Общая психология и психология личности Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Общая психология и психология личности: Восприятие как психический познавательный процесс

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ: ПОНЯТИЕ, ТЕОРИИ,
ПРИЗНАКИ.. 5

1.1. Теории восприятия: главные идеи. 5

1.2. Понятие, физиологический механизм, отличительные
черты восприятия  10

2. ГЛАВНЫЕ СВОЙСТВА И КЛАССИФИКАЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ.. 15

2.1. Свойства восприятия и их характеристика. 15

2.2. Виды восприятия. 21

2.3. Расстройства восприятия: понятие и виды.. 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 31

  

Введение:

 

Различные окружающие человека
предметы и происходящие вокруг явления воздействуют на его органы чувств и отражаются
в его сознании. Это и есть восприятие окружающего мира (познавательный процесс).

Органы чувств позволяют людям
воспринимать окружение во всём его проявлении. Восприятие или перцепция – это чувственное
отражение человеком окружающего мира. Но не только познание через чувства, но и
эмоциональная составляющая влияет на воспринимаемую действительность.

Восприятие является чувственным
отображением предмета или явления объективной действительности, воздействующие на
органы чувств людей. Однако восприятие человека – это не только чувственный образ,
но и осознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета. Возможность
восприятия предполагает у субъекта способность не только реагировать на чувственный
раздражитель, но и осознавать соответственно чувственное качество как свойство определенного
предмета. Наглядный образ и чувственные данные, возникающие в процессе восприятия,
тотчас же приобретают предметное значение, то есть относятся к определенному предмету.

Восприятие у каждого человека
разное, но, несмотря на это, есть общие характеристики, которые носят название –
свойства восприятия.

С восприятия предметов и
явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания –
запоминание, мышление, воображение- строятся на основе образов восприятия,
являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие
невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Отечественные и зарубежные
специалисты, такие как: Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Р.С. Немов, Л.Ф. Обухова,
Н.Н. Сакулина, А.В. Запорожец справедливо считают, что формирование восприятия
должно проходить последовательно и целенаправленно, иначе стихийное развитие
восприятия способствует поверхностному и не полноценному представлению об
окружающем мире, что в очередной раз подчеркивает актуальность нашего
исследования.

Объект исследования – восприятие.

Предмет исследования – особенности
восприятия как психического познавательного процесса.

Целью работы является исследование
восприятия в качестве психического познавательного процесса.

В рамках поставленной цели необходимо
решить следующие задачи:

1. Изучить главные идеи существующих
теорий восприятия.

2. Рассмотреть понятие, физиологический
механизм, отличительные черты восприятия.

3. Описать свойства восприятия и их характеристики.

4. Привести основные виды восприятия.

5. Охарактеризовать понятия и виды расстройств восприятия.

Методы исследования: анализ
психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, анализ, синтез,
классификация.

Для написания работы была использована специализированная литература,
освещающая данный вопрос, периодические издания и научные статьи, материалы Интернета.

Курсовая работа состоит из
введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Исходя из вышесказанного и поставленных
задач в работе, можно сделать следующие выводы.

Восприятие – это чувственное отображение
предмета или процесса в реальной действительности, которое воздействует на все органы
чувств. Сюда входят чувственные образы и осознание выделяющегося предмета из субъективной
картины мира.

В истории психологии
насчитывается достаточное количество направлений и школ, занимавшихся изучением
восприятия: теория бессознательных умозаключений; структурализм (элементаризм);
гештальтпсихология; теория перцептивного цикла; категоризационная теория
восприятия; конструктивистская теория восприятия; деятельностная теория
восприятия; экологическая теория восприятия; информационной теории восприятия;
нейрофизиологическая теория восприятия.

Среди главных свойств
восприятия выделяют следующие характеристики:

1. Предметность, то есть
способность отражения различных объектов и явлений окружающего в форме
отдельных предметов.

2. Целостность, то есть
отражение объектов в совокупности их свойств.

3. Структурность – свойство,
которое проявляется в том, что человек воспринимает своего рода
абстрагированную от возникающих ощущений обобщенную структуру, которая
формируется в течение некоторого времени.

