Курсовая теория на тему Образы учителей в рассказах Чехова
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1. Теоретический обзор творчества А.П.
Чехова. 4
1.1 Своеобразие
рассказов А.П. Чехова. 4
1.2 Педагогические взгляды А.П. Чехова и их
отражение в его творчестве. 11
Глава 2. Образ учителя в рассказах А.П. Чехова. 15
2.1 «Учитель». 15
2.2 «Человек
в футляре». 16
2.3 «Учитель словесности». 23
Заключение. 29
Список использованной литературы.. 31
Введение:
Профессия учителя обязывает к
ответственности, самоконтролю, постоянному совершенствованию навыков и работе
над собой. Тем не менее, несмотря на всю сложность, по сей день эта профессия
является одной из наиболее востребованных среди выпускников школ. Современные
реалии в некоторых аспектах облегчили учительский труд, но, в основном, с
технической точки зрения (использование на уроках компьютеров, наглядных
материалов, обилие мультимедийных преимуществ). Однако с точки зрения моральной
достичь нужного уровня мастерства стало еще сложнее.
Не стоит забывать, что для
большинства учитель – это первый после родителей значимый взрослый, который
формирует у учащегося основы взгляда на мир, дает представление о нравственных
нормах, служит источником ответа на многие вопросы и является образцом и
примером для подражания. На протяжении веков писатели и поэты воплощали на
страницах своих произведений различные образы учителей – от эталонных до
вызывающих недоумение. Но у каждого из этих героев, несомненно, есть чему
поучиться.
На страницах этого исследования
рассматривается творчество А.П. Чехова. Ему всегда были глубоко интересны
проблемы образования и воспитания подрастающего поколения. Многие из его
произведений так или иначе связаны с этими вопросами. Отдельного упоминания
заслуживает книга «Остров Сахалин», где, наряду с прочими социальными
аспектами, была затронута и проблема школьного образования в регионе.
Предметом
настоящей курсовой работы является своеобразия создания и раскрытия образа
учителей и наставников в рассказах А.П. Чехова.
Объектами настоящей
работы являются рассказы Чехова «Человек в футляре», «Учитель словесности»,
«Учитель».
Цель работы. Настоящая
работа имеет целью выявить художественные методы и приемы, используемые А.П.
Чеховым в создании образов учителей. Для достижения данной цели нами поставлены
задачи:
— изучить взгляды автора на проблему
образования и роль учителя в формировании личности;
— дать определение термину «чеховский герой» и
перечислить его основные черты;
— проанализировать ключевые эпизоды рассказов,
заявленных в работе, с целью иллюстрации своеобразия авторского метода.
Актуальность данной
работы. В современной литературе на сегодняшний момент является актуальным
обращение авторами художественных текстов к школьной тематике, попытка
«осовременить» образ учителя, подвести его к нормам сегодняшних реалий. В связи
с возрождением интереса к данной теме представляется целесообразным исследовать
некоторые аспекты творчества классических представителей жанра. Новизна настоящего
исследования. В данной работе особое внимание уделяется видам педагогики,
которые А.П. Чехов выделил в своих рассказах на школьную тематику.
Методология курсовой
работы определяется историко-литературным, биографическим и
культурно-историческим подходом. Теоретическую базу исследования составляют работы
М.М. Бахтина, В.Б. Катаева, А.А. Леонтьева.
Структура работы
включает в себя введение, две главы, заключение и библиографию.
Заключение:
Образ учителя в произведениях
писателя не выдуман. Каждый герой является либо собирательным образом учителей
самого Антона Павловича, либо навеян впечатлениями и воспоминаниями его детства
и нелегкой юности.
Антон Павлович Чехов – поразительный
писатель! Кто (кроме, конечно, литераторов, которые в прошлом работали в школах
или гимназиях) так много и страстно писал о проблемах образования! Кто может
похвастаться такой галереей героев – учителей? Их – Беликовых и Никитиных,
Рыжицких и Сысоевых, Коваленко и Ляпуновых – десятки. Разные это люди –
равнодушные и болеющие за своих учеников душой, талантливые и бездарные, старые
и еще очень молодые. Каждый из них словно выхвачен писателем из гущи
современной ему жизни, наделен своим характером, своей неповторимой
индивидуальностью.
Конечно, задачей Чехова не было
подробно и методически точно написать о том, как, каким образом учить русскому
языку, как его преподавать. Но о том, каким должен быть учитель, в том числе и
словесности, а главное (на правах писателя – юмориста, а подчас и сатирика) –
каким он быть не должен, Антон Павлович Чехов сказал очень и очень много.
Возможно, невольно, попутно
этот гениальный человек написал очень много ценного и о культуре обучения
слову, поскольку всю свою сознательную творческую жизнь служил ему – великому
русскому слову.
Чехов – один из тех счастливых
авторов, кого не только почитают, но и читают. Его пьесы ставятся на сценах
всего мира, его произведения получают новую жизнь в кино- и теле —
экранизациях, в радиопостановках, в живописи, музыке, балете. Ибо этот, по
выражению Льва Толстого, «Пушкин в прозе» помог нам правдиво взглянуть на самих
себя – что, по мысли самого Антона Павловича, является лучшим стимулом
самосовершенствования человека, в котором, как свято верил писатель, «все
должно быть прекрасно».
Таким
образом, можно представить, какие «талантливые» преподаватели занимались делом
обучения и воспитания детей. Это были либо люди откровенно тупые, или люди
тупые и бездарные, но умеющие прикрыть свою тупость, мелочность запросов и
интересов.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретический
обзор творчества А.П. Чехова
1.1 Своеобразие рассказов А.П. Чехова
Антон Павлович Чехов не
оставил монументальных произведений, ведь работал в жанрах малой прозы,
драматургии. В небольшом рассказе писатель умел показать судьбу человека, его
духовную драму, поиски смысла бытия и неосуществимость надежд и мечтаний.
Родился будущий писатель
29 января 1860 в Таганроге — небольшом портовом городе на берегу Азовского
моря. Его дед был украинским, крепостным, накануне освобождения крестьян из
крепостной зависимости он выкупил свою семью из неволи. Отец художника, Павел
Егорович, был купцом третьей гильдии, владельцем бакалейной лавки. Он имел
немало талантов — рисовал, играл на скрипке, пел в церковном хоре. Мать,
Евгения Яковлевна, из купеческого рода, умела прекрасно рассказывать — от нее
дети узнали о путешествиях по России и другие события материнского жизни. В
семье Чеховых было шестеро детей — пять сыновей и одна дочь, все были
разносторонне одаренными, получили образование. Александр и Михаил стали
литераторами, Иван — учителем, Николай — художником, Мария преподавала и
занималась живописью [18].
В 1868 году Антон Чехов
поступил в таганрогской гимназии. С детства мальчик помогал отцу в лавке, маме
— в хозяйстве, поэтому на игры времени не оставалось. В 1876 году отец обанкротился
и тайно от кредиторов перебрался в Москву, где жили старшие сыновья, вскоре
мать с младшими поехала за ним. Антон остался в Таганроге один и продолжал
обучение, зарабатывая на хлеб репетиторством. Окончив в 1879 году гимназию, он
переезжает в Москву, поступает в Московский университет на медицинский
факультет. После его окончания в 1884 году Чехов занялся врачебной практикой,
которую оставлял до конца жизни, написал труд «Врачебное дело в России».
Литературная деятельность Чехова началась в конце 70-х годов. Юноша
участвовал в издании гимназии журнала «Досуг