Курсовая теория Педагогика/Психология Общая психология

Курсовая теория на тему Общая характеристика основных процессов и свойств памяти

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Понятие памяти в
психологии. 6

1.1Общее понятие о памяти. 6

1.2 Виды памяти и их
классификация. 9

Глава 2 Процессы и
свойства памяти в психологии. 15

2.1 Основные процессы
памяти. 15

2.2 Основные свойства
памяти. 20

Заключение. 26

Список
литературы. 29

  

Введение:

 

До настоящего времени проблема формирования памяти у
младших школьников имеет важность и социальную значимость. Вопросы исследования
многих ученых специализированы на памяти человека это такие как, М.Сеченов,
Р.Шифрин, Д.Карнеги, А.A.Смирнов, Рибо и многие другие.

Проблемой развития памяти
занимались с древности: выдающийся мыслитель-философ Аристотель, российский
физиолог И.П. Павлов, советские специалисты по психологии Н.Ф. Добрынина, А.А.
Смирнова, СЛ. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и в настоящий момент глобальные
задачи затруднения с памятью продолжают воодушевлять на размышления, самых
известных психологов мира.

Однако спрос на
эти исследования очень мал, а преподаватели малоизвестны. Таков выбор тем
исследований. Человеку
необходимо очень много информации, для того чтобы много помнить, и с каждым
годом этой информация для запоминания становится все больше и больше.

Книги, записи и компьютеры содействуют человеку, при
запоминании, но самое главное это то, что он запоминает сам, т.е его
собственная память. Преимущественно человек помнит, что ему интересно или
потребуется для учебы или работы.

Всем известно, что каждое наше
переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти след, который
может сохраняться значительное время, и при определенных условиях вновь
воспроизводится и становиться предметом сознания.

Поэтому под памятью мы понимаем
запечатление (запись) сохранение и последующее узнавание и воспроизведение
следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом
прежних знаний, сведений, навыков.

Без
этого, естественное функционирование и развитие личности недостижимо. Низкая
успеваемость школьников всегда досадна и для родителей и для учителей.

Сложность понимания больших объемов информации всегда
огорчает. Все больше и больше людей выслушивают жалобы со всех сторон на плохую
память. Вследствие этого, сегодня соблюдение законов человеческой памяти
представляют действенную основу для осмысленной памяти. Все
чувства человека о мире, который его окружает, сохранили те впечатления,
которые сохраняются, и фиксируются, и копируются.

Память — это
основа способностей человека, и это условие для обучения, приобретения знаний и
формирования навыков и способностей.

Существуют
такие люди,
которые хорошо воспроизводят информацию и долго ее сохраняют в своей памяти.
Это такие люди, у которых очень хорошо развита долговременная память.

А бывают и такие
люди, они могут быстро вспомнить какую-то ситуацию или человека, но также
быстро это и забудут. У них сильнее преобладает кратковременная и оперативная
память.

Именно в школьном возрасте формируются основные виды
памяти, и закладка большинства из них проявляются в младшем школьном возрасте.

В
представленной работе мы рассмотрим все стороны процесса запоминания у детей
младшего школьного возраста.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что память —
это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и
воспроизведении прошлого опыта, оказывает возможным его повторное
использование. Без памяти невозможно существования. Память есть у всех людей,
животных, птиц, насекомых. Поэтому особенно актуально раскрыть и понять
значения, свойства виды памяти.

Целью настоящего исследования является раскрыть основные процессы и свойства
памяти

Объект исследования: память Предмет исследования: виды, свойства и процессы памяти

Гипотеза исследования.

«Память — это один
из видов психических функций и умственной деятельности, предназначенных для
сохранения, накопления и воспроизведения информации. Уметь хранить информацию о
событиях внешнего мира и физических реакциях в течение длительного времени и
многократно использовать ее в поле сознания для организации последующих
действий»[2][1].

Задачи исследования.

— дать понятие и общую характеристику памяти;

— изучить
основные виды процессов памяти;

— проанализировать специфику; [1]
Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте // Лекции по психологии.
— М.: Владос, 1999. — 234 с.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Память — это воспоминание, сохранение, запоминание и
последующее того, что ранее у нас происходило. Другими словами, память — это
отражение опыта человека посредством запоминания, сохранения и воспроизведения.
То, что мы чувствуем и воспринимаем, не исчезнет бесследно, все в какой-то
степени запомнится. В ходе написания курсовой работы мы разобрали и
проанализировали большое количество научно-методической литературы по развитию
памяти детей дошкольного возраста

Делая вывод по этой теме, а именно
по теме Основные виды памяти и их характеристика, можно выделить главное это
то, что человеческая память — это не просто какая-то единая функция. В ней
участвуют много различных процессов. Вот, например, П. Линдсей и Д. Норман
считают, что существует три различных типа памяти, или три ее системы, первая —
как непосредственный отпечаток сенсорной информации, вторая — кратковременная
память, и наконец, третья — долговременная память. Наш психический мир
многообразен и разносторонен.

Благодаря высокому уровню развития
нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое
развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все,
что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в
нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное
время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом
сознания.

Именно благодаря памяти человек в
состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память
занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими
исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий
преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные
процессы в единое целое.

Сознание того, что воспринимаемый в
данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом, называется
узнаванием. Однако мы можем не только узнавать предметы. Мы можем вызвать в
нашем знании образ предмета, который в данный момент мы не воспринимаем, но
воспринимали его раньше.

Этот процесс — процесс воссоздания
образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный
момент, называется воспроизведением. Воспроизводятся не только воспринимаемые в
прошлом предметы, по и наши мысли, переживания, желания, фантазии и т.д.
Необходимой предпосылкой узнавания и воспроизведения является запечатление, или
запоминание, того, что было воспринято, а также его последующее сохранение.
Таким образом, память — это сложный психический процесс, состоящий из
нескольких частных процессов, связанных друг с другом.

Память необходима человеку, — она
позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный
жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. Перед психологической наукой
стоит ряд сложных задач, связанных с изучением процессов памяти: учение того,
как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса,
какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы
могут позволить расширить объем запечатленного материала. Помимо этого
существуют и другие вопросы, на которые необходимо дать ответ.

Например, как долго могут храниться
эти следы, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки
времени, каковы те изменения, которые претерпевают следы памяти, находящиеся в
скрытом (латентном) состоянии и как эти изменения влияют на протекание
познавательных процессов человека. память ассоциация информация
воспроизведение.

Именно результаты исследования А. А.
Смирнова [16][1] и П. И.
Зинченко[6][2],
раскрывших новые и существенные законы памяти как осмысленной человеческой
деятельности, доказали, что запоминания от поставленной задачи и выделяли
основные приемы запоминания сложного материала.

Поэтому, как и чувство, и восприятие, память — это
процесс отражения, отражающий не только то, что непосредственно воздействует на
органы чувств,
но и то, что произошло в прошло

Таким образом, многие вопросы в
исследовании памяти еще остаются открытыми, и продолжение изучения памяти –
предмет дальнейших научных исследований. [1] Смирнов А.А Избранные психологические
труды: В 2-х т. Т.-1.- М., Педагогика, 1987. [2]Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. – М., 1961.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Понятие
памяти в психологии

1.1
Общее понятие о памяти

Ни одна психологическая проблема не вызывала такого
огромного количества экспериментов и теоретических исследований как проблема с
памятью. Человеческую память, вполне вероятно, различить как психофизический и
интеллектуальный процесс, который может реализовывать функцию и запоминания, и
хранения и воспроизведения актуальной информации.

Память это жизненно значимая основная возможность
человека. Без памяти нормальная деятельность и развитие личности немыслимо.
Если вы обратите внимание на людей с серьезными расстройствами памяти, это
легко усмотреть. У всех живых существ есть память, но у всех она разная.

Память — это основа нравственной жизни, база нашего сознания. Любое
незамысловатое или непростое действие базировано на том факте собственно, что
воспринимаемый тип сохраняется в памяти как минимальное количество секунд.

Память – одно из
значительных свойств нервной системы, выражающееся в возможности длительно
сохранять любую информацию, а при необходимости и воспроизводить эту же
информацию. Выделяют процессы запоминания, и хранения и воспроизведения,
включающего узнавание кого либо, чего, либо, воспоминание о ком, либо о чем,
либо, собственное припоминание.

Различают такие виды памяти
как произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную,
кратковременную и долговременную. Изначально младшие школьники лучше усваивают визуальные материалы
(образная память). [2][1]

Практичность запоминания этих материалов намного выше,
чем при запоминании словесных материалов. То есть, если ребенку
продемонстрировать фотографию, он будет более полезен, чем, если ему
рассказать.

А.А. Смирнов заявлял о двойной детерминации (развитие
наследственности и среды) — социальной и природной — в совершенствовании
индивидуальной памяти.

Если говорить о запоминании словесных материалов, то у
учащихся начальных классов в целом слова, представляющие названия объектов
(конкретные материалы), лучше, чем слова, представляющие абстрактные понятия
(абстрактные материалы).

В исследованиях российских психологов было определено,
что единство сигнальной системы оказывает большое влияние на запоминание
конкретных и абстрактных слов.

Таким образом, люди прочно удерживают в памяти такие-то
конкретные материалы. Этот материал фиксируется в памяти на основе визуальных
образов и имеет большое значение для понимания содержания памяти.

Абстрактные материалы также запоминаются по-разному.
Абстрактные материалы, обобщающие множество факторов, лучше запоминаются.
Однако, если абстрактный материал не отображается на конкретном материале,
учащимся будет трудно его запомнить.

Рассмотрим систему памяти. В любой нашей деятельности все
процессы памяти задействованы. Впрочем, разные уровни нашей деятельности
связаны с различными механизмами системы памяти и их функциями.

В
психологии выделяют четыре взаимосвязанные системы памяти:

— сенсорная;

— кратковременная;

— оперативная;

— долговременная.

Выделяют
три вида памяти:

1. Наглядно-образная память, дает возможность отлично
фиксировать лица, звуки, цвет и форму предмета и т.д.

2. Вербально-логическая память, информация обычно
запоминается нВ слух на слух. Это высказывания, рассказы о чем-то или ком-то.

3. Эмоциональная память, при которой, запоминаются и
настроение, и эмоции и определенные факты.

Формы выказывания памяти весьма, различны. Становится
ясным, что память обслуживает практически все виды различной деятельности
человека. [3][2]

Память также может распознавать, хранить и воспроизводить
жизненный опыт. Разнообразные инстинктивные, и врожденные и приобретенные
навыки являются не чем иным, как запечатленными, и унаследованными.

Благодаря памяти и ее безупречности последующее развитие
человечества без совершенствования этой функции невообразимо.

К концу дошкольного возраста у ребенка отображаются
элементы произвольной памяти. Случайная память выражается в обстановке, когда
ребенок автономно ставит цель и запомнить и вспомнить. [6][3].

Впрочем, тот факт собственно, что у детей память
развивается быстрее по сопоставлению с другими возможностями, не означает, что
люди должны удовольствоваться данным фактом.

Следует постоянно развивать память ребенка, в любых
ситуациях на улице дома и т.д. Исходя, из этого можно сказать, что развивать
память малыша надо с раннего детства.

Люди весьма впечатлительны ко всяческим воздействиям, и
если мы игнорируем следствие некоторых результатов, то это не значит, что они
бессмысленны. Дети, как губки, вбирают в себя и ощущения и знания, но они не
дают немедленных результатов. Следовательно, особенно значимо уловить ту
информацию, которую они получают. [9][4]

Из чего можно заключить, что память является весомой,
определяющей независимостью психической жизни данной личности. Функция памяти
не может быть сведена к запечатлению такого собственно, что "было в
минувшем". (Образы прошлого в психологии имеют названия представления.)

Практически никакое воздействие невообразимо при
отсутствии памяти, так как даже самое элементарное, психическое воздействие
предполагает удержание каждого компонента, впоследствии для
"сцепления". Без возможности, такому "сцеплению" недостижимо
развитие индивид оставался бы "всегда в положении младенца" (И. М.
Сеченов). [8][5]

Развитие собственной памяти в целом зависит только от
самого человека, от того чем он занимается от чего зависит и от нормального
функционирования и развития других «познавательных» процессов. Когда человек
работает или учится, он развивает, и тренирует и тем улучшает свою память. [1] Выготский Л.С. Память и ее развитие в
детском возрасте // Лекции по

психологии.
— М.: Владос, 1999. — 234 с. [2] Венгер, Л.А. Психология: учебник для
студентов вузов / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 2008. – 375 с. [3] Зинченко
П. И. Непроизвольное запоминание. – М., 1961. [4] Развитие
высших форм запоминания //А.Н. Леонтьев. Избранные психологические
произведения. – М., 1983. [5] Истомина
З. М. Развитие памяти./ Учебно-методическое пособие для студентов.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы