Курсовая теория на тему Образовательный квест как средство развития навыков сотрудничества со сверстниками у детей младшего школьного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические
основы развития навыков сотрудничества младших школьников в общеобразовательной
организации. 6
1.1. Понятие
«сотрудничество» в психолого-педагогической литературе. 6
1.2. Формы и методы
развития навыков в сотрудничестве со школьниками в общеобразовательной
организации. 13
Глава 2. Квест-технологии в
образовательном процессе. 17
Заключение. 24
Список использованной
литературы: 26
Введение:
Актуальность темы определяется тем, что учебное
сотрудничество соответствует новым представлениям об образовании,
гуманистическому личностно-ориентированному подходу в образовании, отвечающая
запросам социума, в связи с повышением значимости человеческого фактора. Вместе
с тем, современные исследователи педагоги и психологи утверждают, что
сотрудничество со сверстниками играет не заменимую роль в развитии, обучении и
воспитании младших школьников.
В современных условиях изменившиеся приоритеты образования
требуют обновления технологий, посредством слияния различных форм и методов,
быстрому доступу к информации, применения Интернет-ресурсов и интерактивного
взаимодействия обучающихся. Одной из таких новейших технологий можно назвать
технологию квест.
В современной образовательной практике она представляет
собой модель, в которой сочетается целенаправленный поиск при выполнении
проблемного задания с приключениями или игрой по определенному сюжету. Это
технология, в которой процесс поиска становится формой организации познания
мира: обучающиеся в процессе поиска открывают и приобретают новые знания,
способы деятельности, учатся быстро решать возникающие проблемы
Большая часть исследователей А.И. Божович, А.А. Люблинская,
В.Я. Ляудис, М.С. Соловейчик, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др. склоняются к
тому, что от особенностей сотрудничества учителя и младших школьников зависит
характер учебных мотивов и эффективность дальнейшего обучения. И эта
зависимость оказывает серьёзное влияние на детей. Поэтому в современной научной
литературе и нормативных документах наряду с базисными технологиями
(проблемная, проектная, исследовательская, уровневой дифференциации, педагогические
ситуации), выделяют технологию сотрудничества. Исследование проблемы учебного
сотрудничества имеет не только первостепенное теоретическое, но практическое
значение.
Особую значимость эта проблема приобрела в связи с
повышением требований, предполагающих высокий уровень организации социальных
взаимодействий ребенка со сверстниками и взрослыми, с повышением требований к
учебно-воспитательному процессу в современной начальной школе. Решение этой
проблемы во многом связано с индивидуальным подходом к каждому ребенку на
основе его глубокого психолого-педагогического изучения. Исследования последних
лет (Г.И. Вергелес, М.В. Крулехт, О.В. Солнцева и др.) свидетельствуют о том,
что интенсивность развития ребёнка в деятельности прямо зависит от степени
освоения им позиции субъекта этой деятельности. Чем активнее ребёнок, чем
больше он вовлечён в увлекательную для себя деятельность, тем лучше результат.
Важнейшим средством достижения этой цели обучения младших школьников в школе,
по нашему мнению, является реализация принципа сотрудничества в обучении
младших школьников.
В связи с этим особенно важным нам представляется изучение
особенностей проявления сотрудничества при использовании квеста для
взаимодействия детей друг с другом и с учителем.
На основе изученной литературы мы выделили противоречие:
между необходимостью формирования познавательного интереса у младшего школьника
и недостаточным вниманием учителей к квест-технологии как средству формирования
познавательных интересов младших школьников.
Проблема исследования: каким должно быть содержание
программы образовательного квеста, направленного на развитие познавательного
интереса у детей младшего школьного возраста?
Объект исследования: процесс сотрудничества младших
школьников со сверстниками в общеобразовательном учреждении с помощью
образовательного квеста. Предмет исследования: использование квест-технологии как
средства по формированию сотрудничества у младшего школьника.
Цель исследования: теоретически изучить проблему
формирования у младших школьников познавательного интереса для разработки
урочных занятий по его формированию с использованием образовательного квеста.
В связи со всем вышеперечисленным были поставлены следующие
задачи:
1. Раскрыть сущность понятий «познавательный интерес», квест
технология.
2. Изучить психологические особенности младших школьников.
3. Провести диагностику уровня развития познавательного
интереса у детей младшего школьного возраста.
4. Разработать урочные занятия с использованием квест технологии,
как средства формирования познавательного интереса.
Методы исследования:
‒ теоретические (анализ психолого-педагогической литературы
по теме исследования);
‒ практические (анкетирование, опрос);
‒ методы
математической статистики (метод количественной и качественной обработки
данных).
База исследования: Структурное подразделение образовательной
организации г. Челябинска.
В эксперименте приняло участие 23 обучающихся третьего
класса.
Практическая значимость: разработанные уроки с
использованием технологии квест могут быть использованы в работе учителей
начальных классов по формированию познавательного интереса.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения
и списка литературы.
Заключение:
Квест-технология — педагогическая технология, основанная на
системно-активном и личностном подходах, позволяющая интегрировать различные
технологии для достижения определенных образовательных целей и направленная на
формирование познавательной активности и мотивации обучающихся, их развитие как
активных субъектов педагогической деятельности. процесс.
