Курсовая теория на тему «Образ «семьи» в исторических источниках и русской литературе XIX в.»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Понятие семьи и особенности образа «семьи» в исторических источниках XIX в. 7
1.1 Становление и эволюция образа семьи 7
1.2 Особенности образа «семьи» в исторических источниках XIX в. 10
2. Особенности образа «семьи» в русской литературе XIX в. 16
2.1 Своеобразие русской классической литературы XIX века 16
2.2 Особенности образа «семьи» в русской литературе XIX в. 19
Заключение 28
Список источников и литературы 30
Введение:
Семья, несмотря на процессы трансформации и регионализации общества, а также самые пессимистичные прогнозы по поводу своего существования, до сих пор остается одним из самых стабильных социальных институтов наравне с государством, экономикой, религией, образованием, здравоохранением, наукой, культурой. Стабильность функционирования любого социального института, равно как и стабильность всякого рода кризисов, аномалий, конфликтов и трансформаций в нем, гарантирует в свою очередь стабильность высокого научного интереса социологического сообщества.
Одним из самых древних социальных институтов, является семья. Данный социальный институт возник раньше, чем возникла религия, государство, армия, образование, рынок и пр. Семья – незаменимый и, пожалуй, единственный производитель самого человека и продолжение рода. По признанию ученых семья – одна из высочайших ценностей, созданных человеческим обществом за всю историю своей жизни. Ни одна культурная общность, ни один этнос не обходились без семьи. В ее благоприятном развитии, сбережении, укреплении заинтересовано государство, в крепкой, здоровой семье нуждается любой человек, несмотря на возраст.
Традиционно на Руси семья была большой ценностью для человека, где семейные узы были очень крепки для каждого ее члена. И как только это начинается нарушаться, семья, как целостная ячейка общества, обесценивается. В современном мире ситуация поменялась кардинально: раньше образование семьи означало заключение брака (брачный союз – это контролируемая обществом форма отношений между представителями сильного и слабого пола, характеризующая их права и обязанности по отношению друг к другу и к их детям).
На современном этапе развития общества семья является важнейшей ценностью государства, которое заинтересованно в поддержании стабильной демографической составляющей и в сохранении своего народонаселения. На протяжении всей истории человечества роль брака и семьи занимали ведущее место в жизни всего общества и каждого отдельно взятого индивида. Являясь одновременно носителем культурных и духовных ценностей, она являлась источником возникновения основных образцов поведения и нравственных идеалов в обществе. Именно семья, начиная с самого раннего возраста закладывает фундаментальные качества человека, формирует некие идеалы и ценности, моральные нормы, «преподает» уроки нравственности, обеспечивая посредством этого полноценное формирование личности. Так как семья на протяжении всех исторических эпох оказывает значительное влияние на социальную структуру общества, воспроизводство населения и социализацию новых поколений, изучение причин и тенденций ее трансформации является актуальным.
Объект исследования: образ «семьи».
Предмет исследования: образ «семьи» в исторических источниках и русской литературе XIX в.
Степень изученности темы (историография): в работе были использованы труды таких исследователей, как С.Н. Жданова, в работе дается целостное представление о социологии семьи как самостоятельной отрасли социологии, предмете и взаимосвязи с другими гуманитарными дисциплинами, о современных социологических концепциях семьи, о структуре и функциях семьи, основных типах семейного поведения, о социологическом анализе семьи как эволюционирующей исторической формы воспроизводства населения и социализации новых поколений; А.Б. Криницын, в его книгу вошли стихотворения русских поэтов второй половины XIX века. Во вступительной статье показаны основные этапы развития поэзии этого периода; П.А. Лебедев, в издании впервые предпринята попытка систематизировать педагогическое наследие русской прогрессивной мысли, в хронологическом порядке публикуются подлинные тексты просветителей, педагогов, историков, философов по вопросам образования и воспитания; И.Г. Минералова, в книге излагается концепция поэтики символизма, кроме понятия символа базирующаяся па разработанных теоретиками русского символизма понятиях художественного синтеза, символистской стилизации, символистской соборности, идеи зиждительной формы. Подробно рассматривается учение символизма об образной магии и художественной мистерии; Л.В. Уманцева, в монографии актуализируется проблема духовно-нравственных ценностей воспитания в русской семье. Выстраивается система традиционных ценностей воспитания в общерусской и национально-региональной семье в разные эпохи становления Российской империи. Раскрываются опыт и условия преодоления трудностей и противоречий семейного воспитания во второй половине XIX – начале XX в.; Е.И. Холостова, в монографии раскрываются теоретико-методологические основы развития семьи в современном обществе, основные направления государственной политики в отношении семьи, а также рассмотрены роль семьи в воспитании детей, проблемы детско-родительских отношений, типы семейного воспитания и т. д.; и др., изучавшие русскую литературу серебряного века и образ семьи в литературе и источниках данного периода, о русском воспитании в семье.
Цель исследования: рассмотреть образ «семьи» в исторических источниках и русской литературе с 1820-х гг. до конца XIX в.
Задачи исследования:
– рассмотреть становление и эволюцию образа семьи;
– охарактеризовать особенности образа «семьи» в исторических источниках XIX в.;
– рассмотреть своеобразие русской классической литературы XIX века;
– охарактеризовать особенности образа «семьи» в русской литературе XIX в.
Территориальные рамки работы: Российская империя (в границах с 1820-х гг. до конца XIX в.)
Хронологические рамки работы: с 1820-х гг. до конца XIX в.
Характеристика используемых источников. Были использованы научные труды ученых-современников XIX века – В.Б. Безгин, изучавший крестьянскую повседневность, В.О. Ключевский, написавшего труд по истории сословий в России, В. Широков, изучавшего семью и быт русских уральцев; творчество писателей, исследовавших семью того периода, таких как Н.А. Бердяев, А.И. Куприн, В. Острогорский, А.С. Пушкин, В.В. Розанов, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский.
Методами исследования стали принципы отечественного сравнительно-исторического литературоведения, также были использованы типологический, социокультурный методы, а также метод целостного анализа художественного произведения.
Заключение:
После Отечественной войны 1812 года происходит пробуждение самосознания русского общества, повлекшее за собой становление самосознания пробудившейся личности. Пробудившаяся личность была уже способна создавать новые нравственные ценности: в том числе ценность свободы, значимость которой еще осознанно определить для себя не могла, но уже стихийно хранила эту свободу от всякого рода вмешательства, в том числе и от семейного. Индивидууму противостояло психологическое сопротивление, определяющееся устойчивостью традиционного жизненного уклада. Этот конфликт пробудившейся личности и устоявшегося семейного уклада отобразили в своих произведениях многие писатели. Одним из таких показательных примеров является роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Во второй половине ΧΙΧ века в России назревала деградация семьи, поэтому многие отечественные мыслители пытались анализировать такие важнейшие категории, как любовь и семья. Русские писатели в своих произведениях тоже часто обращались к семейной теме, так как семья определяла степень важности человека в обществе.
В условиях новых веяний в России 60-х годов ХIХ века, при которых особенно злободневно обсуждалась идея раскрепощении женщины, создалось множество искусственных проблем для семьи. Женщины в поисках счастья оставляли своих детей, семью и стремились стать «новыми людьми», чтобы «приблизить светлое будущее».
Закономерным следствием социокультурного процесса эпохи явилось обращение к «мысли семейной» писателей. Русская литература, оставаясь верной своим традициям, сегодня, как и во все времена, клеймит пошлость, безнравственность, преступление против совести и стремится внести свой вклад в сохранение первичной ячейки государства – семьи, а значит, и Российской государственности в целом.
Исходя из нашего исследования можно сделать следующие выводы:
1. Национальная концепция семейного устройства императорской России основывалась на патриархальных принципах соборности, работы на благо семьи, подчиненности детей и женщин главе семьи – мужчине, которым следовали неукоснительно. Эта традиция сохранялась до середины XIX в. практически во всех сословиях.
2. На рубеже XIX и XX вв. в семейном устройстве практически всех сословий царской России наблюдается тенденция постепенного освобождения членов семьи из-под ее власти, проявившаяся в либерализации детско-родительских и супружеских отношений. Этот процесс был связан с постепенной утратой «соборного» семейного сознания, которая привела к преобладанию индивидуальных ценностей личности над семейными и групповыми.
3. Исторические свидетельства о сходных процессах трансформации семейного устройства различных сословий позволяют считать, что в изучаемый период происходило «размывание» сословных границ и постепенное сближение разных слоев населения. Исходя из данного факта, мы также можем заключить, что сословное деление общества не являлось ни скрепляющим материалом для государства, ни явным тормозом в развитии страны, хотя в какой-то мере именно сословное деление рождало социальный протест «низов» против «верхов». Увеличение роли личного начала в русском обществе рубежа веков свидетельствует как раз об обратном: сословное разделение перестало играть в стране существенную роль.
4. Уменьшение значимости семейных и религиозных начал русской жизни, сопровождающееся социально-экономическими преобразованиями в стране, в целом характеризовало российское общество рубежа XIX и XX вв. как общество «переходного» типа, с изменяющейся системой ценностных ориентаций. Веками складывающаяся иерархия ценностей: Бог – семья – общественное служение – личные интересы – теряла свой приоритет у молодого поколения русских людей. Именно это обстоятельство, на наш взгляд, и привело страну к кризисам 1905 и 1917 гг., последнего из которых императорская России не пережила
Фрагмент текста работы:
1. Понятие семьи и особенности образа «семьи» в исторических источниках XIX в.
1.1 Становление и эволюция образа семьи
Институт семьи прошел длительный исторический путь развития от простейшего уровня (когда решалась задача воспроизводства человека как биологического вида) до присущих современности многообразных форм брачно-семейных отношений. Каждому историческому этапу в обществе, как правило, соответствовал определенный образ представлений о семье и семейных ценностях, многие из которых с течением времени трансформировались в зависимости от изменений характера социальных отношений внутри общества и присущих ему моральных норм, а также значимых природных, экономических и культурно-религиозных факторов.
Эволюция образа семьи в общественном сознании, если находиться в русле европоцентризма, безусловно, связана с христианским мировоззрением, когда в обществе культивировалось религиозное понимание брачно-семейных отношений. Во многом благодаря христианизации Европы, в ней утвердились традиционные семейные ценности: нравственная чистота в отношениях между мужчиной и женщиной, стремление к рождению и воспитанию детей, материнство, любовь родителей к детям и детей к родителям, взаимная помощь в семье и др.
Определенные изменения во взглядах общества на семью происходят в Новое время. Перемены в социально-экономическом укладе жизни европейских государств этого периода привели к трансформациям в общественных идеалах и взглядах; отличительными качествами человека Нового времени становятся активность, самостоятельность, уверенность в своих силах и возможностях, индивидуализм. Эти тенденции отразились и на представлениях о семье: в обществе возникли идеи о том, что семейная жизнь лишает человека свободы действия, возможности достижения поставленных деловых целей, способности принести наилучшую пользу обществу и пр.
На протяжении всего ХХ столетия происходили заметные сдвиги в представлениях общества о семейных отношениях и ценностях, что закономерно связано с масштабными историческими катаклизмами, совершавшимися в минувшее столетие. Образ семьи претерпел значительные изменения, современные изменения семьи, ее форм, роли и функций во многом носят исторический характер по отношению к общественному сознанию. Особая трансформация представлений о брачно-семейных отношениях произошла в обществе в XX столетии, когда традиционный тип семьи постепенно стал заменяться модернизированным типом, а наряду с моногамной моделью семейного союза распространились разнообразные альтернативные формы брачно-семейного поведения.
Семья понимается как сообщество, основанное на супружеском союзе и родственных связях, ведущее общее хозяйство на основе единого бюджета. Социальная значимость семьи со стороны социума видится в воспроизводстве данной культуры посредством воспитания нового поколения, его первичной социализации и инкультурации. На этом основании семья рассматривается социологами как базовая структурная единица общества, обеспечивающая физическое и культурологическое его воспроизводство без срыва преемственности поколений .
Деятельность семьи является конечным результатом взаимодействия составляющих ее отдельных субъектов и, в соответствии с известным фактом системности, отличается от простого сложения их персональных качеств некоторыми новейшими синергетическими параметрами. Если семья представляет собой совокупный субъект, то определенные цели и действия ее в таком случае объединены устойчивыми связями, что выражается уже как коллективное сознание .
Взаимоотношения в семье зависят от обычаев общения, финансового состояния общества, зависимости семьи от него, участия супругов в ведении быта, в общественном производстве, от разновидности семьи: с детьми, без детей, главенства решения вопросов, от качеств, характера. Социализация в семье находится в зависимости от состава семьи. На сегодняшний день наблюдается отсутствие больших семей, в которых живут не только бабушки и дедушки, но и другие родственники. Социализация личности в семье непосредственно зависит от внутренних отношений семьи, авторитета и власти родителей.
В обществе семья рассматривается как форма объединения людей, которая основана на совместной деятельности, взаимопомощи и взаимной ответственности. Ориентирующая установка семьи включает в себя совместное взаимодействие людей, а ее общественная суть выступает, как совокупность межсубъектных отношений, которые складываются на основе совместной работы.
Во все времена между людьми формировалась такая ячейка общества, как семья. Истоки семьи берут свое начало еще с древнейших времен, где особое внимание уделялось семейным проблемам, уставам, традициям, обычаям разных народов. Семья может одновременно обладать двумя чертами:
1) Семья как социальная группа – это малая социальная группа, основанная на браке, родстве, объединенная общностью быта и взаимоответственностью;
2) Семья как социальный институт – направлена на удовлетворение ряда важнейших потребностей человека.
Семья в современном обществе сохранила все функции прежних форм семьи, но при этом изменились как место, так и субординация и значимость функций. Основной функцией современной семьи некоторые исследователи все еще считают репродуктивную функцию. Данный подход считается традиционным, так как в нем находит свое отражение жизненный уклад множества предыдущих поколений, которые были до нас и останутся после. Ведь в этом также заложен естественный природный механизм, человеческий мозг «запрограммирован» на воспроизведение потомства. На сегодняшний день производственная функция семьи по-прежнему сильна, хотя уже и не в такой степени, как в традиционном обществе.