Курсовая теория на тему Образовательная ситуация как средство формирования грамматического строя речи детей раннего возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Особенности формирования грамматического строя речи у детей 6
1.1. Понятие и характеристика грамматического строя речи 6
1.2. Особенности формирования грамматического строя речи в дошкольный период 7
Глава 2. Использование образовательной ситуации для формирования грамматического строя речи детей раннего возраста 12
2.1. Понятие и виды образовательной ситуации 12
2.2. Формирование грамматического строя речи детей раннего возраста с использованием образовательной ситуации 17
Заключение 25
Список литературы 26
Введение:
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования появились относительно недавно, и остается много вопросов для принятия и воплощения в жизнь.
В педагогический процесс вводятся новые понятия и подходы, которые необходимо осознать, преломить через призму своего восприятия, и по пути не растерять смысловой компоненты. Одним из новых понятий для педагогов является образовательная ситуация (в некоторых источниках говорится развивающая ситуация, педагогическая ситуация, проблемная ситуация)
[4, с. 74].
Это понятие кажется новым, но на самом деле этим вопросом занимались еще Б.Д. Эльконин и В.В. Давыдов, которые говорили: «…Педагоги должны использовать ситуации, в которых развивается самостоятельность и детская познавательная активность» [11].
Чтобы понять, почему это понятие стало актуальным на сегодняшний день, давайте вспомним основные принципы, которые нам предлагает ФГОС ДО, они нам помогут определить основную форму взаимодействия педагога с детьми. Так, в пункте 1.4. говорится [1]:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при которой сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования;
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
В современных условиях активность, самостоятельность, инициативность, творчество становятся ведущими в определении направленности развития детей. Раньше упор делался на то, что взрослый – главный направляющий. Теперь он – посредник, который поддерживает активную инициативу ребенка. Проявить себя как личность ребенок сможет только как субъект, а не объект деятельности. Поэтому возникает множество вопросов, как этого достичь без ведущей роли, какими способами и приемами, как привлечь детей к деятельности.
Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, формировании социальных связей. Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредствованных словом, в общении со взрослыми и детьми [8, с. 102].
Источники и факторы развития языка ребенка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия, средства и формы педагогического воздействия.
Формирования грамматического строя языка ребенка является «спонтанейным» (А.В. Запорожец) процессом; ребенок «извлекает» язык, его грамматическую систему из фактов воспринимаемой речи, в которой язык выполняет коммуникативную функцию и представлен не системно. Грамматический строй языка делает нашу речь организованной и понятной для окружающих. Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, правильно излагать свои мысли. Оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе.
В дошкольном возрасте у ребенка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно. К. Д. Ушинский подчеркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи. Формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, в непосредственной образовательной деятельности и в упражнениях, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм.
Объект исследования – грамматический строй речи детей раннего возраста.
Предмет исследования – образовательная ситуация как средство формирования грамматического строя речи детей раннего возраста.
Цель работы – изучить образовательную ситуацию как средство формирования грамматического строя речи детей раннего возраста.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить понятие и характеристику грамматического строя речи.
2. Рассмотреть особенности формирования грамматического строя речи в дошкольный период.
3. Изучить использование образовательной ситуации для формирования грамматического строя речи детей раннего возраста.
Курсовая работа состоит из введения, двух лав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Итак, грамматический строй речи – это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя. Морфологическая система – это умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система – умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении, правильно использовать предлоги.
Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними.
К трем годам ребенок активно пользуется такими грамматическими категориями как род, число, время, лицо, говорит простыми распространенными предложениями.
Как мы выяснили, в младшем дошкольном возрасте при использовании образовательной ситуации воспитатель вызывает у детей интерес к ее содержанию, ставит перед детьми проблемную задачу, затем совместно с детьми (или только детьми) проблема решается. Обязательным для образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта).
В раннем дошкольном возрасте преобладают ситуации игрового содержания: игры с рассматриванием игрушек и картинок, чтение литературных произведений с использованием игрового персонажа, наблюдение за предметами и объектами на основе игрового сюжета и др.
Результаты образовательной ситуации педагог будет не только оценивать сам, но и стимулировать взаимную оценку и самооценку деятельности воспитанниками.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Особенности формирования грамматического строя речи у детей
1.1. Понятие и характеристика грамматического строя речи
Грамматический строй речи превращает наборы разрозненных слов в осмысленные и понятные предложения. Это речевое «волшебство» каждый человек обязан освоить в дошкольном возрасте [4, с. 76].
Ребенок даже не подозревает, в какую непростую работу включается его детский мозг. Подражая речи взрослых, он схватывает основы родного языка. Дальнейшая задача дошкольника – овладеть правильными речевыми формами, а задача взрослого – помочь ему в этом.
Поскольку мы имеем дело с научным понятием, проясним его суть. Речь любого языка имеет четкую структуру. Словарный запас – это база, кирпичики. Чтобы слова обрели силу и действие, необходимо использовать их в соответствии с законами родного языка.
Четкие правила, как сочетать слова друг с другом, чтобы образовывались внятные предложения со смыслом, называют грамматическим строем речи.
Некоторые правила использования языка сформированы сотни лет назад, но полноценно действуют и сейчас. Трудно объяснить, чем они обусловлены. Однако эти законы изменения слов и построения фраз регулируют способы образования предложений и обеспечивают людям понимание друг друга [6, с. 112].
Грамматика служит логикой языка и организует речь. Весь грамматический каркас включает три составляющие:
— Морфология.
— Словообразование.
— Синтаксис.