Курсовая теория на тему Образование и развитие государства в Древнем Риме
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Реформы Сервия Туллия и их историческое значение 6
2. Основные черты общественного и государственного строя Римской республики. 10
3. Переход к империи. Принципат 17
4. Государственный строй при доминате. Реформы Диоклетиана и Константина 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Введение:
Возникновение и развитие древнего Рима как государства является частью истории древних обществ. Мы исследуем происхождение, развитие и гибель крупнейшего и самого известного рабовладельческого государства в древнем средиземноморском мире, таким образом, приобщаясь к мировой истории.
История Рима, охватывающая несколько эпох, показывает процесс происхождения, развития и упадка рабовладельческого общества и рабовладельческого государства в наиболее развитых классических формах.
Рим не сразу приобрел всемирно-историческое значение. Его первоначальная история восходит к тому времени, когда многие рабовладельческие государства, особенно на Ближнем Востоке, существовали более тысячелетия. В Греции возникали города-государства, когда фермеры и пастухи, живущие в низовьях Тибра, объединились в примитивные общины и основали небольшое поселение под названием Кота.
И хотя Рим возник намного позже, чем восточные деспотии и греческие города-государства, он использовал их государственный опыт, достижения науки, культуры и техники для своего совершенствования, поднимаясь на новый, более высокий уровень в развитии человечества.
В отличие от греческих полисов, римское государство постепенно превратилось из примитивного, закрытого сообщества в мощную мировую державу, даже по современным меркам, под властью которой находились многочисленные народы Европы, Азии и Африки. Рим создал совершенную структуру государственного механизма, который стал своего рода моделью для последующих поколений и государств, возникших на руинах римского государства. Многие его элементы, термины и названия используются и сегодня.
После завоевания многих наций и племен Рим управлял ими с помощью тщательно продуманной политики «пряди и пряди», основанной на принципе «разделяй и властвуй» – принципа поздних многоэтнических и многонациональных империй.
Христианство, которое возникло в Риме как религия обездоленных в первые века нашей эры, вскоре превратилось в государственную религию, которая сыграла важную роль во всей будущей истории человечества.
История древнего Рима – последнего этапа развития древнего мира – начинается с начала I тысячелетия до н.э. с основания города Рима (754 г. до н.э.) и заканчивается в V в. н. э падением Западной Римской империи (476 г. н.э.).
При развитии древнего Рима как государства следует различать определенные периоды. В VIII-III вв. до н.э. раннее римское рабовладельческое общество только формируется. Но уже в III-II вв. до н.э. на Тибре происходит быстрое развитие небольшой общины в сильнейшую итальянскую, а затем средиземноморскую державу. В III в. н.э. в Риме начался экономический, социальный и политический кризис государства, который в IV-V вв. н.э. сменился периодом устойчивого спада.
Хронологические рамки нашего исследования охватывают царский период древнего Рима(царский период), Римской Республикой (VI в. до н. э. — 27 г. до н.э.) и Римской империи(с 27 г. до н.э. до 476 г. н.э.).
Именно специфика процесса эволюции древнеримской государственности и определяет актуальность избранной темы.
Целью нашей работы является систематизация и обобщение имеющейся информации об условиях возникновения державы и развитии государственности Древнего Рима.
Литературные данные о происхождении Рима являются легендарными и противоречивыми. Это отмечали уже античные авторы. Так, Диосиний Галикарнасский писал: «Существует много различий во мнениях как о времени основания города Рима, так и в отношении личности его основателя» . История возникновения древнеримского государства рассматривается на основе существующих мифов, легенд и преданий, что представляет определенную сложность и субъективность в изложении исторических предположений.
Для достижения основной цели, поставленной при написании работы, нам необходимо решить следующие задачи;
– рассмотреть предпосылки и условия возникновения государства в Древнем Риме;
– проанализировать причины и правовые последствия политической борьбы патрициев и плебеев в Риме;
– исследовать особенности развития Римской империи.
В работе мы использовали сравнительно-исторический метод, методы анализа и обобщения, которые позволили в полной мере исследовать поставленные проблемы.
Основу данной работы составили теоретические исследования истории Древнего Рима отечественных и зарубежных авторов: В.И. Кузищина, А.В. Коптева, М.М. Казакова, М.В. Алферовой, Н.А. Машкина, А.Л. Смышляева, Т. Моммзена, Ф. Коуэла и др.
Работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Древний Рим стал последним этапом в истории всего древнего мира, и поэтому эволюция его общества и его государства четко продемонстрировала как особенности римской государственности и культуры, так и общие черты многих древних обществ.
Социально разделенное общество и государственность развивались на итальянской земле позже, чем в странах Востока и в греческом мире. Самые ранние ростки цивилизации в Италии появились во второй половине VIII в. до н.э. в этрусских городах и первых греческих колониях, при этом родовые отношения между итальянскими племенами еще существовали.
В VI в. до н.э. первичная государственность формируется в Риме, который представляется наиболее развитым центром итальянских племен. С самого начала формирование римской государственности и социальной структуры происходило в условиях сильного влияния на Рим культуры этрусских городов и колоний в Древней Греции, которые определяли сложные многоэтнические и культурные основы зарождающейся римской цивилизации. К середине III в. до н. э. произошло определенное сглаживание неоднородности различных регионов Апеннинского полуострова, преодоление полицентричности культурного процесса и определенного социально-политического союза, который усилился во время постепенного завоевания Римом Италии и создания римско-итальянского союза как нового типа политического союза.
В то же время преобразование союза полисов и общин в новое политическое и социально-экономическое целое в рамках Итальянского государственного союза стало совершенно новым социально-политическим образованием, нежели традиционное гражданское общество. Консолидация и романизация Италии увеличилась в связи с тем, что с середины III в. до н.э. Рим начал завоевывать неитальянские территории. После Пунических войн III в. до н.э. были сформированы первые неитальянские провинциальные административные единицы. В I веке до н. э. подобные провинции охватывали уже все Средиземноморье. Создание провинциальной системы с особым статусом управления завоеванными и оккупированными территориями обозначило Италию в ее политическом и правовом положении как страну, в которой проживали римские граждане или их союзники, часто принадлежащие к одной этнической группе. Ограбление провинций и приток рабской силы и богатства в Италию способствовали созданию и внедрению классического рабства, нового типа товарной экономики. Установление экономических связей между различными регионами привело к объединению отдельных полисно-муниципальных образований вокруг Рима и созданию новых мегаполисных институтов и связей.
Создание новых структур Рима как мегаполиса, гибель или превращение общественных институтов в институты нового типа происходили в жестокой социально-политической борьбе, в затяжных и кровопролитных гражданских войнах, в огне которых сгорел республиканский строй.
Кризис республики был логическим результатом многовекового развития полиса и гражданской общины как основных ячеек древнего мира. Другие экономические, социальные и политические структуры уже формируются в Римской империи. Возникла уникальная мировая держава, которая охватила все Средиземноморье, поддержала его общеизвестное экономическое и культурное единство, романизировала провинции и постепенно превращала их в равноправные части государства, объединением общественных отношений, распространением классического рабства и римского гражданства в провинциях.
Организация имперского управления, которая предполагала довольно развитую цивилизацию и эффективный контроль центрального управления, создали новую ситуацию, которая коренным образом отличалась от мира враждующих между собой суверенных полисов или механического сосуществования автономных полисов и восточных общинных структур в эллинистических монархиях. Это было уже новое имперское общество, новый тип государства. Однако этот новый порядок возник на традиционной полисообщинной основе. Политические институты были значительно перестроены при переходе к имперским отношениям, но мы не можем говорить об их полном разрушении. Преобразованные общественные институты были органично интегрированы в имперскую систему и легли в основу римских общин. В муниципалитете прежние руководящие принципы были переработаны, а недавно основанные города получили муниципальное устройство. Муниципии имели сельскую территорию, прикрепленную к городу, обладали довольно широкой автономией, решали свои дела на собрании граждан, избирали местные органы власти, что означает, что они в значительной степени воспроизводили порядок полиса. Но они больше не были суверенным полисом или автономными образованиями в эллинистических государствах. Римские муниципии были местными административными единицами, которые либо подчинялись губернатору провинции, либо непосредственно императору. В то же время найденное сочетание широкого местного самоуправления с довольно эффективной централизацией власти в императорском дворце и на провинциальном уровне сформировало государственное устройство Римской империи I-II веков довольно стабильным и сбалансированным.
Стабильность имперской системы, эффективное управление со стороны центрального правительства и провинциального аппарата были дополнены реформой военной организации, которая благодаря набору армии из всех свободных слоев населения и относительно высокому положению рядовых легионеров приобрела всеобъемлющий характер и в целом обеспечивала Империи общественный порядок и мир. Эффективно функционирующая экономика, объединяющая все Средиземноморье, определенный порядок в социальных отношениях, стабильное государственное управление и широкая местная автономия создали благоприятные условия для развития римской культуры. В ходе романизации провинций, распространения классического рабства и связанных с ним
социально-политических отношений происходило взаимообагащение культуры собственно римско-итальянской, греческой за счет взаимодействия с кельтской, иберийской, фракийской и другими культурами. На основе римско-греческой культуры формируется более сложная и многокомпонентная средиземноморская цивилизация, которая включает в себя культурные достижения других народов. Культура Римской империи I-II веков основанная на синтезе и обработке культурных достижений тогдашней средиземноморской ойкумены, стала своего рода прототипом позднейшей европейской культуры.
В I-II вв. рабовладельческая античная формация достигла своего наивысшего предела, рабовладельческие отношения раскрылись с максимальной полнотой, а противоположность рабства и его антипод – свобода – достигла наибольшей глубины и определенности .
В рамках средиземноморской цивилизации I — II вв. начала развиваться новая религиозная система, которая превратилась в мировую религию христианства. Христианское учение возникло из отказа от системы ценностей и духовных приоритетов, которые легли в основу древней цивилизации и в то же время представляли ее дальнейшее развитие. Потребительскому отношению к жизни, которое привело к недостатку духовности и моральному тупику, культу богатства и власти, разделению человечества на свободных людей и рабов, приравниваемых к животным, новое вероучение противопоставляло единство человечества, милосердие и доброту по отношению к малым и сирым и сэр, равнодушие к материальному богатству и власти, культивирование нравственной жизни, внутренняя ценность каждого, даже самого маленького человека.
В то же время христианская догма была сформирована на основе многих категорий этики и морали, разработанных в античной философии: учении о высшем духе как создателе космоса, концепция морального долга человека, определение единства человеческого рода, в том числе свободных и рабов. Христианство как мировая религия была лишена узкой националистической структуры, могло появиться, укрепиться и распространиться на просторах мирового государства и только в рамках средиземноморской цивилизации, имея богатый опыт римлян в синтезе и усвоение культурных достижений многих народов Средиземноморья.
До III в. н э. древняя цивилизация, основанная на максимальном развитии рабских отношений и обогащении сокровищ мировой цивилизации выдающимися достижениями, исчерпала свой внутренний потенциал и вступила в фазу распада. Политическая нестабильность, опасность распада Средиземноморской империи была выражением общего кризиса древней цивилизации, ее экономической структуры, которая включала товарное производство и социальную структуру, резкий контраст между миром свободы и миром рабства, политической системой, основанной на дуализме сильной центральной власти и широкой автономии сообщества, культурными ценностями, которые более не отвечали потребностям большинства населения .
К концу III в. н.э. империя и ее правящий класс сумели преодолеть общий кризис и нейтрализовать разрушительные тенденции. Однако социально-экономическая и политическая стабилизация поздней империи была достигнута за счет глубокой трансформации предыдущих отношений, основанных на рабстве, античной форме собственности, античном городе и античной системе ценностей. Период поздней Римской империи наступил во время распада античных гражданских структур и формирования новых протофеодальных отношений, т.е. по существу эпохи социальной революции, в которой одно историческое образование заменило другое. В процессе социальной революции IV-V вв. на место античных господствующих долгое время отношений пришли феодальные отношения зависимости, которые в поздней Римской империи приняли форму привязки различных групп населения к месту проживания и занятиям. Самыми важными социальными классами были уже не классы рабовладельцев, мелких свободных производителей и рабов, а класс протофеодальных земельных магнатов и класс основных производителей с разной степенью зависимости, включая и рабов .
Античные политические институты претерпели значительные изменения во времена поздней Римской империи, сменившись властью абсолютного монарха, римского доминуса, который управлял обширным и тщательно организованным бюрократическим аппаратом и превратил полноценного античного гражданина в беспомощного подданного, главной функцией которого было платить налоги на содержание всемогущего бюрократического аппарата. Государство во времена поздней империи пыталось поглотить и подчинить общество, и между ними постепенно возникали непримиримые противоречия. Характерной чертой социально-политического положения поздней Римской империи было общее недовольство населения, в том числе многих слоев правящего класса, имперской государственностью. История поздней империи – это история об увеличении разрыва между обществом и государством, в ходе которого имперская государственность распалась и распалась без животворных связей с обществом. В этом процессе дезинтеграции общества и государства христианская церковь, которая стала государством в государстве и была связана с обществом тысячами нитей с различными слоями населения, последовательно консолидировала свою организацию.
Ослабление имперской государственности привело к разделению империи, к выделению ее восточной половины в особое государство – восточную империю – Византию, в которой происходило формирование новых феодальных отношений в рамках огромного по территории государства, которое сохранило связь со старыми традициями. Наоборот, в Западной Римской империи постоянно ухудшается имперская государственность, происходит отчуждение общества от государства и укрепляется независимость мощной церковной организации. Западная империя больше не могла противостоять внутреннему распаду и давлению варваров на границах. Варварские дивизии готов, вандалов, свевов, саксов и франков прорывают римские границы и образуют свои королевства на территории Западной Римской империи.
Западная империя разделилась на несколько варварских королевств, в которых начинается сложный синтез устаревших античных порядков и институтов варварских обществ, формирование принципиально новых отношений, которые впоследствии переросли в европейский феодализм.
Фрагмент текста работы:
1. Реформы Сервия Туллия и их историческое значение
Из многих древних государств римское выделяется уже тем, что начало и конец его истории можно не только точно определить до года, но и до дня. Началом истории Рима считается 21 апреля 754/753. до н.э. – это традиционная дата основания города Ромулом и Ремом .
Концом римской истории считается 23 августа 476 года, когда германский полководец на римской службе Одоакр сверг последнего императора Западной Римской империи Ромула Августула, а символы имперской власти – тиару, пурпурный плащ, власть и скипетр – отправил во «Второй Рим», Константинополь.
Конечно, обе даты являются довольно условными. По мнению современных историков, городом и государством Рим становится только в VI в. до н.э. С другой стороны, отстранение от власти последнего императора римского Запада не привело к радикальным изменениям в жизни его бывших подданных, а тем более – жителей Восточной Римской империи (Византии).
Глубокие перемены в жизни и тех, и других относятся к VII веку. н.э., когда поздняя античность постепенно вытесняется совершенно другой формой общества. В связи с этим некоторые антиковеды считают, что традиционную датировку конца древней истории следует отодвинуть на два столетия вперед .
В истории древнего Рима обычно выделяют пять периодов:
Царский период (VIII-VI вв. до н.э.)
Ранняя республика (V — III вв. до н.э.)
Поздняя республика (II — I вв. до н.э.)
Ранняя Империя (принципиат) (I — III века н.э.)
Поздняя Империя (доминат) (IV-V вв. н.э.) .
В VIII — VI вв. до н.э. отдельные деревни, которые находятся на месте будущего Рима, постепенно разрастаются и объединяются в большой союз, в котором масса простых общинников – плебс – противостоит клановой (гентильной) знати – патрициям. Вожди этого союза, известные как цари, управляли с помощью совета старейшин (сената) и народного собрания.
С VI в. до н.э. постепенно формируется государство в Риме. Одним из самых известных римских царей того времени являлся Сервий Туллий (578-534 до н.э.).