Археология Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Образ птицы в искусстве каменного века

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Изучение эпохи палеолита и мезолита 5

1.1. Периодизация первобытности 5

1.2. Эпохи палеолита и мезолита 6

Глава 2. Образ птицы в эпоху каменного века 15

2.1. Искусство энеолита 15

2.2. Образы птиц 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

  

Введение:

 

Говоря о первобытном искусстве, стоит помнить, что сознание первобытного человека представляло неразрывный синкретический комплекс, и все в дальнейшем развивавшееся в самостоятельные формы культуры существовали как единое целое, были взаимосвязаны между собой. Искусство, фиксируя ту меру социальности, которая свойственна Homo Sapiens, становилось и средством общения между людьми и закрепляло свойственную ему способность давать обобщенную картину мира в художественных образах.

Доисторическое искусство можно проследить только по сохранившимся находкам каменного века. Сведения о музыкальной культуре первобытных людей можно получить на основе сохранившихся первобытных музыкальных инструментов, а данные об изобразительном искусстве на основе наскальной живописи, к которой относятся петроглифы и наскальные росписи. Древние люди во время своих ритуалов исполняли танцы, пели песни и играли на различных музыкальных инструментах.

Одним из свидетельств жизнедеятельности являются надписи и рисунки, которые подлежат исследованию. Образ птицы занимает одно из ведущих мест во многих мифопоэтических традициях. Птица – одно из интереснейших существ, без которого сложно представить символосферу культуры. Уже в палеолите данный образ обозначил свое присутствие в пещерных композициях и мобильной пластике. Не одно поколение ученых пытается ответить на вопрос о его содержательности. В искусстве неолитических племен лесной зоны Восточной Европы значительное место занимал образ птицы. Основная масса изображений птиц приходится на III тыс. до н. э. Известна как скульптурная, так и графическая передача образа птицы — изображения на керамике и петроглифы. Скульптурные изображения изготавливались из кости, кремня, глины, янтаря и дерева. Костяная скульптура, вероятно, была наиболее распространена.

Вопросы, связанные с изображениями птиц, неоднократно обсуждались в отечественной литературе прошлых лет. Для исследователей наиболее важным представлялось установить ту роль, которую играли изображения птиц в жизни древнего населения этой обширной территории. Роль птицы в хозяйстве была весьма значительной, так как она являлась важным пищевым ресурсом. Кроме того, с птицей были связаны, вероятно, определенные мировоззренческие идеи древних обитателей.

В настоящее время не существует сводной работы, посвященной изображениям птиц. Наиболее полно отражена тема изображений водоплавающих птиц на керамике эпох неолита и бронзы лесной зоны Восточной Европы [3]. В то же время, количество находок постепенно возрастает и требует создания в будущем подробной обобщающей работы.

Объект исследования: каменный век.

Предмет исследования: Образ птицы в искусстве каменного века.

Цель исследования: изучить образы птиц в искусстве каменного века.

Задача исследования:

— описать характерные особенности каменного века;

— изучить искусство палеолита и мезолита;

— изучить образы птиц эпохи энеолита;

— изучить источники и историографию для изучения духовной культуры, образа птицы в каменном веке;

Говоря о первобытном искусстве, стоит помнить, что сознание

первобытно человека представляло неразрывный синкретический комплекс,

и все в дальнейшем развивавшееся в самостоятельные формы культуры

существовали как единое целое, были взаимосвязаны между собой.

Искусство, фиксируя ту меру социальности, которая свойственна Homo

Sapiens, становилось и средством общения между людьми и закрепляло

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности – искусству – одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря нему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что первобытное искусство зарождалось, прежде всего, как неотъемлемая часть жизни первобытного общества, и являлось частью природы. Основа первобытного искусства впоследствии принимало те формы и те образы, которые мы можем наблюдать сегодня.

Пройденный человеком путь развития, начавшийся от животных предков, был долгим и запутанным. Это не был путь блаженства, наоборот, он был трудным и покрытым терниями и камнями, но, несмотря, на это, он удивительным образом привел человечество, из тьмы веков в солнечное сегодня и этому в немалой степени способствовало то, что искусство всегда занимало не последнее место в жизни человека.

Подводя итоги рассмотрения образа птицы в искусстве малых форм, следует отметить, что на всем протяжении неолита–энеолита существующая знаковая система, основанная на зооморфных и антропоморфных символах, оставалась, видимо, неизменной. В ней постоянно, как и в наскальном искусстве Севера России, присутствовали такие зооморфные образы, как птица, лось, медведь, выдра, бобр, змея.

Вероятно, то основное, что отображалось посредством этой системы, являлось трехуровневой схемой мироустройства и, возможно, именно в эту эпоху она сложилась в том виде, в каком она нам известна по этнографическим данным.

Кроме того, исходя из имеющегося контекста, очевидно, что в ритуальной практике (раннего и позднего этапов) образ птицы выполнял не одинаковые функции. В целом, выявленные различия в функции образа в монументальном и мобильном искусстве обусловлены во многом тем, что петроглифы, в первую очередь, отражают коллективную, групповую прагматику (функцию) образа, а предметы искусства малых форм – узкосемейную и личную.

Иконография образа птицы на петроглифах и в искусстве малых форм свидетельствует о наличии ряда определенных, лишь изредка перекликающихся, канонов изображений. Как в наскальном, так и в искусстве малых форм особую роль играл образ водоплавающей птицы, который характеризуется чрезвычайной многозначностью и центральным положением в конкретном ритуальном исполнении.

Следует также отметить преимущественно надкультурный характер образа птицы в монументальном и мобильном искусстве неолита–энеолита лесной зоны Восточной Европы.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Изучение эпохи палеолита и мезолита

1.1. Периодизация первобытности

Периодизация основана на различиях в материалах и технике изготовления орудий труда (археологическая периодизация). В самой ранней эпохе он выделяет три периода: каменный век (от появления человека до 3-го тысячелетия до н.э.), бронзовый век (с конца 4-го века до начала 1-го тысячелетия до н.э.) и железный век (с 1-го тысячелетия до н.э.). Каменный век делится на палеолит, мезолит, неолит и переход к бронзовому веку.

В истории первобытного общества можно выделить пять этапов, которые различаются степенью развития орудий труда, материалами, из которых они изготавливались, качеством жилищ и соответствующей организацией экономики:

Первый этап определяется как предыстория экономики и материальной культуры: от зарождения человечества до примерно миллиона лет назад. Это время, когда адаптация человека к окружающей среде не сильно отличается от выживания животных. Многие ученые считают, что Восточная Африка является первоначальной родиной человека. Здесь при раскопках были найдены кости первых людей, датируемые более чем 2 миллионами лет назад.

Второй этап — примитивная пищевая экономика около I миллиона лет назад – XI тысячелетие до н.э., т.е. охватывает большую часть каменного века – ранний и средний палеолит.

Третий этап – развитая потребительская экономика. Трудно определить хронологические рамки, поскольку в одних районах этот период закончился в XX тысячелетии до н.э. (субтропики Европы и Африки), в других (тропики) он продолжается до настоящего времени. Он включает в себя верхний палеолит, мезолит и в некоторых районах весь неолит.

Четвертый этап – возникновение производительной экономики. В наиболее экономически развитых районах Земли – IX-VIII тыс. лет до н.э. (поздний мезолит – ранний неолит).

Пятый этап – это возраст производительной экономики. Для некоторых районов засушливых и влажных субтропиков – VIII-V тысячелетия до н.э.

Анализ развития первобытного человеческого общества показывает, что это развитие было крайне неравномерным. Процесс отделения наших далеких предков от мира обезьян был очень медленным.

Каменный век относится к доисторическому развитию человека, поскольку в то время человечество еще не умело писать, что знаменует традиционное начало исторической хронологии.

Основным материалом для изготовления орудий труда служили различные виды камня. Кремень и известняковый сланец использовались в качестве режущих инструментов и оружия. Инструменты, например, камни для ручных мельниц, изготавливались из базальта и песчаника. Также часто использовались дерево, кости, раковины и рога.

В конце каменного века начали изготавливать первые металлические предметы, характерные для позднего медного, бронзового и железного веков.

Каменный век делится на древний каменный век – палеолит, средний каменный век – мезолит, новый каменный век – неолит и бронзовый век – энеолит.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы