупность общенаучных и частно–научных методов познания, в их числе: диалектический, системно–структурный, формально–юридический, социологический, сравнительно–правовой, статистический методы.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Заключение:
Таким образом, обобщая крайне скудные сведения о характере общей собственности в период Древнерусского государства можно сделать следующие выводы.
Во-первых, институт общей собственности появился раньше института собственности частной в период предшествовавший зарождению государства.
Во-вторых, о частной собственности можно говорить только применительно к владениям феодалов и горожан. При этом при наследовании имущества частная собственность часто становилась общей семейной собственностью, распоряжаться которой отдельные члены семьи могли только с согласия других родственников — совладельцев. Этот принцип распоряжения общим имуществом на основе всеобщего согласия сохранился до наших дней, и представляет собой одно из фундаментальных начал права общей долевой собственности.
В-третьих, характер собственности в княжеской семье носил черты общей семейной собственности. Первые Рюриковичи рассматривали Русскую землю как своё родовое владение, в связи с чем после смерти Великого киевского князя происходил пересмотр всех княжеских столов и доходов.
Следующим этапом в эволюции законодательства, регламентирующего институт общей собственности, после Русской правды. является интереснейший памятник русского права XV века — Псковская Судная Грамота. Псковская судная грамота содержит 120 статей, регламентирующих различные аспекты русской жизни периода политической раздробленности. После распада Древнерусского государства в XIII веке в Новгородской, Псковской, Вятской и Пермской землях установился республиканский политический строй. Большую роль в управлении играло вече, а князья приглашались из других русских земель с целью обеспечения безопасности и не играли значительной роли в политической и судебной сферах. Отсутствие сильного персонифицированного центра власти вызывало необходимость более детальной регламентации законодательства. В княжествах такой необходимости не было, так как значительную часть судебных функции брали на себя сами князья и назначаемые ими чиновники.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.Характеристика Русской Правды и Псковской судной грамоты
1.1. Русская Правда как памятник права
Политическая власть Древней Руси, восприняв православное христианство в качестве государственного вероисповедания на официальном уровне в конце X в., в целях адаптации новой идеологемы среди языческого населения стала проводить в жизнь ряд существенных преобразований. Однако для прикладной реализации государственных установок необходимо было создать изначально правовой базис, который соответствовал бы реципированным христианским традициям и обычаям, воспитать население в юридическом духе, основанном на понимании и усвоении христианских морально-нравственных установок, развить у него правосознание, правопонимание и правовую культуру, соответствующие идеологическому и общественно-политическому текущему развитию основ древнерусской государственности .
Русь была знакома и ранее с христианской идеологемой, в том числе и в вопросах гармонизации норм Закона русского с церковно-правовыми установками, возведенными в силу закона властями Византийской империи.
В качестве средств осуществления практического взаимодействия, основанных на концепции сохранения «мира и доброты», между сторонами были заключены межгосударственные акты, которые способствовали развитию правовых систем сторон договора.
Данными актами стали взаимные соглашения по оказанию правовой помощи по уголовным, гражданским делам между Русью и Византией в 907, 911, 941 и 971 гг., что существенно способствовало гармонизации правовых систем и общественных отношений, подпадающих под регламентацию юридическими установками, закрепленными в данных договорах. Содержательно-текстологическое и юридическое значение договоров существенно видоизменялось, находясь в непосредственной зависимости от реально складывавшихся общественно-политических, социально-экономических и культурных обстоятельств, влиявших на постановку основных, реперных позиций сторон договора.
По сути, Русь, постепенно интегрируясь в мировое сообщество христианских держав, модернизировала свою правовую систему.
Наиболее интенсивно данный процесс стал протекать после событий 988 г.
Первым существенным актом по адаптации новой государственной идеологемы и интеграции ее в древнерусскую культурно-юридическую матрицу стал памятник права в виде Устава князя Владимира.
Однако общественно-политическая жизнь Древней Руси не сразу и не в короткие временные сроки на национальном уровне усвоила те новеллы, которые исходили из-под законотворческого пера светского главы Древнерусского государства.
Среди населения устойчиво сохранялись и продолжались развиваться юридические обычаи, которые были выработаны ранее продолжительной практикой правоприменения с учетом местных особенностей и традиций.
При всей внешней красоте и значимости ритуальной практики официально воспринятого на государственном уровне вероисповедания люди длительное время оставались верными заветам предков и жили по «старине» .
Сохраняли в текущей прикладной деятельности элементы правопорядка, сложившиеся под воздействием норм обычного права, Закона русского.
Не случайно, что в культурно-идеологическом плане население Древней Руси практически вплоть до XV в. сохраняло религиозную матрицу, сформированную «родичами», но, испытывая постоянное идеолого-юридическое и каноническое давление со стороны государственных властей, клира древнерусской церковной организации, было вынуждены считаться и с официально утвержденной христианской идеологемой православного толка. Тем самым, возникло уникальное конфессиональное явление, которое получило свое культурное развитие на Руси, называемое «двоеверием». Необходимо заметить, что двоеверие сохранило отчасти присущие ему черты и до нашего времени в лице отдельных представителей данного межконфессионального проявления.
Для единого правопонимания, формирования единых основ правовой культуры, правосознания у населения перед властями стала задача выработать унифицированный, гармонизированный с нормами обычного права и государственной идеологемой, кодифицированный юридический акт, который получил бы свое общерусское значение.
Тем более, данному процессу способствовало также усиливавшийся процесс феодализации господствующего класса, стремившегося защитить и сохранить свои права-привилегии, законодательные иммунитеты и материальные блага.
Путем проведения определенных политически значимых решений на Руси великим князем Ярославом был сформирован юридический памятник древности, дошедший до нашего времени, каковым является Русская Правда . Данный документ стал первым юридическим свидетельством в виде письменного акта законодательной деятельности политически консолидированной единой древнерусской государственности.
Основной целью принятия данного правового акта была ликвидация самоуправных действий местных удельных властителей в юрисдикционной деятельности, основанных на нормах-обычаях старины.