Курсовая теория на тему Образ отца как составляющая личности юношества
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗА ОТЦА И
СОСТАВЛЯЮЩИХ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ
УЧЕНЫХ.. 6
1.1.
Особенности отражения образа отца в отечественных и зарубежных исследованиях. 6
1.2. Роль отца в формировании личности. 12
Список используемой литературы.. 16
Введение:
Актуальность работы. В
настоящее время тема семьи и родительства занимает достаточно важное,
интересующее многих исследователей место, поскольку семья является
основополагающей ячейкой общества. С самого начала своей жизни человек
оказывается в семье. Отсюда выявляется важность развития и воспитания ребенка
со стороны каждого родителя. Человек созревает, получает воспитание,
социализируется, приобретает необходимые для существования качества, умения и
навыки и становится личностью по большей части именно в семье.
Большинство
современных исследований свидетельствуют о том, что участие отца в воспитании
детей является необходимым условием их полноценного развития. Согласно Юнгу,
отец всегда воплощает авторитет и общую ориентацию человека во внешнем мире.
Между тем, рост числа неполных семей все чаще приводит к исчезновению отцовской
фигуры из социальной ситуации развития ребенка.
Отсутствие
отца в семье представляет собой отдельную проблему. Отмечается, что в неполных
семьях, где ребенка воспитывает одна мать, дети очень часто испытывают
трудности в общении. Юноши, лишенные отца, вырастают инфантильными,
неспособными действовать и принимать решения. Девушка, выросшая без отца, с
трудом учится уважать и принимать мужчину.
Проблема
отцовства чаще всего рассматривается в рамках психологии детско-родительских
родительских отношений, но при этом огромное количество исследований в области
отношений «отец-ребенок» доказывает актуальность более глубокого изучения данной
проблемы.
Изучение
проблем отцовства и трансформации института отцовства опирается на внушительную
теоретическую и эмпирическую базу исследований. Данной проблемой занимаются
представители различных наук (психологии, социологии, социальной психологии,
философии, антропологии и т.п).
Так,
исследованиями проблем институционального кризиса современного института
отцовства занимались А.И. Антонов, К. Аронс, Е.Е. Донченко, С.С. Сидельникова,
В.А. Сысенко, Т.М. Титаренко и другие ученые.
В
российской социологической науке А.И. Антонов, И.А. Батанов, И.В.
Бестужев-Лада, О.Э. Бессонова, Ю.А. Зубок, А.Г. Вишневский и другие исследовали
проблематику трансформационных явлений в институте отцовства, изучение
институциональных функций данного феномена.
Различные
аспекты материального обеспечения и хозяйственно-бытовой деятельности семьи
изучали Т.И. Заславская, Н.М. Римашевская, В.В. Елизаров, В.Н. Бобков. Динамика
системы ценностей семьи и ценностных ориентаций освящается в трудах Л.И.
Савинова, Т.В. Свадьбиной, Г.П. Редя, А.И. Левина, Л.В. Левиной, О.В.
Бессчетновой, В.В. Гаврилюка, Н.А. Трикоза.
Трансформация
значимости отцовства сказывается на результате воспитания продолжения рода, на
благосостоянии взаимоотношений в семье в целом. Анализ семьи в корреляции
социальной жизнедеятельности демонстрирует, что новая эпоха принесла
существенные изменения, касающиеся ценностных ориентаций. В первую очередь, это
затронуло процесс развития ребенка, который многочисленные ученые
предрасположены присваивать стороне отца, положение которого в роли защитника,
а также добытчика поколебалось. Приверженцы данной мысли полагают, что как
социальное явление институт отцовства в нынешнем обществе не ухудшается, а
наоборот улучшается с помощью освоения таких функций, какие ранее имели место
только в обязанностях матерей
Объект исследования – образ
отца.
Предмет исследования – исследование образа отца и составляющих личности в
юношеском возрасте.
Цель исследования – изучить
особенности образа отца как составляющую личности юношества.
Для достижения поставленной цели необходимо
решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Определить особенности
отражения образа отца в отечественных и зарубежных исследованиях;
2.
изучить роль отца в формировании личности.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической
литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической
основой для исследования послужили научные
труды известных отечественных и зарубежных исследователей.
Структура
курсовой работы включает
введение, основную часть, заключение и список используемой литературы.
При
написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные
исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗА ОТЦА И СОСТАВЛЯЮЩИХ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ
ВОЗРАСТЕ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ
1.1. Особенности отражения образа отца в
отечественных и зарубежных исследованиях Среди
психологических феноменов особое значение придается изучению образной сферы
человека. К этой теме обращаются такие отечественные и зарубежные
ученые-психологи, как: C. Л. Рубинштейн, И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Л. С.
Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин, Б. Г. Ананьев, П. К.
Анохин, Н. А. Бернштейн, Ж. Пиаже, Л. М. Веккер, С. Д. Смирнов, Б. Ф. Ломов, В.
А. Пономаренко, А. А. Обозов, Л. М. Фридман, М. М. Бахтин, В. А. Ганзен, Т. П.
Зинченко, Р. Арнхейм, А. Пэйвио, У. Найссер, А. Валлон, Г. Ревод’Аллон; в
настоящее время – А. В. Семенович, Л. С. Цветкова, Е. Д. Хомская, Л. А. Регуш,
С. В. Маланов, А. А. Гостев, В. Д. Рубахин, В. Н. Панферов, В. А. Барабанщиков,
Т. А. Ребекко, М. Форрестер, Дж. Ричардсон. При этом категориально-понятийный
анализ образной сферы определяется разными взглядами, в зависимости от
направлений и времени.
Так,
отечественные ученые представляют образ как феномен, генерирующий и
воспроизводящий психическую реальность: «динамическое образование, механизмом
которого является рефлекс»[1]; «образы – все психические
отражения, в которых перед субъектом открываются предметы и отношения
объективного мира»[2];
«воспроизведенный образ предмета, основывающийся на прошлом опыте и обладающий
такими характеристиками как обобщенность и сниженная яркость»[3]; «продукт активного
психического отражения, воспроизведенный образ предмета, который,
воспроизводится в отсутствие предмета»[4]; «наиболее обобщенная и
предметно выраженная форма существования психических образований,
представленная во внутреннем плане сознания»[5].
Образ,
изучаемый в рамках теории отражения, демонстрирует нам специфичность
организации на разных уровнях психики, «от сенсорно-перцептивного до
интеллектуального и – шире – уровня сознания»[6]; «каждому уровню отражения
соответствует специфический образ, выполняющий определенные функции в психике»[7].
Но
вместе с тем, образ, включенный в пространство сознания, представляется как
интегративный продукт взаимодействия человека с окружающим, реально
существующим миром, благодаря чему становится возможным раскрытие основных
функций психики, ее деятельной сущности: «продукт жизненных, практических
связей и отношений субъекта с предметным миром»[8].
Эту
же позицию подтверждает Л. П. Гримак, он пишет: «как субъективный феномен,
образ формируется в процессе предметно-практической, чувственной и мыслительной
активности, представляет собой результат целостного, интегрального отражения
окружающей действительности. Образы всегда многомерны и отражают различные
стороны воспринимаемых объектов, их связь друг с другом, а также отношения их к
субъекту восприятия»[9].
К
другим взглядам на феномен образной сферы как интегративного продукта можно
отнести идеи Л. А. Регуша, по мнению которого: «образ отражает и особенности
вида чувствительности, и опыт ощущения и восприятия, и их эмоциональный фон, и
способность памяти сохранять первичные представления».
Н.
И. Конюхов считает: «образ как субъективная картина мира строится в
соответствии с пространственно-временными и причинно-следственными
закономерностями и зависит от системы значений, которыми оперирует субъект.
На
чувственной ступени познания основой возникновения образа являются ощущение,
восприятие, представление; на уровне логического мышления – понятие, суждение,
умозаключение. Возникающий в сознании образ зависит от всех психических явлений
– воли, эмоций, установок, мотивов и т. д.»[10].
Сюда
же можно отнести отличительные особенности образных процессов, с точки зрения
Л. С. Цветковой: «семантическая нагрузка, определяющаяся номинативной функцией
речи; целостность предметного образа; отнесенность к конкретному предмету;
системность, абстрагированность, смысловое значение»[11].
Категория
образа в современном зарубежном течении рассматривается через призму
когнитивных процессов: «средство решения широкого круга перцептивных,
мнестических, мыслительных задач» (Р. Арнхейм); «способ кодирования и переработки
информации» (С. М. Косслин); «представление, возникающее посредством памяти и
воображения, результатом которого становится психический образ или впечатление»
(Форрестер) (2002)[12].
Представления
о феномене образных явлений исследуются в рамках категории ментальных
(мысленных) репрезентаций, в современном научном знании имеют особую
теоретическую и практическую ценность, в том числе в изучении строения и
содержания образной сферы[13].
Важное
положение в структуре образной сферы принадлежит образу отца. Современные
исследования доказывают, что образ отца в жизни каждого человека значимо влияет
на прохождение всех стадий психического развития, содействует становлению
личностной и родительской состоятельности у взрослого человека[14]; оказывает влияние на раскрытие
внутреннего потенциала человека, на стремление к самопознанию, развитию и
самореализации (Н. Н. Васягина, Ю. В. Евсеенкова, С. В. Липпо, А. Б.
Холмогорова и др.); регулирует поведение, восприятие мира, окружающих людей и
себя (А. Адлер, В. И. Лисина, В. С. Мухина, В. А. Рамих, З. Фрейд и др.).
Вместе
с тем, образ отца в современном научном мире представлен весьма неоднозначно,
отсутствует единое мнение относительно структуры отцовства[15]. Образуя комплекс
интегральных, социальных и индивидуальных характеристик, отражая текущую
культурно-историческую реальность, образа отца в мире науки заслуживает особого
внимания и претендует на изучение как отдельной проблемы.
На
фоне противоречий между исследованиями в смежных научных направлениях,
касающихся проблемы образа отца, и отсутствием независимых, отдельных
психологических исследований, раскрывающих репрезентативность данного феномена,
отсутствием общепринятой концепции относительно структуры отцовства, нами
определена направленность научных действий при изучении особенностей отражения
и репрезентации образа отца, его структурной организации и содержательной
наполненности.
Теоретико-методологический
анализ образной сферы позволил конкретизировать научные знания о репрезентации
образов как сложноорганизованной системы, обозначить уровни ментальных
репрезентаций, особенности структурного строения образа и предопределил
направленность исследования на изучение специфики репрезентации образа отца на
перцептивном уровне отражения.
Первостепенно
именно перцептивные образы подверглись изучению в рамках системы восприятия (Б.
Г. Ананьев, Л. М. Веккер, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Б. Г.
Мещеряков, С. Л. Рубинштейн, И. М. Сеченов и др.). Специфичность перцептивных
(чувственных) образов проявляется в том, что они, по мнению И. М. Сеченова
«…являясь первичными по своей психической сути, осуществляют роль регулятора
актов внешней среды и обеспечивают их адекватность».
Другими
словами, любые акты приобретают рациональный или приспособительный характер,
«являются ориентиром для результативной деятельности организма», в частности об
этом говорят Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, Л. М. Веккер.
По
мнению А. Н. Леонтьева, «чувственный образ есть всегда некоторое впечатление,
т. е. некоторый чувственный отпечаток предметного мира, возникающий в процессе
практической деятельности»[16].
Вместе
с тем, он говорит о двойственной природе перцептивного образа, выделяя
чувственную ткань и предметное содержание. Основными свойствами перцептивных
образов, с точки зрения Б. Ф. Ломова, являются предметность,
объективированность, субъективность.
П.
К. Анохин, В. П. Зинченко, А. Р. Лурия представляют образ как чувственную форму
отражения в динамическом ключе.
Перцептивные
образы являются необходимым условием развития и становления структурно и
функционально более сложных образов, так называемых вторичных (представление,
образы памяти, образы воображения) и мысленных образов.
В
исследовании Т. Г. Зубовой, проведенном на дошкольниках, убедительно показана
связь поведения ребенка и воспитательной тактики отца. Оказалось, что детям
более свойственно отрицательное поведение (привлечение внимания взрослых
разрушительной деятельностью, агрессией в виде ссор, неповиновения или
оппозиционного поведения), если их отцы имеют низкий авторитет, низкие ожидания
в отношении самостоятельности ребенка, не уверены в себе как воспитателе, если
они не дисциплинируют детей, и нет согласия отцов и матерей в вопросах
воспитания[17].
В
работе П. Амато (P. Amato, 1994) обнаружено, что от любви отца иногда в
большей
степени, чем от любви матери, зависит психологическое здоровье и благополучие
человека в дальнейшей жизни. Независимо от качества отношений «мать-ребенок»,
чем более близкими были отношения у молодых людей с их отцами, тем более
счастливыми и менее обеспокоенными они чувствовали себя[18].
Работа
Броди и коллег (Brody, Moore, и Glei, 1994) показала, что именно отцовская, а
не материнская теплота оказывает существенное влияние на усвоение детьми
родительских ценностей, на формирование отношения подростков к таким социальным
проблемам, как брак, развод, половые роли, поддержка сверстников,
благосостояние и подростковая беременность[19].
В
подростковом возрасте решается одна из наиболее важных проблем – полоролевой
идентификации. Как показывают исследования, именно отец является главным
фактором полоролевой идентификации подростков.
Для
мальчика отец важен как образец, которому можно следовать, в противном случае у
него может развиться «диффузия идентичности». Но если для мальчика отец важен
как прямой образец для подражания, то для девочки он является «вдохновляющим»
фактором, побуждающим ее осваивать женские образцы поведения. В частности,
исследование, проведенное М. Хеттерингтон, показало, что девушки 13-17 лет, в
чьих семьях отсутствовал отец, имеют недостаточные навыки в отношениях с лицами
мужского пола, они опасаются этих отношений. Причем развод и смерть отца по-разному
влияют на девушек[20].
Несмотря
на признание значимости фигуры отца в развитии подростков (и мальчиков, и
девочек), особенности представления об отце, влияние образа отца на
самосознание подростка остаются еще недостаточно изученными. 1.2. Роль отца
в формировании личности Отцовство – вместе с материнством составляет основу семейных
отношений как супругов, так и родителей и детей.
Сутью биологической функции отца является его участие в
зачатии ребенка, в заложении биологических (генетических) основ будущего
организма.
Генетически отцом и матерью определяются черты и
биологического сходства с родителями: цвет волос, цвет глаз, особенности
телосложения, основы функционирования всех органов и систем детского организма.
Кроме того, задатки – будущая основа развития способностей (к
умственной деятельности, музыке, спорту, изучению иностранных языков) – также
закладываются генетически.
Нравственная позиция отца определяет его позицию и как
воспитателя. Она отличается от материнской. Если по своей природе женщина —
существо более эмоциональное, одухотворенное, то в педагогической деятельности
она в основном руководствуется чувствами. Мужчина же, как человек рациональный,
деловой и серьезный, как правило, и в семейное воспитание вносит акцент
разумного. А это значит, что отец четче и реалистичнее осознает цель воспитания
и рационально выстраивает его стратегию и тактику, мотивированно, а, не
чувственно избирая для этого необходимые средства, методы и приемы[21]
Отец имеет важнейшее значение для развития с самого момента
рождения ребенка: он является первым внешним объектом для ребенка и играет роль
модели при ранней идентификации. Отцы поощряют процесс отделения ребенка от
матери, ускоряя тем самым процесс социализации. Отсутствие отца в семье или
невыполнение им своих обязанностей приводит к развитию у ребенка психопатологии[22].
Именно в общении с отцом мальчик учится быть мужчиной,
приобретает типично мужские черты характера – достаточно лишь подражать
взрослому. Не будь мужчины в семье, мальчику много недоставало бы, потому что
матери может подражать только дочь. Тем не менее, и девочка, когда в ней
начинает пробуждаться женственность, способна многому научиться у отца. У нее
складывается точное представление о том, что собой представляет мужчина в
домашней жизни, и она узнает, как мужчины относятся к женщинам, являясь
невольным свидетелем повседневных взаимоотношений мамы и папы[23].
Хороший отец видит в ребенке личность и ее культивирует,
организуя всю деятельность семьи: труд, досуг, игру, творчество. А мужские
разговоры по душам просто незаменимы, как для мальчиков, так и для девочек. В
них – жизненно важные для растущего человека ориентиры: дружба – самое надежное
в жизни, старость надо уважать, помочь слабому – долг мужчины; девочка должна
быть скромной, незачем расточать юность на пустые дела…
Хороший отец постарается избежать наиболее распространенных
ошибок: авторитарности, основанной на грубых мерах воздействия, унижения
достоинства жены и ребенка, немотивированной самоуверенности, отстраненности от
воспитания детей[24].
Отец – наиболее значимая фигура для ребенка и подражание его
поведения фиксируется надолго. Ребенок перенимает этот образец вместе с другими
формами поведения и затем, став уже взрослым, будет воспитывать по тому же принципу
своих детей[25].
Важнейшее качество будущего отца — ответственность. Тот, кто
сначала дает жизнь ребенку, а потом начинает раздумывать, брать или не брать на
себя «вину» за его появление на свет, рискует стать для него человеком более,
чем чужим.
Ведь дети, выросшие без отца, имеют более низкий уровень
притязаний, более высокий уровень тревожности, заниженную самооценку. Они
испытывают трудности в общении. Не имея перед собой образца мужского поведения,
такие подростки неправильно оценивают твердость и грубость, нежность и
жестокость, конфликтность и умение ладить с окружающими[26].
Для мальчика особое значение имеет опыт общения с отцом, и
более того – опыт наблюдения за поведением отца по отношению к матери. Девочке
очень важно усвоить способы поведения матери по отношению к отцу.
Что касается родителя противоположного пола, то его образ
очень важен при выборе будущего партнера (выбор может происходить по разным
критериям – сходству или противоположности)[27].
Взрослый человек соединяет в себе казалось бы противоположные
сознания отца и матери. Если бы он ориентировался только на сознание отца, то
был бы злым и бесчеловечным, а одностороннее возобладание материнского сознания
привело бы зрелого человека к потере здравого рассуждения и препятствиям в
развитии себя и других. Синтез материнской и отцовской привязанности в сознании
ребенка – основа его духовного развития и зрелости.
Слабое их синтезирование приводит детей к неврозам. Итак,
одного начала – материнского или отцовского – недостаточно для нормального
психического развития ребенка[28].
Таким образом, развитие личности ребенка зависит не только от
матери, но и от отца, который является для него примером для подражания и
образцом поведения. [1] Павлов, И. П. Двадцатилетний опыт
объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных:
условные рефлексы / И. П. Павлов // Полное собрание трудов. – М.: Изд-во АН
СССР, 1949. – Т. III. 0 С. 213. [2] Гальперин, П. Я. Умственное
действие как основа формирования мысли и образа / П. Я. Гальперин // Вопросы
психологии. – 1967. – № 6. – С. 58-69. – С. 58. [3] Рубинштейн, С. Л. Бытие и
сознание. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2003. – 512 с. – С.
37. [4] Немов, Р. С. Общая психология / Р.
С. Немов. – СПб. : Юрайт, 2011. – Т. 2. Познавательные процессы и психические
состояния. – 1007 с. – С. 98. [5] Ощанин, Д. А. Предметное действие
и оперативный образ / Д. А. Ощанин. – Воронеж: МОДЭК, 1999. – 512 с. – С. 251. [6] Гостев, А. А. Психология вторичного
образа / А. А. Гостев. – М.: Институт психологии РАН, 2007. – 512 с. – С. 28. [7] Леонтьев, А. Н. Психология образа
/ А. Н. Леонтьев // Вестник Московского государственного университета. Серия
14. Психология. – 1979. – № 2. – С. 3-13. – С. 10. [8] Леонтьев, А. Н. Психология образа
/ А. Н. Леонтьев // Вестник Московского государственного университета. Серия
14. Психология. – 1979. – № 2. – С. 3-13. [9] . Гримак, Л. П. Магия биополя / Л.
П. Гримак. – М.: Республика, 1994. – 448 с. – С. 176. [10] Конюхов, Н. Н. Прикладные аспекты
современной психологии: термины, законы, концепции, методы / Н. Н. Конюхов. –
М. : Знание, 1994 – 203 с. – С. 62. [11] Цветкова, Л. С.
Нейропсихологическое консультирование в практике психолога образования / Л. С.
Цветкова, А. В. Цветков. – М. : Компания Спутник, 2008. – 77 с. – С. 68. [12] Васягина, Н. Н. Образ матери:
особенности репрезентации в сознании россиян / Н. Н. Васягина // Педагогическое
образование в России. – 2015. – № 6. – С. 138-144. [13] Васягина, Н. Н. Репрезентация
образа матери в российской ментальности / Н. Н. Васягина, Ю. С. Газизова. – М.,
2019. [14] . Vasyagina, N. N. Parent image as
an integral indicator of parenthood subculture / N. N. Vasyagina, Yu. S.
Gazizova, O. Yu. Demchenko // European Proceedings of Social & Behavioural
Sciences EpSBS. – 2019. – P. 748-754. [15] Васягина, Н. Н. Репрезентация
образов как системно-структурная основа построения ментальности / Н. Н.
Васягина, Ю. С. Газизова // Актуальные проблемы развития личности : сборник
науч. трудов. – 2016. – С. 33-49. [16] Леонтьев, А. Н. Психология образа
/ А. Н. Леонтьев // Вестник Московского государственного университета. Серия
14. Психология. – 1979. – № 2. – С. 3-13. [17] Зубова Г.Г. Роль отца в социальной
ситуации развития ребенка
дошкольника // Как помочь ребенку войти в современный мир // Под ред. Т.В.
Антоновой. М., 1993. [18] Ронер Рональд П., Венециано,
Роберт А. Важность отцовской любви: история и современное свидетельство //
http://menalmanah. narod.ru/mw/fatherlove.html. (дата обращения: 25.05.2021) [19] Ронер Рональд П., Венециано,
Роберт А. Важность отцовской любви: история и современное свидетельство //
http://menalmanah. narod.ru/mw/fatherlove.html. (дата обращения: 25.05.2021) [20] Кайл Р. Тайны психики ребенка.
СПб.,2002 [21] Семейное воспитание: Краткий словарь/Сост.: И.В.Гребенников,
Л.В. Конвинько. – М.: Политиздат,1990. – 319с. – С. 171. [22] Дружинин В.Н. Психология семьи.- М.: «КСП», 1996, 160с. – С.
164. [23] Фромм Алан Азбука для родителей. – 3-е изд., сокр //
Пер. И.Г. Константиновой. – М.: Знание, 1994. – 288с. [24] Семейное воспитание: Краткий словарь/Сост.: И.В.Гребенников,
Л.В. Конвинько. – М.: Политиздат,1990. – 319с. – С. 171 [25] Спиваковская А.С. Как быть родителями: (О психологии
родительской любви). – М.: Педагогика, 1986. – 160с. – (Педагогика – родителям)
– С. 116. [26] Семейное воспитание: Краткий словарь/Сост.: И.В.Гребенников,
Л.В. Конвинько. – М.: Политиздат,1990. – 319с. – С. 172. [27] Дружинин В.Н. Психология семьи.- М.: «КСП», 1996, 160с. – С. 11. [28] Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учеб. пособие
для учителей и родителей. — 2-е изд., стереотип. М.: Издательский центр
«Академия», 1998. — 320с. – С. 235.