Образовательный квест — это интегрированная технология,
сочетающая идеи проектного метода, проблемного обучения, командной работы и
ИКТ. Он включает в себя целенаправленный поиск по решению основной задачи и
серию вспомогательных заданий с приключениями и / или игру с определенной
историей. Как и любая игра, квест имеет:
· познавательные,
· развивающие
· развлекательные функции [13].
После подробного анализа сути технологии Quest 26 можно
сделать вывод, что квест предназначен для вовлечения ученика и его вовлечения в
учебную среду. Задание может иметь форму обучающего занятия, его можно
использовать во внеклассных занятиях. Он может быть направлен на получение
новых знаний по предмету или на обобщение знаний, уже имеющихся у студентов, и
на помощь в их практическом применении.
Задача, как форма управления классом в начальной школе,
позволяет учащимся быть активными участниками мероприятия, творчески общаться,
развивать способность быстро принимать решения и навыки командной работы.
При использовании учебного задания как средства
стимулирования познавательной деятельности возможностями игровой деятельности
учащиеся ищут оригинальные решения. Во время игры команды решали логические
задачи, используя подсказки и находя решения в нестандартных ситуациях. После
выполнения следующего задания переходите к следующему и так далее в будущем
[32].
Такая форма урока, безусловно, способствует развитию
познавательного интереса к изучаемому предмету.
Целью нашей работы было теоретическое исследование проблемы
формирования кооперативных умений у младших школьников с помощью учебного
задания.
Цель исследования достигнута, поставленные задачи выполнены.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы развития навыков сотрудничества
младших школьников в общеобразовательной организации 1.1. Понятие
«сотрудничество» в психолого-педагогической литературе
Источниками педагогических технологий являются достижения
наук, передовой педагогический опыт, все самое наилучшее, что накоплено в
отечественной и зарубежной педагогике прошлых лет. Одной из педагогических
технологий, основанной на гуманизации и демократизации педагогических
технологий, является педагогика сотрудничества [11].
Будет ли учащийся успешен в обучении, зависит от многих
факторов, среди которых педагоги (Ш.А. Амонашвили, А.С. Белкин, И.Л. Волков,
И.А. Зязюн, Р.Р. Девлетoв, А.В. Мудрик, А.К. Маркoва, А.Я. Савченко, В.Ф.
Шаталoв, Г.А. Цукерман, Е.Н. Ильин, Я.Л. Кoлoминский) и псиxoлoги (Л.В.
Выгoтский, Б.Ф. Лoмoв, В.С. Муxина А.В. Петрoвский, Я.А. Пoнoмарев, В.В.
Рубцoв, Д.Б. Эльконин) выделяют педагогическое взаимодействие как учебное
сотрудничество [5].
Проблема учебного сотрудничества рассматривалась в
исследованиях Л.И. Айдарoвой, X.И. Лийметс, Й. Лoмпшера, В.Я. Ляудиса,
Т.А. Матиса, Э. Рауша и др., которые раскрыли теoретикo-метoдические
oснoвы педагогики сотрудничества, выявили факторы, влияющие на эффективность
сотрудничества педагога с учащимися [6].
В педагогике отсутствует однозначность в определении понятия
«учебное сотрудничество», и это имеет свои объективные причины, связанные с
тем, что в педагогику приходят понятия из других наук: философии, общей
психологии, педагогической психологии, социологии и т. д. [9].
Слово «сотрудничество» обозначает одно из важных понятий
современной гуманистически ориентированной педагогики. По мнению А.В. Бутенко,
«Сотрудничество – это взаимодействие труда действующих вместе людей, то есть иx
совместная деятельность. Суть сотрудничества заключается в том, что все
партнеры по взаимодействию содействуют друг другу, активно способствуют
достижению индивидуальныx целей каждого и общиx целей совместной деятельности»
[3]. Учебное сотрудничество – форма взаимодействия педагога и учащихся, в
котором совместно ставится и решается педагогическая проблема или учебная
задача [9].
Согласно концепции Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Г.А.
Цукерман организация учебной деятельности как сотрудничества детей, специально
организованного учителем, способствует усвоению учащимися генетически 8
исходных понятий учебного содержания, развитию рефлексивных учебных действий,
умения учиться [5]. И.Е. Берлянд, В.С. Библер, С.Ю. Курганов указывают на то,
что учебное взаимодействие содействует раскрытию и реализации мотивов,
потребностей и интересов группы и каждого ее члена.
Цель современной школы заключается в развитии индивидуальных
познавательных способностей каждого ребенка, максимально выявить, инициировать,
использовать, «окультурить» индивидуальный (субъектный) опыт ребенка и помочь
ему познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать у него
заранее заданные свойства. Следовательно, школьник должен быть включен в новые
формы сотрудничества со взрослым, а иначе это знание не будет присвоено.
Учебное сотрудничество направлено на результат, а результатом его являются
новые способы действия, освоенные ребенком. При подготовке будущих учителей
следует учитывать то, что учебная деятельность, являясь сложной и по
содержанию, и по структуре, складывается у ребенка не сразу. Требуется немало
времени и усилий, чтобы в xоде систематической работы под педагогическим
руководством учителя школьник постепенно приобрел умение учиться [16].
О сложности этого процесса свидетельствует тот факт, что
даже в условияx целенаправленного, специально организованного формирования
учебной деятельности она доминирует не у всеx детей [3].