4. Константность, которая
проявляется в постоянстве определенных свойств предметов в сочетании с
изменением условий их восприятия.

5. Осмысленность, то есть
наличие взаимосвязи с мышлением.

6. Активность (или
избирательность) восприятия, которая заключается в восприятии в конкретный
период времени только одного предмета или конкретной группы предметов.

7. Апперцепция – это
свойство, которое влияет на процесс восприятия из-за получения предыдущих
навыков.

При этом каждое из этих
свойств может вызвать то или иное ощущение. Несмотря на то, что восприятие
базируется на ощущениях, они не являются единственными составляющими структуры
восприятия. В эту структуру также входит опыт, полученный ранее, а также
процессы осмысления того, что воспринимается. Иначе говоря, процесс восприятия
включает помимо всего прочего психические процессы высокого уровня, к которым можно
отнести память и мышление. Именно поэтому восприятие рассматривают как
перцептивную систему человека.

В настоящее время в психологии
получили распространение несколько оснований для классификации восприятия. В качестве
основы одной классификации выступают различия в анализаторах, которые участвуют
в процессе восприятия. Соответственно тому, какой анализатор несет в восприятии
преобладающую функцию, различают такие виды восприятия, как зрительное, слуховое,
осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое. Еще одна распространенная
классификация базируется на формах существования материи: пространство, время и
движение. Соответственно данной классификацией можно выделить такие виды, как восприятие
пространства; восприятие времени; восприятие движения.

Итак, восприятие оказывает
важную роль в жизни человека, поскольку на том, какие оценки человек выставляет
окружающему миру, так он к нему относится, создает определенный эмоциональный
фон и формирует цели, к которым потом начинает стремиться.

Свойства восприятия в психологии
проблема достаточно изученная, и знание этих особенностей процесса взрослому помогут
облегчить познание сложных для восприятия вещей. А педагогам и родителям – правильно
организовать процесс познания действительности.

 

Фрагмент текста работы:

 

1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ: ПОНЯТИЕ, ТЕОРИИ, ПРИЗНАКИ 1.1. Теории восприятия:
главные идеи В истории психологии насчитывается
достаточное количество направлений и школ, занимавшихся изучением восприятия. Тематика
восприятия была актуальной на протяжении XIX-XX вв. Сегодня изучение восприятия
по-прежнему привлекает к себе внимание многих ученых. За многие годы изучения восприятия
как психического познавательного процесса сложилось несколько его теорий. Рассмотрим
эти теории более подробно.

Теория бессознательных умозаключений
Г. Гельмгольца предполагает, что человек не просто пассивно «поглощает» мир, а настраивает
свои органы чувств для лучшего восприятия. Само же восприятие – это результат того,
что идет из внешнего мира и того, что уже заложено в человеке. Гельмгольц первым
заговорил о том, что один рецептор отвечает только за одно ощущение. Испытать сразу
несколько ощущений человек может только в том случае, если что-то из внешней среды
воздействовало сразу на несколько рецепторов. Итак, психолог продвигал идею чувственного
восприятия[1].

Соответствующий подход к пониманию
восприятия появился и разрабатывался в направлении интроспективной психологии сознания
В. Вундта и Э. Титченера и основывался исключительно на ассоциационизме – структурализм
(элементаризм). Так, В. Вундт и Э. Титченер полагали, что восприятие – это комбинация
отдельных образов и ощущений. Чтобы объяснить какое-то состояние человека, нужно
разложить это состояние на части. Восприятие основано на двух законах: суммации
(общий эффект от ощущений равен эффекту от каждого ощущения) и ассоциации (контрастность,
аффективность, сходство по содержанию, сходство во времени и пространстве)[2].

Следующая теория – гештальтпсихология.
В данном направлении М. Вейтгеймер, К. Коффка, В. Келер полагали, что образы можно
воспринимать только целостно – недопустимо рассматривать составные элементы отдельно
или в сумме их свойств. Например, если из слова убрать одну букву, то большинство
людей не заметят этого. А если и заметят, то все равно поймут, какое это слово.
То есть если человек уже однажды что-то воспринял, то в похожих условиях похожую
фигуру он будет воспринимать точно так же. При этом фигура всегда воспринимается
четче, чем фон[3].

М. Вертгеймер создал новую теорию
восприятия, которая основана на приоритете целостности, структуры, или гештальта,
перед некоторыми элементами (ощущениями) и связями (ассоциациями) между ними. Он
выделил и описал законы гештальта, которые, как он считает, определяют как создание
образов восприятия, так и иные познавательные процессы человека. Законы восприятия
по М. Вертгеймеру представлены:

1. Законом близости. Согласно
данному закону, предметы и их детали группируются в восприятии человека на основании
того, что отделяющие их друг от друга расстояния кажутся достаточно небольшими.
Чем меньше расстояние между объектами или их частями, тем выше вероятность того,
что данные объекты или их части воспринимаемого предмета могут объединится друг
с другом в единый образ.

2. Законом сходства – тенденцией
к группировке или объединению друг с другом элементов, похожих друг на друга.

3. Законом однотипной связи –
тенденцией соединения в образе друг с другом элементов, связанных между собой одним
типом связей.

4. Законом хорошего продолжения,
который заключается в соединении воспринимаемых элементов друг с другом таким образом,
что образовывается хорошо известная простая линия или геометрическая фигура, к примеру,
прямая, круг, квадрат, треугольник и т.п.

5. Законом симметрии, согласно
которому элементы объединяются друг с другом так, что создают отдельную симметричную
фигуру.

6. Законом замкнутости – тенденцией
соединения друг с другом элементов для образования целостной либо замкнутой фигуры.

7. Законом хорошей формы (законом
прегнантности) – обобщением либо совместным действием многих вышеуказанных частных
законов гештальта. Согласно данному закону, складывающая форма (образ) будет тем
лучшей, чем более она знакома человеку и чем легче распознается им, т.е. выступает
простой и хорошо известной, привычной, распространенной и устойчивой[4].

Теория перцептивного цикла разработана
американским психологом У. Найссером. Он первым заговорил о когнитивной схеме (накопленный
опыт в структурах и стереотипах). Он полагал, что внутри человека уже есть что-то,
что определяет специфику восприятия. Например, если человек часто сталкивался с
иронией и насмешками, то любой комплимент он будет воспринимать как иронию[5].

Категоризационная теория восприятия
Д. Брунера по своему содержанию перекликается с теорией Г. Гельмгольца. Здесь главную
роль в создании образа играет мышление. Д. Брунер утверждал, что, строя образ воспринимаемого
объекта либо занимаясь его опознанием, человек старается подвести воспринимаемый
им объект под конкретную категорию объектов, а потом выделить специальные признаки
этого объекта, которые отличают его от иных объектов данной категории. Логика построения
образа восприятия в категоризационной теории напоминает логику определения понятий:
изначально устанавливается род (категория), к которому относится воспринимаемый
объект, а потом определяются (уточняются) его видовые отличия[6].

Конструктивистская теория восприятия
Ж. Пиазже – это современная разновидность или дальнейшая разработка категоризационной
теории восприятия. В данной теории подчеркивается активная роль наблюдателя, его
памяти и мышления в построении образа. Согласно конструктивистской теории, восприятие
– это нечто большее, чем простая констатация или отражение воздействия на человека
совокупности стимулов, которые связаны с воспринимаемым предметом. Наблюдатель сам
создает (конструирует) либо же логическим путем выводит образ из того, что он непосредственно
воспринимает, т.е. не просто фиксирует, но и интерпретирует воспринимаемое. Такая
интерпретация в итоге и определяет складывающийся образ воспринимаемого предмета,
а не те ощущения, которые человек получает в момент воздействия этого предмета на
органы чувств[7]. Конструктивистская
теория восприятия сегодня выступает преобладающей и разделяется многими учеными,
которые исследуют восприятие человека.

Деятельностная теория восприятия
является разновидностью конструктивистского подхода и основывается на том, что восприятие
– это целесообразная, особым образом организованная и соответствующая реальной действительности
деятельность, формирующаяся и развивающаяся по общим законам, которые характерны
для человеческой деятельности (А.Н. Леонтьев)[8].
Также восприятию принадлежит роль становления и совершенствования перцептивных действий
в порождении адекватного образа восприятия.

Экологическая теория восприятия,
предложенная американским психологом Д. Гибсоном, предполагает, что информация,
которая поступает к человеку с помощью органов чувств, достаточна для того, чтобы
правильно воспринимать окружающий мир, что для построения образа вообще не нужна
особая умственная активность в качестве «бессознательных умозаключений» (по Г. Гельмгольцу),
так и механизмов перцептивной организации (по представлениям гештальтпсихологов),
то ли категоризации (по Д. Брунеру), то ли соотнесения данной информации с заранее
заданными конструктами — понятиями[9].

Логическое продолжение экологической
теории восприятия отражено в информационной теории восприятия (Д. Марр), основанной
на анализе визуального
восприятия с использованием современной математики и в основном базируется на компьютерных моделях восприятия, а также
на «искусственном интеллекте». Здесь восприятие – это сложный процесс переработки человеком
«входной» сенсорной информации и получения образа воспринимаемого объекта «на выходе»[10].

Восприятие формы или конфигурации
требует от наблюдателя отдельных дополнительных действий в качестве постановки и
решения перцептивных задач; обработки информации, которая передается сигналами,
поступающими из внешней среды; извлечения из зрительного образа, который представлен
в сенсорной форме, отдельных дополнительных, не содержащихся в самих ощущениях признаков
воспринимаемого предмета, к примеру, составляющих его линий, краев, границ, контуров
и т.п.

Еще одной теорией восприятия выступает
нейрофизиологическая теория восприятия, основанная на убеждении в том, что ощущения
и восприятие лучше объясняются известными нейронными и физиологическими механизмами
функционирования сенсорных систем, чем гипотетическими психическими процессами,
которые происходят в голове человека. Процессы, соотносимые с работой сенсорных
систем, анализируют поступающие в них сенсорные сигналы (слабые либо искаженные),
усиливают, уточняют и интегрируют их в единый образ, при этом все это происходит
на уровне нервной системы без участия психики человека как таковой[11].

Таким образом, научные исследования
в области психологии восприятия основываются на философских традициях сенсуализма
и эмпиризма, на данных физиологии органов чувств, а также огромном числе ранее известных
наблюдений и феноменов, которые раньше рассматривались как забавный курьез. Центральные
проблемы, подход к которым специфицирует любое оригинальное направление, школу либо
психологическую теорию восприятия, были и представлены следующими: психофизической
проблемой, единицами восприятия, принципами их организации, необходимостью активности
наблюдателя, ролью перцептивного опыта и способами его приобретения, восприятием
и познанием. 1.2. Понятие, физиологический
механизм, отличительные черты восприятия Восприятие – это целостное отражение
предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических
раздражителей на органы чувств[12].

Процесс восприятия имеет двойственную
природу:

— восприятие максимально объективно
на уровне первичных сенсорных процессов;

— в то же время восприятие глубоко
субъективно при осуществлении последующей интерпретации полученной информации, когда
в обработку включается воображение и память.

На рис. 1 представим схему формирования
психических образов при восприятии. [1] Базылевич Т.Ф. Психология высших достижений
личности.: Монография. М.: Инфра-М, 2018. С. 65. [2]
Базылевич Т.Ф. Психология высших достижений личности.: Монография. М.: Инфра-М,
2018. С. 66. [3]
Там же. С. 66. [4]
Базылевич Т.Ф. Психология высших достижений личности.: Монография. М.: Инфра-М,
2018. С. 67. [5]
Там же. С.67. [6]
Базылевич Т.Ф. Психология высших достижений личности.: Монография. М.: Инфра-М,
2018. С. 68. [7]
Там же. С. 69. [8] Глуханюк Н.С. Общая психология. М.: Academia, 2016. С.
112. [9]
Глуханюк Н.С. Общая психология. М.: Academia, 2016. С. 113. [10] Там
же. С. 113. [11] Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учебник.
М.: Норма, 2019. С. 164. [12] Там же. С. 165.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы