Курсовая теория на тему Образ журналиста в русской литературе 19-20вв: эволюция лейтмотивов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ.. 5
1.1. Образ
как литературоведческое понятие. 5
1.2.
Специфика образа в художественных произведениях. 11
ГЛАВА 2.
ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ ОБРАЗА ЖУРНАЛИСТА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХІХ И ХХ ВЕКА.. 18
2.1.
Журналисты и журналистика в русской литературе ХІХ века. 18
2.2. Новое и традиционное в образе журналиста в произведениях русской литературы ХХ века. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 35
Введение:
Среди важных образов,
находящих свое отражение в художественной литературе, важнейшее место занимает образ
журналиста. Журналистика развивалась в мире на протяжении столетий, однако
основной импульс получила в девятнадцатом веке, когда газеты стали основным,
если не единственным источником информации и средством для связи с окружающим
миром. В двадцатом же веке журналисты стали формировать повестку дня,
фактически создавая хронологию событий и расставляя их по значимости. Человечество
издавна характеризовалось особым отношением к понятию двойственности, верой в
то, что у каждого есть точная его копия, поэтому литература, будучи в
определенном роде отражением жизненных картин, не обходит эти проблемы
вниманием.
Работа
актуальна и как опыт описания картины мира представителей русской литературы —
этот опыт вносит определенный вклад в разработку проблем, связанных с описанием
системы образов мировых литератур.
Таким
образом, актуальность работы предопределена недостаточной разработанностью проблематики,
связанной с описанием и анализом образов журналистов, их отражением в
литературно-художественных текстах.
Основная цель настоящего исследования — анализ
реализации образов журналистов в русских романах девятнадцатого и двадцатого
веков, — потребовала решения задач, в
число которых вошли:
1.
Теоретическое рассмотрение понятия «образ»;
2.
Анализ функционирования образов в художественных произведениях;
3.
Анализ образа журналиста в русской литературе девятнадцатого века
4. Выяснение
закономерностей трансформации образа журналиста в русской литературе двадцатого
века.
Объектом исследования является система образов в русской романистике девятнадцатого – двадцатого
веков. Предмет исследования – реализация образа журналиста в русской романистике
девятнадцатого-двадцатого веков.
Методологию
исследования составили филологический, комплексный, сравнительный, описательный
методы научного анализа.
Для достижения основной цели и
решения конкретных задач исследования нами использованы метод систематизации и
обобщения, лингвистический анализ, лексико-семантический метод, контекстуальный
анализ.
Теоретической
базой исследования послужили работы М. М. Бахтина, М. П. Громова,
В. И. Карасика, Ю. С. Степанова, И. А. Стернина.
Теоретическая значимость курсового исследования заключается в
уточнении и систематизации базовых понятий литературоведческой
и лингвистической семантики, когнитивной лингвистики и лингвокультурологии —
понятия мотива, концепта, художественного концепта, концептосферы,
метаконцепта, функционального тезауруса, ключевого слова и т.д.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее положения и результаты
могут быть использованы в разработке общих курсов по теоретическим и
историческим аспектам литературоведения, в спецкурсах по лингвоконцептологии,
лингвопоэтике, истории и теории литературы.
Структура
работы. Курсовая работа состоит из
введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Исследования
XXI в. характеризуются усиленным вниманием к образам. Работы, посвященные
отдельным образам, которые вышли в свет в последнее время, являются
значительным вкладом в развитие гуманитарных наук. Но
социально-коммуникационный аспект представлен не так широко. Концепт
«художественная литература» остается малоизученным. Исследование концепта в
пределах социокоммуникативистики позволяет объяснить специфику человеческого
познания мира с помощью коммуникационных связей между литературой и социумом.
Концепт
— глобальная единица мыслительной деятельности, он является сгустком
структурированного знания. Люди мыслят концептами.
Упорядоченная
совокупность концептов в сознании образует сферу концептов сознания. Концептам в основном присущ
универсализм, их выражение нельзя ограничить только языком, но именно язык
является одним из самых мощных средств проявления концепта, в том числе и
концептосферы в целом.
Примером закономерностей
изображения журналиста в русской литературе девятнадцатого века могут служить
«Воспоминания» известного русского мемуариста и хроникера Е. Н. Опочинина. Для
воспоминаний Е. Н. Опочинина о журналистах характерны такие идейно-эстетические
доминанты, как реалистичность и фактографичность повествования, стремление к
передаче всех аспектов жизни журналистов-современников без прикрас, однако,
вместе с тем, полное отсутствие скатывания в «бульварщину» и погони за
«жареными фактами». Е. Н. Опочинин безукоризненно
корректен, и это не мешает ему создавать абсолютно адекватную и живую картину
литературной жизни России ХІХ века.
Произведения Е. Н. Опочинина об
особенностях журналистской деятельности в девятнадцатом веке содержат целую
галерею образов известных журналистов, бывших коллегами и руководителями автора
– П. П. Вяземского, Г. П. Данилевского. Опочинин, сам будучи журналистом,
преподносит их деятельность с легкой иронией благодарного ученика, с позиции
прожитых лет видящего все просчеты прошлого, но великодушно их прощающий своим
незабываемым учителям.
Примером
осмысления образа журналиста в русской литературе ХХ века обратимся к серии
романов Андрея Константинова, объединенных фигурой главного героя – репортера
криминальной хроники Андрея Серегина-Обнорского. Основная часть упомянутого
цикла вышла в середине 1990-х годов и основана, как указывает сам Константинов,
на реальных событиях, которые имели место как в жизни самого автора, бывшего
основателем и генератором идей первого в постсоветской России агентства
журналистских расследований, так и его знакомых, представленных достаточно
разнородной и противоречивой публикой – сотрудниками правоохранительных органов
и теми, кого этим сотрудникам по долгу службы предписано ловить – представителями
нового русского криминалитета.
Образ
журналиста-инвестигейтора (автора журналистских расследований) Андрея
Серегина-Обнорского является одним из наиболее узнаваемых в русской литературе
конца ХХ века. Не в последнюю очередь это произошло благодаря экранизации
романов Андрея Константинова под названием «Бандитский Петербург», где роль
Обнорского исполнил Александр Домогаров. Однако сам Серегин как персонаж
является достаточно монолитным авторским творением, в основу собственного
поведения полагающим принципы правды и честности, и на их основе строящим
собственную журналистскую карьеру. Следовательно, можно говорить о созданном А.
Константиновым образе журналиста-правдоруба, являющегося неидеальным с точки
зрения морали, однако готовым защищать свои убеждения и не желающим поступаться
ими, если речь идет о чем-то важном.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ 1.1.
Образ как литературоведческое понятие
В
процессе изучения и понимания окружающего мира в сознании человека формируются
концепты и категории, как результат классификационной деятельности. Концепты и
категории это конечные результаты данных
процессов концептуализации и категоризации, которые лежат в основе когнитивных способностей человека.
Некоторые ученые акцентируют внимание на том, что понятие «концепт»
берет свое начало в сфере математики 80-х годов, откуда успешно перешло в
направления лингвистики и литературы. Капустина С.В. же в своей монографии говорит, что история термина «концепт»
представляет собой «связующее звено» между эпохами Средневековья и Миллениума».
В связи с этим литературовед предлагает периодизацию развития концепт-теории.
Первым этапом выделено зарождение понятия. Своим происхождением оно
обязано концептуальному направлению философии, сформированном на трудах
П.Абеляра. Второй этап развития концептологии связан с трудами В.С. Библера,
Н.А. Бердяева. Третий этап охватывает конец ХХ-начало ХХΙ веков, когда концепт
уже исследуется не только в философии, но в широком ряде гуманитарных
дисциплин.
Н.Д. Артюнова определяет концепт как понятие практической
философии, которое есть результатом взаимодействия традиции, фольклора,
идеологии, жизненного опыта, религии, понимания искусства и набора ценностей.
Концепты формируют «своего рода культурный слой, посредничающий между человеком
и миром».
Для А.А. Залевской концепт – это «спонтанно функционирующее в
познавательной и коммуникативной деятельности индивида базовое
перцептивно-когнитивно-аффективное образование динамического характера,
подчиняющееся закономерностям психической жизни человека».
В.И. Карасик определяет концепты как базовые культурные образования
, выражающие объективное содержание слов, участвующие в различных сферах бытия
человека.
Основоположником семантико-когнитивного направления является
Е.С. Кубрякова. По ее мнению концепт – это «единица ментальных или психических
ресурсов нашего сознания и той информационной структуры, которая отражает
знание и опыт человека». Также Е.С. Кубрякова называет концепт содержательной
единицей памяти, отраженной в психике человека.
В современном языкознании остается актуальной проблема соотношения
концепта и лексического значения слов. О соотношении этих понятий впервые
поднял вопрос С.А. Аскольдов. На современном этапе исследований данная проблема
освещена в работах З.Д. Поповой, В.В. Колесова, И.А. Стернина.
Концептуально-культурологическое течение в языкознании в
соответствии с исследованиями ученых-лингвистов
изучает концепт через призму слова: по их мнению за каждым именем – знаком
– словом стоит именно концепт. Следовательно , ученые исследуют художественное
произведение как систему знаков — текст,
который отражает индивидуальное сознание
автора. Вместе с тем концепт художественных произведений стал предметом
исследования и в литературоведении, где это понятие имеет не только особенное
наполнение, но и особую сферу существования. Это положение делает актуальным
исследование, основанное на необходимости определения концепта как категории
литературоведения и, соответственно, пояснение острой необходимости его
подробного использования в литературоведении.
Одним из главных различий концепта и значения является их
внутренний объем, содержание. Значение – семантическая единица , элемент
совокупности, системы значений определенного слова. Значение состоит из
сравнительно небольшого набора
семантических признаков (сем), общеизвестных для данной социальной
группы и связанных с соответствующей звуковой оболочкой (лексемой).
Концепт можно определить как единицу сознания, представленную в высказывании
или тексте и выражающую индивидуальное понимание сущности предметов и явлений.
Также концепт является воплощение и культурных и этнических единиц сознания
определенного социума.
Л.В. Миллер предлагает четыре типа концептов:
· концепты чувств, основанные на
этнокультуре ( тоска, одиночество, вера);
· концепты общественных регламентаций (дом,
историческая личность);
· художественно- эмотивные(жилище);
· стандартизированные интерпретации
(тургеневская девушка, бальзаковский возраст).
В каждой культуре концептуальная картина мира
имеет свои элементы, но при этом всегда среди есть универсальные концепты, как «Время», «Смерть», «Судьба», «Душа»,
«Жизнь».
Во время применения концептологического подхода в литературоведении
можно сделать важные обобщения в больших массивах литературных произведений.
Это дает возможность проследить культурные тенденции. Появляется шанс
проанализировать связь между образованием концептов и процессами культурной эволюции.
В этом свете концепт можно рассматривать как единство художественного мира произведения и национального мира.
Литературоведение имеет возможность с помощью концепта соединить и сопоставить
образную систему произведения и общенациональную жизнь.
Языковая презентация концепта осуществляется на различных уровнях
языка и с помощью целого ряда средств. Это и лексемы, и фразеосочетания;
свободные словосочетания; структурные и позиционные схемы предложений
(синтаксические концепты); тексты и совокупности текстов (при необходимости
обсуждения содержания сложных, абстрактных или индивидуально-авторских
концептов).
Для термина «концепт» характерна значительная
закрепленность в аппарате понятий современной гуманитаристики. Однако каждая из
попыток изучения данной категории приводит к возникновению противоречивых
взглядов относительно ее сущности. Среди исследователей на данный момент нет
единства относительно того, как должен содержательно наполняться и структурно
организоваться концепт, как именно следует изучать данные единицы, а также
каким образом они взаимодействуют с иными единицами, представляющими
гуманитарное знание. Теоретико-интеграционная природа концепта порождает
множество дискуссий о том, как именно должны определяться смысловые границы
концепта, что приводит к тому, что данный феномен определяют как
интердисциплинарный. Для того, чтобы подтвердить, что концепт правомерно
использовать в качестве литературоведческого термина, необходимо определить, на
чем основано изучение исследуемого явления в литературоведении, выделить его
признаки, которые являются основополагающими и конститутивными.
Исторически термин
«концепт» является «связующим звеном», которое объединяет средневековый и
современный этап исторического развития. Концепт обладает столь широкими
временными рамками, что является причиной тому, что их необходимо каким-либо
образом периодизовать.
Возможно в данном
контексте условное выделение трех этапов, которые пережила в своем развитии
теория концепта. Первый из данных этапов во временном плане соотносится с
зарождением данного понятия. Оно, в свою очередь, имеет философское
происхождение. В его формулировании приняли участие представители такого
направления, как концептуалистика. Его основоположником был известный
средневековый мыслитель Пьер Абеляр. Второй этап научной разработки
концептологии связан с трудами таких мыслителей, как Н. А. Бердяев, М. М.
Бахтин и В. С. Библер, благодаря которым в двадцатые годы минувшего столетия
определение концепта обрело новую жизнь. Активизация изучения концептологии
относится к последнему десятилетию двадцатого – первому десятилетию двадцать
первого веков и инспирировано приобретением концептом характеристик узловой
категории не только философских исследований, но и студий, проводимых в рамках
антропологического направления в науке.
Концепт является
полноценной составляющей теоретического арсенала различных областей
гуманитаристики на рубеже двадцатого и двадцать первого столетий, что приводит
к возникновению весьма острых реакций, авторами которых являются отдельные
исследователи, которые ставят под сомнение саму принадлежность концепта к сфере
определенной науки. Так, к примеру, в рассмотрении Жиля Делеза и Феликса
Гваттари концепты являются исключительно результатом мыслетворчества, которое
осуществляют философы, они же концептуальные персонажи. Поэтому данные
мыслители дают как самим созданным концептам, так и иным научным направлениям,
которые пользуются данным понятием, низкую оценку, расценивая их как «убогих
соперников философии». Более того, Делезу и Гваттари принадлежит утверждение о
том, у эпистемологии, лингвистики, психоанализа, а также информатики,
маркетинга, дизайна и рекламы отсутствуют как основания, так и право
посягательства на данную фундаментальную философскую единицу [14, 18]. Тем не менее, в наше время концептом
выдвигаются претензии на обретение статуса явления междисциплинарного
характера, что обусловлено наличием теснейшей связи между всеми областями
гуманитаристики, в том числе и литературоведения и философии.
С. А. Аскольдов, впервые
опубликовав свою статью «Концепт и слово» в 1928 году, положил начало
концептуалистическим исследованиям в гуманитаристике. Именно эта работа
характеризуется содержательность в плане заложенных в ней фундаментальных основ
концепт-теории, развитие которых происходило в исследованиях данного феномена
уже в конце двадцатого – в начале двадцать первого века. С. А. Аскольдов в
своей статье истолковал перспективное как в филологическом плане в целом, так и
в плане литературоведческом, в частности, понятие «художественный концепт»,
который рассматривался им в качестве «индивидуальной мыслетворческой единицы,
которая заключала в себе «неопределенность возможностей». Исследователь
подчеркнул, что, несмотря на то, что большинство его коллег расценивают концепт
как нечто такое, что не подразумевает к себе прибавления чувств, желаний,
чего-либо иррационального в целом, для художественного концепта характерной
является комплексность объединения и того, и другого, т.е. в пределах этого
понятия сочетаются представления, чувства, эмоции, иногда даже волевые
проявления [3, 274].
С. А. Аскольдов предложил
противопоставлять познавательные концепты художественным, руководствуясь
принципом преобладания в каждом из них рацио / иррацио. В дальнейшем данная мысль
была развернута Д. С. Лихачевым в его работах, в которых он произвел дополнение
изысканий своего предшественника с помощью нескольких положений, являющихся
принципиально важными.
Так, во-первых,
аналогично терминам «ноосфера», который предложил для использования в научном
обиходе В. И. Вернадский, а также «биосфера», автором которого выступил Э.
Зюсс, Д. С. Лихачеву принадлежит заслуга определения совокупности концептов,
являющихся потенциями, которые открываются как в словарном запасе отдельного человека,
так и во всем языке в целом, как концептосферы [23, 6]. Впрочем, несмотря на
то, что исследователем внимание было акцентировано на срезе данного явления,
являющегося глобальным, а именно концептуальной совокупности, являющихся неким
концентратом национальной культуры, — суждения Д. С. Лихачева имели
существенную продуктивность относительно того, чтобы в дальнейшем уточнить
понятие «концептосфера», в ходе формирования которого исходное значение
последней как национальной, этнически узуальной, противопоставлялось более
узкому значению как структуры индивидуально-авторской, уникальной,
окказиональной.
Также следует
подчеркнуть, что Д. С. Лихачевым было произведено выявление и характеристика
источников, которые способствовали развитию. национальной концептосферы,
подчеркивая, что ключевыми ее создателями и творцами являются писатели
(особенно авторы стихотворных произведений), носители фольклора, представители
отдельных профессий и сословий (особенно крестьяне). Таким образом, разработки
исследователя Д. С. Лихачева существенно повлияли на то, что в дальнейшем были
выявлены духовные приоритеты, присущие конкретному народу, основополагающим
элементам его коллективного сознания, которые реализуются в материале фондов
национальной литературы, которые непрерывно пополняются.