Курсовая теория на тему Общая характеристика современного правотворчества в России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА 5
1.1. Определение понятия «правотворчество» 5
1.2. Государство как гарант эффективности правотворческой деятельности 14
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 22
2.1. Содержательный аспект правотворческой деятельности 22
2.2. Ответственность в правотворческой деятельности 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35
Введение:
В современном обществе каждый аспект жизни и деятельности требует правового закрепления, именно поэтому предметом исследования являются правовые нормы и общественные отношения, влияющие на правотворчество в Российской Федерации.
Понятия «правотворчество» и «правообразование» не тождествены.
Понятие «правообразование» значительно шире по содержанию, т.к. характеризует весь процесс образования права.
Правообразование – это длительный естественно-исторический процесс формирования права.
Условно его можно разделить на три этапа:
1) развитие общественных отношений и возникновение потребности в их правовом регулировании,
2) осознание потребности в правовом регулировании общественных отношений, выработка концепций будущего правового регулирования,
3) подготовка и принятие нормативного правового акта или другого источника права (это и есть правотворчество).
Таким образом, правотворчество представляет собой третий (завершающий) этап процесса правообразования.
Нынешняя практика правотворческой работы пока не приобрела тех характеристик системности, плановости, скоординированности, которые позволили бы в необходимой мере обеспечить качество и стабильность действующих норм права.
Но именно плановость, системность, скоординированность в деле правотворчества в настоящее время актуальны и нуждаются в практическом их нормативном разрешении.
Предметом изучения в работе выступает понятие правотворчества.
Объектом изучения- процесс, факторы и виды деятельности ,влияющие на правотворчество в Российской Федерации.
Именно поэтому цель работы заключается в раскрытии понятия правотворчества как общественного явления, процесса и вида деятельности, а также факторов влияющих на правотворчество.
Виды правотворчества:
1) по субъектам:
а) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума
б) правотворчество государства
Принципы правотворчества:
1) демократизм 2)научность 3)профессионализм 4)системность 5) законность, 6) справедливость, 7) планирование, 8) исполнимость.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
-раскрыть вопрос актуальности правотворчества;
-рассмотреть различные точки зрения на понятие правотворчества;
-провести краткий анализ основных признаков правотворчества в Российской Федерации.
Проблемы правотворческой политики совсем недавно стали предметом научных изысканий.
Новизна и актуальность исследования этих проблем определяется прежде всего тем, что изложенные в Конституции страны принципы формирования отечественной системы права предоставили широкое поле для правотворческой деятельности на различных уровнях государственного управления.
Данное положение породило весьма многообразную и противоречивую практику правотворческого процесса в центре и на местах, что свидетельствует об отсутствии скоординированной политики государства на столь важном направлении его общего правового развития.
Заключение:
Можно сделать однозначный вывод о том, что Российское законодательство находится на завершающей стадии своего становления. Речь идет, прежде всего о том, что на сегодняшний день приняты практически все кодексы и другие основополагающие нормативные акты, которые по всей видимости уже однозначно не изменятся.
На данный момент, в большей степени повышения качества правовых решений требует подзаконное правотворчество. Разумеется, подзаконное правотворчество имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
К достоинствам его относятся оперативность; гибкость и меньшая формальность; компетентность соответствующих органов, их знание местных и иных условий, увеличивающих эффективность принятого юридического решения.
К недостаткам подзаконного правотворчества можно отнести закрытость процесса принятия правового решения, сложность обзора и применения норм из-за большого числа нормативных актов, отсутствие контроля общества за правотворческой работой бюрократии и др.
Законы, зачастую, появляются как результат давления тех или иных заинтересованных политических элит, экономических корпораций, лоббистов. Дело в том, что почти каждый законопроект нуждается и поддержке соответствующих сил, получает ее или, наоборот, ему в этом отказывают. Каждый законопроект – это продукт либо согласия, либо борьбы, либо компромиссов. И лоббирование – это естественное явление в правотворчестве, защита интересов социальных слоев, отдельных экономических крупных организаций и даже конкретных лиц, т.к. каждый депутат имеет право законодательной инициативы.
Право выражает и защищает эти интересы, прежде всего в отношениях собственности, власти. Однако не редко при лоббировании используются недопустимые средства (подкуп, обман), тогда лоббирование ведет к появлению субъективного в праве, по существу, ведет к правотворческому произволу.
В целом оценка действующего законодательства едва ли может быть положительной по линии как качественных, так и количественных показателей.
Явно недостаточно внимания уделяется обеспечению внутренней согласованности, беспробельности и научной обоснованности принимаемых нормативных правовых актов.
Это относится как к законам в собственном смысле слова, так в еще большей степени к подзаконным актам, которые нередко расходятся даже с положениями Конституции РФ.
Еще менее качественны законы и иные нормативные акты, принимаемые на уровне субъектов РФ. Заметно отстают темпы «расчистки» действующего законодательства и его приведения в соответствие с новыми законами.
Законы не работают, когда они написаны только на бумаге, для их реализации требуются мощный государственный механизм, определяющий отношения предписанные законом.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА
1. 1. Определение понятия «правотворчество»
Множественность формулировок понятия правотворчества излагаемых различными авторами в своих трудах говорит о ёмкости, широте понимания и определения данного процесса. Хотя определения и различны по своей формулировке, они в целом одинаковы по смыслу.
Нормы права создаются, изменяются или отменяются в определенном порядке. Этот порядок должен обеспечивать должное качество самого текста нормативных актов с точки зрения их соответствия правилам юридической (правотворческой) техники, а также гарантировать соблюдение баланса интересов государства, общества, отдельных социальных групп в процессе правотворческой деятельности. Исходя из этого, в юридической науке выработано два близких, но не тождественных по содержанию понятия — формирование права (правообразование) и правотворчество. При этом второе можно назвать частью первого. Правотворчество представляет собой последнюю стадию правообразования, направленную на формальное закрепление государственной воли общества в юридических актах .
Законодательная система любой страны устроена таким образом, что требует постоянного обновления.
В большинстве случаев этот процесс тесно связан с техническим прогрессом или иных изменениями в жизненном укладе, которые требуют регулирования вновь возникающих отношений. Все это входит в функции правотворчества. Поэтому стоит подробно рассмотреть это понятие, его определение, разновидности и принципы осуществления этого процесса.
Правотворчество – особый род деятельности, направленной на преображение существующих общественных норм, которой могут заниматься только уполномоченные на то органы, – так можно определить, что такое правотворчество. Создание и утверждение новых правовых актов, которые в дальнейшем станут обязательными для всех, является сложным процессом. За него отвечают несколько органов, определяемых как субъекты правотворчества.