Курсовая теория Юриспруденция Теория государства и права

Курсовая теория на тему Общая характеристика романо-германской правовой системы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
§1. Теоретические основы изучения романо-германской семьи 5
1.1. Условия возникновения романо-германской правовой системы 5
1.2. Понятие и основные черты романского и германского права 12
§ 2. Характеристика основных особенностей романо-германской семьи 21
2.1. Правовая доктрина. Принципы права. Юридическая норма 21
2.2. Нормативно-правовой акт – основная внешняя форма континентального права. Роль кодификации в создании эффективной системы законодательства. Место закона в иерархии нормативно-правовых актов 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

  

Введение:

 

Одной из основных правовых систем современности является романо-германская правовая семья. Это яркий пример того, как внутри одного исторического типа сосуществуют несколько различных правовых систем. Романо-германская правовая семья представляет собой группу правовых систем, которые возникли из римского правового наследия. Это наиболее большая правовая семья, правовые системы которой сложились в странах континентальной Европы, Латинской Америки, Дальневосточной и Юго-Восточной Азии, бывшей французской Африки
Целью исследования является изучение основные процессы становления и развития романо-германской правовой системы и её характерные особенности.
Исследование этой темы предполагает решение следующих исследовательских задач:
Выяснить условия возникновения романо-германской правовой системы,
Изучить понятие и основные черты романского и германского права,
Проанализировать правовую доктрину, принципы права и юридическую норму в романо-германской правовой семье,
Охарактеризовать нормативно-правовой акт как основную внешнюю форму континентального права,
Проанализировать роль кодификации в создании эффективной системы законодательства,
Определить место закона в иерархии нормативно-правовых актов.
Объектом исследования является романо-германская правовая система, а предметом – имеется и научно изучена информация о возникновении и развитии романо-германской правовой системы и данные, что их характеризуют, выделяя среди других правовых систем.
Методологическая база исследования. Важное значение при расмотрении , понятия, особенностей, основних черт романно-германской правовой системы иимели работы современных российских ученых — С.С. Алексеева, В.А. Белова, Н.В. Варламовой, В.Г. Графского, И.Н. Грязина, Д.В. Дождева, Т.И. Дьячек, Н.М. Золотухиной, В.Д. Зорькина, А.Г. Карапетова, С.Н. Касаткина, В.П. Малахова, Г.В. Мальцева, Л.С. Мамута, Г.И. Муромцева, B.C. Нерсесянца, В.М. Розина, Е.В. Скурко, H.H. Тарасова, Е.В. Тимошиной, В.А. Томсинова, И.И. Царькова, И.Л. Честнова и др.
Методы исследования. Методологическую основу работы составляют хронологический, объективный, структурно-системный, дедуктивный, индуктивный и сравнительный методы.
Состояние научной разработки темы. На современном этапе данная тема выглядит, на первый взгляд, хорошо исследованной. Ее изучали Рене Давид, К. Цвайгертом, Г. Кётц, А. Саидов и другие.
Структура курсовой работы обусловлена поставленной целью и задачами. В соответствии с этим работа состоит из введения, двух глав и выводов. Список использованных источников и литературы включает 21 наименование. Общий объем работы составляет 36 страниц.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подытоживая вышесказанное, можно определить систему права стран романо-германской правовой семьи как многогранное правовое явление, сочетающее ответственные составляющие: нормы, принципы, институты и отрасли права.
Развитие и становление романо-германской правовой системы произошло в результате усилий университетов латинских и германских стран, которые выработали и развили, начиная с XII века на базе кодификации императора Юстиниана общую для всех юридическую науку, приспособленную к условиям современного мира. Ряд школ, каждая со своими задачами и своими собственными методами внесли свой вклад в эволюцию и становления романо-германской правовой семьи. Школа глоссаторов стремилась установить первоначальный смысл римских законов, школа постглоссаторов в XIV веке характеризовалась тенденцией к очистке римского права и Подданные его переработке, отныне юристы стремились практически использовать римское право, приспособить его решения к новым условиям, новая школа, именуемая доктриной естественного права, которая побеждает в университетах в XVII и XVIII веках требовала, чтобы рядом с частным правом, основанным на римском праве, Европа выработала и недостающий ей нормы публичного права, выражающие прир дни права человека и гарантируют свободу человеческой личности. Школа естественного права подготовила почву для периода, в котором мы находимся, — периода, где преобладает законодательство.
Характерной особенностью правового регулирования в странах романо-германской правовой семьи является то, что высокий авторитет предоставляется закона. Все другие нормативные акты должны исходить из него и соответствовать ему. Высшим видом закона почитается Основной закон страны, или ее Конституция. Законы, регулирующие общественные отношения, которые охватываются определенной отраслью права, могут объединяться законодательными органами в единый свод, основанный на общих принципах. Такой свод законов называется кодексом. Система романо-германского права ориентирована на кодексы, в которых получают закрепление основные права как физических, так и юридических лиц. То, что данная система предоставляет закона (кодификации) исключительно важное значение, существенно ограничивает сферу действия обычая как самостоятельного источника права, кроме закона, а тем более, почти сводит на ноль роль обычая, который мог бы действовать против закона.

 

Фрагмент текста работы:

 

§1. Теоретические основы изучения романо-германской семьи

1.1. Условия возникновения романо-германской правовой системы

Этот тип правовой системы (его еще называют нормативно-актным типом, континентальным правом) является, пожалуй, самым древним и самым распространенным. Это связано не только с историческими аспектами его формирования и развития, но и наличием четких юридических признаков.
К этому типу правовой системы, как правило, относят правовые системы, возникшие на Европейском континенте на основе канонического и обычного права и рецепции римского права.
Французский ученый-компаративист Рене Давид подчеркивает, что романо-германский тип (РГ тип) не был продуктом деятельности феодальной государственной власти, а исключительно результатом культуры, независимым от политики .
Саидов А.Х. считает, что это может быть верным лишь до первой стадии РГ типа (то есть до возникновения буржуазных отношений).
По мнению шведского ученого-правоведа Е. Аннерса, прежде всего, необходимо выяснять исторические предпосылки возникновения этого типа.
Следует отметить, что с распадом в конце V века. Западной Римской империи на ее бывшей территории образовались германские государства, которые в правовом и культурном плане характеризовались смешанным римско-германским стилем. В ходе завоевания римских территорий германцы во многих отношениях находились на уровне развития родового общества, одновременно перенимая особенности, традиции более высокой римской культуры. Они довольно быстро переняли римское право, используя классические правовые нормы последнего.
С окончанием эпохи великого переселения народов (VIII в.) начала интенсивно развиваться на континенте торговля и судоходство, что, в конце концов, привело к экономическому росту и появлению так называемого городского права .
В это же время наблюдается и совершенствования юридической техники, например, формы защиты имущественного права. Однако главным в этом праве можно считать то, что с развитием общественных отношений появились новые слои населения, состояния (рыцари, мещане, ремесленники, духовенство), чье миропонимание уже не укладывалось в рамки устоявшихся обычаев, обычного права. Эти состояния вели поиск форм закрепления и защиты своих имущественных и других интересов от произвола феодалов.
Кроме того, большое влияние на развитие миропонимания и, как следствие, правового мировоззрения оказала церковь, которая начиная с VI в. вводит новую методику преподавания различных дисциплин в школах, в частности – преподавание юридических дисциплин. Это стало основой для создания университетов.
Первые университеты (разумеется, их это нельзя было считать образовательными учреждениями в современном понимании) возникли в XII в. (м. Болонья, Италия).
Университеты стали рассадниками знаний (к примеру, изучали правовые взгляды древнегреческих мыслителей).
В период ХІ-ХІІ в. на севере Италии (м. Пиза) были найдены рукописи Дигестов (или Пандектов) – из корпоративного сборника 533 года – составной части кодификации римского права (Юстиниана) 527-560г.р. Тексты Дигестов (Пандектов) попали в Болонью и исследовались т. н. схоластическими методами. На одном из Дигестов были обнаружены заметки (объяснения) т.н. глоссаторов-лиц, которые толковали и комментировали римское право (от слова «глосс» – заметка на поле текста римских кодексов). Схоластические методы исследования объяснялись исключительно высоким авторитетом объекта исследования, уважением к античным произведениям и римской юридической системе, не имевшей аналогов в мире. Некоторые из трудов глоссаторов и до сих пор остаются по своему уровню лучше, чем сами Дигесты .
Труды глоссаторов имели не только научно-познавательное, но и историко-педагогическое значение. Глоссаторы обучали студентов научным методам, которые использовались при толковании Дигестов.
Эта система со временем распространилась на большинство западноевропейских университетов.
Следует отметить, что юридическое образование хотя и базировалось на теоретической основе, но имело большое практическое значение, поскольку использовалось в управленческой деятельности, политике, дипломатии, чуть меньше – в правосудии.
Также необходимо принять во внимание, что нормы, которые содержались в Дигестах, потеряли свою актуальность и не применялись; однако в то же время в школах глосаторов начали формироваться новые правовые нормы, которые отсутствовали в Дигестах.
В более поздний период появились школы постглосаторов (консилиаторов-советников, консультантов), произведения которых представляли собой сплав правовых норм Дигестов и действующего законодательства. То есть, постглосаторы перестроили римское право и приспособили его к новым условиям. Среди консилиаторов существовали различные подходы (методы) по изучению римского права .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы