Курсовая теория Гуманитарные науки История искусств

Курсовая теория на тему Образ ребенка в изобразительном искусстве.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ОБРАЗ РЕБЕНКА В РЕЛИГИОЗНОМ ИСКУССТВЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 5

1.1.Детский образ в русской религиозной живописи 5

1.2. Детский образ в западном искусстве Средневековья 7

ГЛАВА 2. ТРАНСФОРМАЦИЯ ДЕТСКОГО ОБРАЗА В РУССКОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ 10

2.1. Образ ребенка в русской живописи XVII –XVIII века 10

2.2.Образ ребенка в русской живописи XIX века 14

2.3. Мир детства в живописи советского периода 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 24

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Мир детства является очень важной стороной культуры человечества и народа, в частности. Но, художественный интерес к нему возникает, как правило, только на определенном этапе культурного развития общества. Очень весомый вклад в понимание образа детства был внесен художественным творчеством, которое показывает, как менялось отношение к теме детства, к ребенку, каким образом воспринимался образ детства на протяжении времени.

В работах художников, которые изображали детей, открывается особый мир сокровенных чувств. Дети являлись, с одной стороны, вечным источником красоты и вдохновения, а с другой – способом донести трудные периоды общества.

Живописцы, изображая детские образы, следовали культурным и нравственным канонам общества. Западно-европейские художники в течение нескольких веков осваивали духовную сферу детского портрета. Русским мастерам при этом удалось разработать изобразительные средства и способы отражения мира детства.

Объект данной работы – живопись от Средневековья до СССР.

Предмет исследования – изображения детей в иконописи, живописи и графике.

Цель работы: определить трансформацию образа ребенка в изобразительном искусстве.

Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:

— проследить детский образ в русской религиозной живописи;

— изучить детский образ в западном искусстве Средневековья;

— рассмотреть образ ребенка в русской живописи XVII –XVIII века;

— проанализировать образ ребенка в русской живописи XIX века;

— представить мир детства в живописи советского периода.

Теоретическая база исследования. В данной работе были использованы труды следующих исследователей: Е. Бусыгина, Ф.И. Буслаев, С. Зотов, Л.А. Вачаева, О. Костиной, О.В. Литвиновой и Е.А. Прыскиной, Э.Ю. Щербак, Н.А. Шамововой и другими.

Методы исследования: теоретические (анализ, синтез).

Структура исследования. Работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения, списка литературы и источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 


В данной работе был рассмотрен образ детства в искусстве, в частности, прослежена его трансформация.

В религиозной живописи как Руси, так и Европы, детский образ был сконцентрирован, преимущественно, на изображении Иисуса Христа. При этом ребенок не изображался в своем типичном понимании, он был похож, скорее, на взрослого, карлика, с серьезным сконцентрированным выражением лица, уже имеющим некоторый жизненный опыт. И с этой точки зрения образ детства – это лишь образ.

В светской живописи постепенно изображение детей поворачивалось в направлении изображения парсун. Постепенно детский образ стал занимать художников, они стали вникать во внутренний мир детей, осознавать важность детского возраста в каждой жизни. В этот период изображения детей преимущественно были сословными, демонстрировали мощь и величественность рода. Дети старались походить на взрослых в нарядах и жестах.

В живописи русских художников к теме детства не всегда относились трепетно: в том числе изображались сцены тягот жизни детей. Их образы – выражение тяжелого времени, бремени, которое нависло над народом. Образы же, где присутствует тема умиротворенного детства, также являются основными.

В живописи советского периода также присутствовало две линии образов. Один из них показывал жизнь беспризорников, детей войны. Их образы показывали трудность бытия, тяготы военного времени. Вторая линия положительных детских образов показывала счастливую и стабильную жизнь советского ребенка – ухоженного, любимого своими родителями.

Таким образом, трансформация образа детства происходила от безличности к личности.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ОБРАЗ РЕБЕНКА В РЕЛИГИОЗНОМ ИСКУССТВЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

1.1.Детский образ в русской религиозной живописи

Подробно изучая изображения единственного, в сущности, ребенка, которого писали в религиозном изобразительном искусстве на Руси – Иисуса Христа, можно заметить, что в большей степени – это иконопись, для которой характерны статичность, традиционность. Интересно, что каноничности изображений придерживались практически до конца XVII века.

На самом деле, Иисус – совсем не ребенок, это только идея, образ вечного младенца. Примечательно, что в русской иконописи существовало четыре канонических образца для писания образа Богородицы с младенцем Иисусом:

— Богоматерь Елеуса («Умиление»);

— Богоматерь Оранта («Молящаяся»);

— Богоматерь Панахранта («Всемилостивая»);

— Богоматерь Одигитрия («Путеводительница»).

Все образы были визуально отличными по положению рук и головы, по тому, как расположен младенец.

До XVII века, на основании канонического подхода, сохранялся почти тотальный запрет на изображение Иисуса нагого. Очень мало иконописцев изображали младенца с открытыми ногами, без покрытия тканью. Кроме того, в иконописи отсутствовало стремление детализировать изображаемый образ, или же довести его до реального воплощения. Именно по этой причине Иисус на иконах не похож на младенца внешне – он не является младенцем в принципе. Богословская идея предвечного младенца отрицает любое проявление слабостей, которые свойственны смертному человеку в детском возрасте, и, соответственно, самому Иисусу как младенцу.

В образе ребенка на иконах не только объединяются два ребенка (ребенок реальный и ребенок воображаемый), они также

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы