История русской литературы 11-19 веков Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Образ семьи и типология семейных отношений в цикле рассказов С. В. Максимова «Лесная глушь»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические особенности формирования семейных отношений: социальный и психологический аспекты 6
1.1. Преимущества и недостатки семейного воспитания 6
1.2. Семья и семейные отношения как элемент формирования нравственности 13
Глава 2. Художественная литература как элемент интерпретации образа семьи и типологии семейных отношений 19
2.1. Народная культура как компонент произведений С.В. Максимова 19
2.2. Типология семейных отношений в цикле рассказов С.В. Максимова «Лесная глушь» 21
Заключение 27
Список использованных источников 29

  

Введение:

 

Актуальность. Семья – это особый мир, своеобразно связан со всеми проблемами общества.
Семье принадлежит приоритетное место в процессе формирования и развития личности с момента ее рождения. Она является первым воспитателем ребенка и средой, где передается духовное богатство, культурные традиции, формируются нравственные ценности.
От того, как родители относятся к своему ребенку, чему учат и как воспитывают, зависит, гармонично будет происходить развитие личности, или эффективным будет общественное воспитание.
Каждый отец, каждая мать и умом, и сердцем должны чувствовать, что в семье, нет, и не может быть, важнее долга перед народом, чем вырастить и воспитать своих детей.
Способность семьи успешно осуществлять социализацию детей, сохранять свой воспитательный потенциал в значительной степени обусловлена эффективностью государственной политики в области семьи. Эффективность процесса социализации детей в современной российской семье напрямую зависит от способности их родителей адаптироваться к новой социально-экономической реальности, возникшей в результате осуществляемых в стране реформ. Общественные условия, среда недостаточны, чтобы сформировать человека. Здесь вступает в силу особый, социальный фактор формирования личности человека – воспитание. Воспитанием учитывается вся совокупность факторов, действующих на человека, и создаются условия для их реализации. Семья – это своеобразная экономическая ниша, которая характеризует сложную систему взаимосвязанных процессов.
Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. Для общества знания истории и функционирования этих социальных институтов, а также умение направлять их развитие имеет первостепенное значение уже потому, что от их состояния в значительной степени зависит воспроизводство населения, создание и передача духовных ценностей.
Первая четверть ХХ века стала периодом глубинных изменений в жизни русской семьи. Этому существенно помогли модернизационные процессы, в частности технологизация производства, урбанизация, рост образованности. В эти годы произошла трансформация как структуры, так и социальных функций семьи.
Произошли заметные сдвиги в повседневной жизни и жизненных стратегиях крестьянских семей.
Исследование тенденций развития брака и семьи дают ключ к более глубокому понимание многих проблем современности. Поэтому важно проанализировать изменения, происходивших в семье под влиянием модернизационных процессов конца XIX — первой четверти ХХ века, как одного из исторических этапов развития русской семьи.
С другой стороны, в современной исторической науке получило развитие так называемый антропологический поворот, ориентирует исследователей на тщательное изучение поведения «живого человека», и соответственно – на активную разработку таких сюжетов, как личная жизнь, круг знакомств, настроения, здоровья и болезни, досуг, религиозные чувства, детство и воспитание и тому подобное. Семья же является той структурой, по которой доступ к указанным сюжетов является естественным и непосредственным.
Цель исследования – проанализировать образ семьи и типологию семейных отношений в цикле рассказов С. В. Максимова «Лесная глушь».
Объект исследования – теоретические особенности формирования семейных отношений: социальный и психологический аспекты.
Предмет исследования – художественная литература как элемент интерпретации образа семьи и типологии семейных отношений.
В процессе работы над проблемой планируется решение следующих исследовательских задач:
— изучить и писать преимущества и недостатки семейного воспитания;
— рассмотреть особенности семьи и семейных отношений как элемент формирования нравственности;
— проанализировать основные аспекты народной культуры как компонента произведений С.В. Максимова;
— охарактеризовать типологию семейных отношений в цикле рассказов С.В. Максимова «Лесная глушь».
Степень изученности проблемы. Отдельные аспекты изучения творческого наследия С.В.Максимова стали предметом научного исследования в работах А.В. Сафронова, А.Л. Фокеева, И.С. Граховой. Авторы сосредоточили свое внимание преимущественно на своеобразии поэтики прозы писателя, не касаясь определённых проблем. Особенностям воспитания детей в семье из произведений С.В. Максимова посвящены работы О.И. Даниловой, прозе С.В. Максимова посвятила свою работу М.И. Щербакова.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Жизни общества, как и жизнь человека, характеризуется постоянным движением и изменениями. В разные эпохи, в своеобразных культурных системах люди по-своему понимают мир, понимают его сущность, организуют деятельность, определяют и налаживают отношения между собой и окружающим миром.
Корни любого человека – в детстве. Из детства каждый человек выносит все свои достоинства и недостатки. Детство, так или иначе, накладывает отпечаток на дальнейшую судьбу, в нем закладываются нравственные основы личности, от которых зависит будущее общества, страны.
С. В. Максимов в рассказах и очерках о народной культуре уделяет особое внимание изображению мира детства. В его произведениях образ детства не является центральным, он находится в неразрывной связи с темами семьи, дома.
Для писателя важно изобразить жизнь русского человека от рождения до смерти, раскрыть нравственность и морально-этические истоки национального характера. С.В. Максимов пытается понять и объяснить динамику становления личности с детских лет, а также перспективу ее дальнейшего духовного развития под влиянием воспитания.
Семья является главным институтом воспитания. Всё, что человек приобретает в процессе семейного воспитания, он сохраняет и нас в течение всей последующей жизни. Важность семьи в том, что в ней человек проводит большую часть своей жизни.
Именно в семье закладываются основы личности. Она начинает формироваться у ребёнка с первых дней жизни в процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками.
Семья – социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении и самоутверждении каждого её члена. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.
Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности.
Семья способствует появлению у личности образа своего «Я». В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ: СОЦИАЛЬНЫЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

1.1. Преимущества и недостатки семейного воспитания

Рано или поздно мы понимаем, что ребенок потенциально способен к ответственным поступкам, у него есть права, интересы, убеждения и основанное на этом право выбора.
От чего зависит результат воспитания сына или дочери? Почему часто родители не понимают, откуда появляются проблемы взаимоотношений «отцов и детей». Ведь спрашивая: «У кого ты только такой уродился?», мы спрашиваем себя, потому что с малыша получается именно то, что закладывают в него родители генетически и во время его роста и развития. Прямо и косвенно мы влияем на формирование характера ребенка собственным примером, личностью, манерой общения, запретами, требованиями, мерой свободы и ответственности, которую даем ребенку.
Многие родители расстраиваются, когда теряют контроль над поведением своих детей. Как показывает практика семейных отношений, некоторые устойчивые стереотипы воспитания и подходы в отношениях с детьми – неприемлемы.
Источником благополучия ребенка в семье, условием его правильного воспитания является родительская любовь. Живя в семье, ребенок должен быть уверен, что его кто-то очень любит и он тоже кого-то любит безгранично. При этом ребенок активно познает мир, уверенно определяет свой путь в жизни, выбирает друзей.
Настоящая родительская любовь учит ребенка культуры чувств, пониманию добра. В дальнейшем она помогает ему решать сложные жизненные проблемы. Э.Фрей описал материнскую и отцовскую любовь. Материнская любовь, по своей природе, является безусловной, родительская – более обусловлена. Мать любит ребенка просто потому, что он есть, и есть именно ее ребенком. Отец любит за то, что соответствует его ожиданиям.
Функцией матери он считает поддержку безопасности, отца – решение жизненных проблем .
Говорят: мать учит ребенка жить в доме, отец помогает выйти в свет.
Любовь к детям – огромная преобразующая сила. Но она может быть и главной причиной неудачного воспитания детей, когда к ним не относятся разумные требования. Такую любовь в народе называют «слепой».
К сожалению, в современных семьях это повторяющееся явление. Некоторые родители видят любовь к детям в том, чтобы отдать им лучше, создать для них любой ценой лучшие условия. Такие родители с гипертрофированным чувством долга, по отношению к детям, своим трудом обеспечивают удовлетворение всех потребностей ребенка, отстраняют его от любых забот, усилий и трудностей, принимая это бремя на себя. Дети же, в свою очередь, страдают от отсутствия самостоятельности, инициативы и ответственности. Их лозунг: «Нам разрешено все!». Многие проблемы ждут их, ведь они очень любят руководить, в общении с друзьями ведут себя иногда истерически и грубо. Родительский же лозунг воспитания такого типа современной семьи: «Ребенок всегда права!» Мысль их ребенка, его «правда» для них важнее мнения любого взрослого .
В наше время, к сожалению, нередки случаи, когда родители есть, а вот любви нет. Это вовсе не означает, что в этих семьях дети заброшены. Они могут иметь все, что нужно для нормального физического и умственного развития, но не чувствовать внимания, тепла, доверия родителей. По мнению психологов, независимо от возраста ребенок нуждается в ласке и любви. Иногда родители сетуют на то, что подросток, например, не подпускает к себе, шарахается родительских объятий. В этом случае причина – не только в ребенке: это может быть связано с тем, что в дошкольном или младшем школьном возрасте проявления родительской любви ребенок чувствовал довольно редко, и, как следствие, потребность в родительском внимании не сформировалась.
Любовь, тепло и ласка в детском возрасте вполне вернется в старости заботой и вниманием, терпением и терпимостью детей, которые уже сами станут взрослыми.
Говоря о тоне семейной жизни, нельзя забывать о чутком отношеним к старейшим членам семьи – бабушкам и дедушкам. Нередко в семьях с легкой руки некоторых молодых родителей укореняется пренебрежительное отношение к мнению, советам дедушек и бабушек. Нередко слышишь от родителей: «Вы не знаете, какой у нашей бабушки тяжелый характер, она нам только мешает воспитывать детей». В таких случаях, наверное, надо и к себе быть критическим. Может и вам теперь не хватает выдержки, ведь было время, когда бабушка была необходима и тогда не мешала. Некоторые родители полностью перекладывают на дедушку и бабушку воспитания своих детей. Может быть, следует критически отнестись к своим выводам о бабушкином труде, его вкладе в тепло и покой домашнего очага. Если с детства ребенок будет чувствовать, с каким уважением, отзывчивостью его родители относятся к своим родителям, это обязательно скажется и на их отношении к своим родителям в зрелые годы.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы