Курсовая теория на тему Образ Дон Кихота в русской поэзии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ДОН КИХОТСТВО КАК ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ 6
Выводы по главе 1 9
ГЛАВА 2. ИНТЕРПРЕТАЦИИ ОБРАЗА ДОН КИХОТА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ 10
Выводы по главе 2 13
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗА 14
Выводы по главе 3 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
БИБЛИОГРАФИЯ 19
ДЕКЛАРАЦИЯ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 21
Введение:
В истории литературы наберется не так много образов, которые заслужили честь называться вечными, теми, которые способны «соединяться с другими системами образов и функционировать в различных сюжетах, неисчерпаемость смыслов, общепонятность, высокая духовная ценность, а также переводимость на языки других искусств». [6, URL]
Один из таких героев создан Мигелем де Сервантесом, писателем с уникальной судьбой, который на основе материалов своей эпохи создал великий обобщающий образ, который примеряли на себя все последующие поколения. Дон Кихот стал нарицательным героем и сохранил все свои художественные и нравственные черты до нашего времени. Недаром этот образ чудака использовали многие художники, поэты и писатели всего мира. Чудак – человек странный, его поступки вызывают недоумение окружающих. Почему Сервантес навесил на главного героя такой ярлык? Время, в котором жил писатель, было очень сложным, враждебным ему, поэтому его собственная биография полна трагических несоответствий человеческой жизни. Сервантес не собирался делать своего героя жертвой, это не для него, но и победителем он быть не мог – это нелогично и не отвечает действительности. Только безумие могло защитить рыцаря, сделать его поступки оправданными, сохранить свои идеалы, не замечать издевательств окружающего мира.
Дон Кихота писали многие живописцы – Гюстав Доре, Оноре Домье, Сальватор Дали, Валентин Серов, Пабло Пикассо, Анатолий Зверев.
К его образу обращались литераторы всего мира. Дон Кихот на своем Росинанте выехал на широкую дорогу мировой культуры и уверенно движется по ней, иногда появляясь в произведениях самых разных авторов. Дон Кихот, мечтатель, благородный идальго, путешественник, поклонник рыцарских романов и Дульсинеи Тобосской, борец с ветряными мельницами и защитник всех обиженных – чем он так привлекает, пронизывая пространство и времена? Мигель де Сервантес этим персонажем задал слишком много загадок и интерпретаций человеческой личности, живущей в этом мире. Каждый художник находит в этом образе черты, которые близки ему — романтичность, противоречия, архетипические проблемы самопожертвования, служения добру, отказа от жизненного комфорта. Этот образ давно вышел за рамки своего романа и стал философской категорией, которая предполагает стремление к истине и символом жертвенности и веры в добро.
Эти вопросы всегда будут зерном любого творческого процесса, трансформируясь в различные концепции на основе центральной идеи, они врезаны в культурную память и всегда сохраняют смысл и желание осознать емкость и неисчерпаемость смыслов, заложенных в вечных образах. Доступность идеи и духовные ценности переходят из эпохи в эпоху и как отметил И.Гончаров, писатели должны закреплять в своих произведениях вечные типажи, «облекая их в новую плоть и кровь в духе своего времени». [3, с. 11]
Сквозь призму этих образов мы приближаемся к тайне миссии человека на земле. В.Багно со своей стороны замечает, что в подобных образах лежит «некое неразрешимое противоречие» [2, 8, с.236], которое требует своего разрешения, разгадки, поскольку в каждом из нас есть скрытый кусочек Дон Кихота, потому мы и можем найти общие точки соприкосновения, потому он нас так и затрагивает, наши желания, импульсы и механизмы.
Таким образом, актуальность темы выражается в общности человечества в попытках осмысления вечных вопросов бытия.
Материалом исследования станут поэтические произведения, принадлежащие Д.Мережковскому, Д.Самойлову, Ю.Друниной, М.Светлову, С.Маршаку, Р.Рождественскому, В.Рождественскому, П.Антокольскому, В.Маяковскому и многим другим.
Объект исследования – различные поэтические концепции, параллели между ними и противоречия.
Цель исследования – обнаружение общих черт, которые образуют единый цельный вечный образ Дон Кихота и применимость его к современному миру. Осмысление актуальности – чем привлекает образ в наше время.
Задачи исследования: определить круг источников по обозначенной проблеме; произвести обзор и анализ исследуемой проблемы, сделать выводы.
В работе использовались традиционные исследовательские методы, такие как анализ поэтических и теоретических источников, сравнение и сопоставление разных точек зрения, касающихся предмета исследования.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
В первой главе рассматриваются вопросы Дон Кихотства как модели поведения, философии, принципа жизни и убеждений. Это необходимо проанализировать, чтобы понять, что заставляло русских поэтов обращаться к этому образу.
Во второй главе исследуются различные трансформации образа Дон Кихота в русской поэзии.
Третья глава анализирует использование образа в целях создания своей концепции.
В заключении сделаны выводы о том, что самые разные поэты обращались к этому образу, решая свои художественные задачи, но везде образ остается стабильным, со сложившимися чертами, которые помогают поэтам глубже выразить свои идеи.
Заключение:
Упоминание Дон Кихота в русской поэзии тесно связано историей всей русской интеллигенции, соответственно, и всей культурной и общественной жизнью. В культуре России большое место всегда занимала идея самоидентификации и это как ничто иное всегда ассоциировалось с Дон Кихотом. Это не просто роман и не просто герой, это целая притча о миссии человека. А сам герой может толковаться как угодно, давая возможности к самым широким толкованиям образа. Поэтому образ может быть увиденным в романтических строчках (все-таки непостижимая любовь к своей даме не может не впечатлять и не завораживать), в мифологических, в философских, в общественно-социальных и гражданских.
Дон Кихот органично входит во все мыслимые контексты, при этом не становясь от этого мельче. Более того, русская идея спасти Европу, теряющую духовные ориентиры и спасти целое человечество, которое погибает с потерей высоких ценностей – это очень совпадает с идеей Дон Кихотства. Этот герой нужен всем, он может выразить идею мессианства, утопизма, а может стать глубочайшей жизненной и философской моделью. Этот универсализм образа позволил его использование поэтам самых разных художественных направлений и общественно-социальных идей — Ф.Сологубу, Д.Мережковскому, М.Светлову, П.Антокольскому, Р.Рождественскому, Ю.Друниной и многим другим.
Эту многогранность можно рассматривать со всех сторон и даже пытаться в своей трактовке отойти от классического образа – мечтательного, благородного идальго-защитника, но никак к этому образу не пришьешь чуждые ему характеристики. Дон Кихот может быть более или менее чудаковатым, в нем могут акцентироваться те или иные его черты, подчеркивая повествование, которое необходимо автору, но у него не заберешь главного, что он несет с собой: Дон Кихот – это всегда выбор, самопожертвование, искренность, чистота помыслов и души. Поэтому так часто русские поэты пытаются понять себя через этот образ – смогут ли они пойти против системы, проделать тот же путь, не бояться быть смешным и в конечном счете стать духовным лидером.
Эта тема духовного лидерства практически библейская, она выражает самую глубинную тему, к которой в конечном счете сводится все – идея остаться человеком при любых обстоятельствах. Ветряным мельницам, миру зла, агрессии, хамства нужно противостоять. Можно выбрать любой архетип, который закрепил за собой право поступать так или иначе – пребывать в раздумье как Гамлет, продать свою душу как Фауст или победить самим своим существованием как Дон Кихот. Эта модель поведения кажется наиболее действенной, как наиболее действенным является человек, который верит в добро и делает все, чтобы оно победило.
Мы исследовали различные поэтические концепции и нашли между ними разное и общее. Разным является подход поэта к образу, который сам по себе не трансформируется, поскольку является стабильным в своих характеристиках и позициях. Но при этом отношение автора к образу отражает смысл его концепции и отношения к миру.
Единым во всех произведениях является является цельный образ Дон Кихота в его постоянных чертах – стремление к добру и бесконечная вера в него, противодействие злу, искренность, чистота и духовная победа.
Цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
ДОН КИХОТСТВО КАК ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ
«Пора в постель, но спать нам неохота.
Как хорошо читать по вечерам!
Мы в первый раз раскрыли Дон-Кихота,
Блуждаем по долинам и горам.
Нас ветер обдает испанской пылью,
Мы слышим, как со скрипом в вышине
Ворочаются мельничные крылья
Над рыцарем, сидящим на коне». ([15, URL]
Это романтическое стихотворение написало С.Маршаком и адресовано для прочтения подросткам. Возможно, это единственное упоминание Дон Кихота в детской литературе, но оно настолько прекрасно, что сразу тянет взять в руки книгу и читать, недаром по статистике чтения этот роман стоит на третьем месте после Библии и Гарри Поттера.
Поэтому не заметить этот образ, даже если человек не активный читатель, просто невозможно. Дон Кихот обаятелен, необычен и к его образу часто обращаются в самых разных ситуациях. Образ настолько многогранен, что при его описании невозможны никакие четкие или категорические оценки, об этом же предупреждал и сам писатель. Тем не менее, это архетип, который позволяет при его упоминании понимать, о какой нравственной позиции и о каких принципах идет речь. К образу Дон Кихота обращались многие поэты, в нашей работе речь пойдет о русских литераторах. Конечно, они обращаются не к самому роману Мигеля де Сервантеса, а именно к мифологической фигуре Дон Кихота. Этот образ уже давно отделился от своего родителя и живет собственной жизнью как определенная философия, а также модель поведения и принцип бытия.
С самого момента появления романа судьба Рыцаря Печального Образа воспринимается разными художниками по-разному. Этот образ может выглянуть из-за плеча князя Мышкина в «Идиоте» Ф.Достоевского или мистера Пиквика или «Записок Пиквикского клуба» Ч.Диккенса, появиться в поэме и не в одной. В статье «Истоки и смысл смеха Сервантеса» С.Пискунова пишет, что все варианты прочтения романа, «возникавшие на протяжении его четырёхвековой жизни в истории культуры, так или иначе тяготеют к двум противоположным подходам: один акцентирует сугубо комическую сторону похождений и бесед Дон Кихота и Санчо Пансы, другой основан на представлении о том, что за внешним комизмом разнообразных ситуаций, в которых оказывается знаменитая