Древнерусская литература Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Образ русской женщины в древнерусских произведениях о монголо-татарском нашествии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ОБРАЗ РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ В ДРЕВНЕРУССКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ О МОНГОЛО-ТАТАРСКОМ НАШЕСТВИИ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНИМАНИЕ ЖЕНСКОГО ОБРАЗА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ XII-XIV вв.
1.1.Образ женщины в русском фольклоре XII-XIV вв. 5
1.2. Мудрые княгини и боярыни в литературе XII-XIV вв. 9
ГЛАВА 2. БЫЛИННЫЕ ОБРАЗЫ РУССКИХ ЖЕНЩИН
2.1.Былинный образ Василисы Микулишны 14
2.2. Образ Авдотьи Рязаночки 18
2.3. Образ Апраксии Королевичны в древнерусских былинах 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

  

Введение:

 

В русской литературе тема женской доли, внутренней силы духа женщины, ее способности к творениям и, наоборот, разрушениям остается объективным для поэзии и прозы. Именно состояние женщины наиболее полно определяет характер социального общества в определенный исторический период.
Действующие лица женского пола в древнерусской литературе являются отражением определенных архетипов. Выразительную роль в ментальности русского человека играет архетип матери. Культ женского начала в древнерусских произведениях достаточно определенно отражает животворность глубинной традиции уважения к женщине, как носителю духовной культуры и порядка. Достаточно яркими и глубокими являются литературные образы благочестивой жены Князя Федора Юрьевича Евпраксии, чуткой, доброй дочери былинного богатыря Микулы Селяниновича, жены Ставра Годиновича Василисы Микулишны.
Несмотря на то, что многие исследователи летописей периода монголо-татарского ига обращались к историческим образам прошлого, в основном это были исследования исторических событий с раскрытием мужского образа. Образ русской женщины в исследованиях творчества древнерусских летописцев остается практически безымянным. Таким образом, актуальным является раскрытие женского образа в период монголо-татарского ига.
Исходя из актуальности выше сказанного, нами была выбрана тема исследования «Образ русской женщины в древнерусских произведениях о монголо-татарском нашествии».
Цель исследования: на основе анализа древнерусских произведений о монголо-татарском нашествии раскрыть и обобщить образ русской женщины.
Задачи исследования:
— проанализировать образ русской женщины в фольклорных произведениях;
— раскрыть и охарактеризовать образы русских княгинь и боярынь;
— исследовать и обобщить образ русской женщины в былинных произведениях.
Объект исследования: русская женщина в произведениях о монголо-татарском нашествии.
Предмет исследования: древнерусские произведения о монголо-татарском нашествии.
Методы исследования:
анализ исторических летописей периода XII-XIV вв.
изучение и обобщение теоретических исследований ученых современности и прошлых столетий в области древнерусской литературы;
эмпирическое исследование народного эпоса периода монголо-татарского нашествия;
обобщение информационных материалов исследования.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Общий объем курсовой работы расположен на 29 стр.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, в древнерусской литературе прослеживается многоплановость жанровых произведений, в которых описывается образ русской женщины в период монголо-татарского ига. Это и народные песни, и народные сказания, былины и т.д. В этих произведениях рассказывается о женской доле в XII-XIV вв., об участии женщин в исторических событиях, о жизненном творчестве русских княгинь. Как показало исследование, главным достоинством русских женщин было почитание мужа, патриотизм, образованность и уважительное отношение к родным и близким.
Несмотря на то, что до наших времен дошло мало летописных источников, в которых описывается доля русской женщины в период монголо-татарского ига, в русской литературе существуют произведения о женах князей и воевод: «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слове о полку Игореве», былины «Про прекрасную Василису Микулишну». О простых русских женщинах рассказывали исследователи исторических летописей: «Дивчина», «Молодиця», «Мать» «Сестра», «Знахурка» Н. И. Костомаров, «Женоча неволя в русских песнях народных» И. Я. Франко, народные песни, былины, преданье «Авдотья Рязаночка» и т.д.
Всех этих героинь русского эпоса объединяется одно – любовь к Родине, к мужу, к детям, понимание общенационального достоинства и необходимости бороться с врагом Руси – монголо-татарами, понимание справедливости, чести и достоинства русского человека. Одна цель, которая объединяет эти образы – борьба за то, чтобы возвращались воины с победой, чтобы не погибал русский народ от рук захватчиков, чтобы не удерживали людей в плену.
Одним из ярких образов древней русской литературы является княгиня Ярославна. Ее светлый образ матери-берегини окутан ореолом святости, ведической силы. В поэме «Слово о полку Игореве» Ярославна предстает перед читателем человеком Космоса, тесно связанным с природой.
Мудрая и образованная Мария Шварновна Всеволжья передает свои знания сыну, записывает события тех годов в летописные книги, чтобы будущие поколения не только знали об исторических событиях, но и учились не повторять ошибок пошлых лет, быть патриотами своей Родины, не допускать захватчиков на родную землю.
Образ гордой и верной жены, матери мы видим в образе княгини Евпраксии, которая отвергая долю рабыни, решается на отчаянный поступок и вместе с маленьким сыном бросается с высокого храма на землю, где и погибают оба, но не достаются рабами Батыю, не оскверняют свое достоинство и честь быть русскими.
Не менее значимы для раскрытия образа русской женщины XII-XIV вв. являются былины, в которых русские красавицы показывают нам свою удаль, грамотность, смелость, хитрость и ловкость, верность своим мужьям. Это яркий и неповторимый образ мужественной, находчивой, верной красавицы Василисы Микулишны, смелой и неутомимой в отстаивании жизни русских людей в плену Авдотьи Рязаночки. И пусть даже их имена не упоминаются в летописях, это собирательные образы русских женщин.
Тем не менее, кроме положительных образов, в былинах существует и прямо противоположный – образ Апраксии Королевичны, которая не обладала достоинством русских женщин – верность мужу и почитание законов Божьих. Совсем наоборот, будучи красавицей-женой князя Владимира, Апраксия Королевична не упускала возможности прелюбодействовать. Видимо, данный образ был создан для того, чтобы подрастающее поколение понимало, что нарушение Законов Божьих ведет к неминуемой расплате как телесной, так и духовной.
Тем не менее, как бы там ни было, но во время татаро-монгольского нашествия на Русь вполне можно было встретить русских женщин невиданной силы духа, способных на совершение самых разных подвигов. Благодаря таким женщинам, русские воины и смогли снискать славу в мире, а сами русские воспринимаются, как заслуживающий уважения народ.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПОНИМАНИЕ ЖЕНСКОГО ОБРАЗА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ XII-XIV вв.
1.1.Образ женщины в русском фольклоре XII-XIV вв.
В разные времена ученые обращали внимание на неповторимые особенности женских образов в русской литературе. Так, уже Н. И. Костомаров в сочинении «Об историческом значении русской народной поэзии» обратил внимание на различные типы русской женщины, представленные в народных поэтических произведениях . По его мнению, «Дивчина», «Молодиця», «Мать» «Сестра», «Знахурка» – это отображение женского малороссийского сердца, которое представлено в разных жизненных обстоятельствах и в разными характерными чертами. В первом случае дивчина характеризуется неопознанностью полноты взрослой жизни, ее жизнь проходит «в играх, обрядах и особенном цикле поэзии: обрядных песнях», которые сопровождаются невинными занятиями молодости . Здесь открывается жизнь, полная гармонии и внутренней силы связи с природой. Многие девичьи игры – подражание явлениям природы, аллегорически-описательная форма жизненных событий, беспечность и наслаждение жизнью, «время девичества коротко: надо же его провести так, чтобы чем помянуть в старости» – такова была философия малороссиянки тех времен .
Иные взгляды на жизнь появляются у молодицы. Уже в свадебных песнях звучит либо сожаление о супружеской жизни и о прошедших «радостях юности» или же выражение любви к жениху. А затем наступают дни, когда «Плаче наша ластивочка» не потому, что живется плохо, а потому, что разоритель Руси «Бахмет турецкий»
Напустил все реки, озера глубокия.
Во темных лесах напустил лютых зверей,
Чтобы никому ни пройти, ни проехати.
И ушел козак, ее муж, лавировать в «очеретах днепровских, лугах, байраках», чтобы напасть на татар врасплох:
Вороженько спить-лежить,
А молодый козаченько
Чим-свет налетить?
Не спи, не лежи, вороженьку:
Козак знае дороженьку!
Як ничь налетить-набежить –
На век тебе усыпить!
Вот и плачет молодиця за любимым, ведь не знает: вернется ли ее муж домой или погибнет.
В своей статье «Женоча неволя в русских песнях народных» И. Я. Франко отмечает особенности психологии русской женщины, которые отражены в народнопоэтическом творчестве, обращается к традиции изображения нелегкой женской судьбы в народных песнях . При этом критик замечает, что тяжелая судьба выпадает на долю вдовы. «Вдову никто не смеет ни в чем неволить ни обижать, потому что «поедают и сиротские слезы камень хлопают». Погиб муж от рук злых, а хозяйство требует мужа, как говорит в вышеприведенной песни муж жене:
Спимнеш тогда (по моей смерти) своих лет блага,
Как тяжело жить на свете без мужа-хозяина.
Надо хлеба, надо соли в дом, до хаты,
А никому молоденькой стараты .
Грустная и безотрадная жизнь вдовы. А русская народная песня все называет ее «бедной вдовой».
Безотрадной была и жизнь знатных женщин, когда их мужья уходили воевать с половцами. Ярким образом мужественной, любящей и многострадальной женщины в исторической литературе выступает Ярославна – жена князя Игоря, образ которой раскрывается в «Слове о полку Игореве». Ушел Игорь, не возвращается, да и не вернется. На городской стене Путивля Ярославна заклинает солнце, ветер, Днепр помочь ее любимому мужу вырваться из плена, куда он попал после неудачного сражения с половцами:
На Дунаи Ярославнынъ гласъ ся слышитъ,
зегзицею незнаема рано кычеть:
«Полечю — рече — зегзицею по Дунаеви,
омочю бебрянъ рукавъ въ Каяле реце,
утру князю кровавыя его раны
на жестоцемъ его теле».
Обращается к ветру Ярославна, просит его:
О ветре, ветрило!
Чему, господине, насильно вееши?
Чему мычеши хиновьскыя стрелкы
на своею нетрудною крилцю
на моея лады вои?
Мало ли ти бяшетъ горе подъ облакы веяти,
лелеючи корабли на сине море?
Чему, господине, мое веселие
по ковылию развея?
Но не может ветер помочь в ее горе, не утешит он ее, и могучий Днепр Словутиц только до моря может докатить ее голос.
И слышится в этом «Плаче» тоска женщины, которая смотрит вдаль в надежде увидеть любимого мужчину. Глубокий, душевно-тонкий и в то же время мужественный, лирический образ русских женщин раскрывается в образе Ярославны. Известный поэт Р. М. Рильке, прочитав «Слово о полку Игореве», самым восхитительным местом в поэме назвал плач Ярославны .Согласно некоторым летописным источникам, Ярославна – это не имя княгини, а ее отчество по отцу Ярославу Галицкому Осмосмыла, что было для тех времен достаточно привычным. Женщины того времени могли называть себя не только по отцу, но и по мужу, иногда даже и по свекру. Первой называть Ярославну дочерью Ярослава Галицкого предложила Екатерина II, которая любила изучать русскую историю, генеалогию. Также Екатерина II первому издателю «Слова о полку Игореве» Мусину-Пушкину назвала первую жену Игоря Ефросиньей. Действительно, имя Ефросинья встречается в Любечской поминальной книге всех черниговских князей и их жен, но там нет точного указания, что под именем Ефросиния имеется в виду именно жена князя Игоря, а такие знатоки черниговских древностей, как Филарет, и прямо выражали в этом сомнение .
В плаче Ярославны воплощается ведическое миропонимание Древней Руси, когда система «человек — природа — бог — это единый Космос» соединенный в поэзии красоты и самоотверженной любви.
Образ Ярославны – это извечный образ женщины-берегини, охраняющей мужа своей любовью в битвах, походах и трудах. Красота и поэтичность плача — это отражение красоты души Ярославны, преданной и любящей. Ярославна, как истинная женщина, сильна не физической силой, не волевыми решениями, даже не умом или смекалкой. Она сильна душой и сердцем. Она – проводник между земным и небесным, хранящая связь с живым Космосом, воплощение истинного предназначения женщины, и потому Ярославна являет собой идеальный женский образ не только древней Руси, но и на все времена.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы