Теория и методика развития речи Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Обогащение словаря дошкольников родовидовыми понятиями в непосредственной образовательной деятельности.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Раздел 1.Теоретические аспекты обогащения словаря
дошкольников. 5

1.1 Развитие словаря детей дошкольного возраста. 5

1.2Формирование родовидовых понятий в непосредственной
образовательной деятельности дошкольников. 6

Раздел 2. Приемы обогащения словаря детей родовидовыми понятиями. 11

2.1Приемы обогащения и актуализации родовидовыми понятиями в
непосредственной образовательной деятельности по развитию речи. 11

2.2 Использование различных приемов в работе с родовидовыми
понятиями в  непосредственной
образовательной деятельности по познавательному развитию   19

Заключение. 28

Библиография. 30

  

Введение:

 

Актуальность. Основу речевого
развития детей дошкольного возраста составляет овладение словарным запасом,
поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается
содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества,
свойства и действия сними. Дети усваивают слова, необходимые для их
жизнедеятельности и общения с окружающими. Любое понятие формируется
на основе обобщения существенных признаков присущих ряду однородных предметов
(свойств, отношений). Выделить их можно, только сравнивая друг с другом. Для
этого требуется произвести анализ понятия, а затем — синтез, т.е. мысленно
объединить части и отдельные признаки в целое.

Логопедам и педагогам необходимо самим
уметь четко выделять обобщенные существенные признаки, помогать детям видеть
их. Зачастую взрослые сами не могут четко назвать их, поэтому и дети обычно
только называют само понятие. Довольно часто к понятию «животные» дети не
относят насекомых. На вопрос: «Что такое мебель?» отвечают: «Мебель — это стол,
стул…» Иными словами, они сразу конкретизируют, а не раскрывают понятие на
основе существенных признаков. Нередко, вводя новую лексическую тему, логопед
подходит к ней изолированно от других, начиная с видового, а не родового
понятия.

Еще одна распространенная ошибка —
использование наглядного материала, в котором род и вид представлены в отрыве
от среды обитания (овощи без огорода, фрукты без сада и т.д.). Это приводит к
тому, что дети заучивают понятия без их осмысления.

Однако, организуя
детскую деятельность и осуществляя ознакомление с окружающим, педагоги не
всегда используют в полной мере все имеющиеся возможности для обогащения
словаря родовидовыми  понятиями в  непосредственной образовательной деятельности
детей. Задачи словарной работы, как бы являются второстепенными для педагога (в
лучшем случае словарь детей обогащается словами-существительными), идет простое
обговаривание увиденного. Для того чтобы избежать подобных ошибок, необходимо
чаще включать в систему работы по развитию детского словаря методы
непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря
родовидовыми  понятиями в  непосредственной образовательной деятельности
(рассматривание и обследование предметов, наблюдения, осмотры, целевые прогулки
и экскурсии), а также методы опосредованного ознакомления с окружающим.

Цель
работы: осветить особенности обогащения словаря родовидовыми  понятиями в 
непосредственной образовательной деятельности детьми дошкольного
возраста. Раскрыть проблему формирования словаря у детей как количественное
накопление слов и качественное освоение значения слов на основе развития
представлений и мышления.

Объект
исследования – словарь детей дошкольного возраста.

Предмет
исследования – процесс обогащения словаря родовидовыми  понятиями в 
непосредственной образовательной деятельности детей дошкольного возраст.

В
соответствии с целью, объектом, предметом исследования определены следующие
задачи:

1.
Теоретически обосновать проблему исследования.

2.
Охарактеризовать влияние игровой деятельности на развитие активного словаря
детей 3.
Охарактеризовать использование игровой деятельности в процессе обогащения
словаря родовидовыми  понятиями в  непосредственной образовательной деятельности
детей Методы исследования: теоретические (анализ лингвистической, психолого – педагогической
литературы. Изучение,
анализ и обобщение педагогического опыта работы.

Структура
работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Данная работа
посвящена проблеме обогащения словаря родовидовыми  понятиями в 
непосредственной образовательной деятельности детей дошкольного
возраста.

В теоретической
части изучены особенности обогащения словаря родовидовыми  понятиями в 
непосредственной образовательной деятельности детей дошкольного
возраста.

Я.А. Коменский в книге «Мир чувственных вещей в
картинках» упоминал о важности дошкольного периода в развитии детской речи и
формирования словаря. По его мнению необходимо обучать детей родному языку в
процессе ознакомления с окружающим миром. В детстве изучение языка должно
проходить параллельно с изучением вещей; наблюдений за каждым объектом, который
познает ребенок, необходимо закреплять соответствующие слова – наименования,
показывать детям, что называется, называть все, что показывается [25]

Был сделан вывод,
что работа по развитию словаря детей в дошкольном образовательном учреждении
строится с учетом возрастных особенностей обогащения словаря родовидовыми  понятиями в 
непосредственной образовательной деятельности детей каждой возрастной
группы и приоритет­ных линий развития разных сторон детской речи на конкретном
возрастном этапе.

Образовательный процесс — это целенаправленное взаимодействие
педагога и ребенка по обучению, воспитанию и развитию личности посредством
организованных процессов.

Многие годы психологи изучали мотивы, а также психологию
детей. В процессе анализа полученных данных проведенных многочисленных
исследований были обнаружены социальные мотивы для получения образования,
которые порождаются самой учебой.

Для того чтобы ребенок начал хорошо учиться недостаточно
просто говорить об этом. Необходимо изложить доказательства и достоверные факты
таким образом, чтобы ребенок захотел получать образование. Вследствие этого
воспитатель должен исследовать характеристики мотивации необходимые для ее
создания в глазах детей.
Теперь можно рассмотреть­ строение мотивационной
деятельности у детей, которая способна побуждать их к учебной активности. Любая
деятельность должна начинаться с потребности.

В период дошкольного детства происходит интенсивное формирование
мыслительных способностей детей – начальных форм абстракции, обобщения, простых
форм умозаключения и т.д., во многих исследованиях высказывается мнение, что
именно в этом возрасте должен быть заложен фундамент ряда важных представлений
и понятий. Необходимо учитывать эту особенность и уделять развитию речи как
можно больше времени. Именно данный возраст  
наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой речи, для
пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Своевременное развитие
активной речи обеспечивает полноценное развитие ребенка.

 

Фрагмент текста работы:

 

Раздел 1.Теоретические аспекты обогащения словаря
дошкольников

1.1 Развитие
словаря детей дошкольного возраста В современной
методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая
деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного
языка. Так, развитием словаря Ю. Руденко понимает длительный процесс
количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и
формирование умения использовать их в конкретных условиях общения. [2]

Я.А. Коменский в
книге «Мир чувственных вещей в картинках» упоминал о важности дошкольного
периода в развитии детской речи и формирования словаря. По его мнению
необходимо обучать детей родному языку в процессе ознакомления с окружающим
миром. В детстве изучение языка должно проходить параллельно с изучением вещей;
наблюдений за каждым объектом, который познает ребенок, необходимо закреплять
соответствующие слова – наименования, показывать детям, что называется,
называть все, что показывается.

Об одной из общих задач обогащения словаря
родовидовыми  понятиями в  непосредственной образовательной деятельности
детей Е. И. Тихеева писала так: «…главнейшим образом надо заботиться о том,
чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании
детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному
мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей,
представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего
этого язык утрачивает свою цену и значение»  [3, с.45].

Дети овладевают родным языком, его
словарным составом в процессе непосредственного общения с взрослыми путем
подражания (Н.И. Красногорский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев и другие). Опора на
чувственное восприятие окружающей действительности и связь его со словом –
главное условие усвоения последнего. Основным и решающим в речевом развитии
ребенка является не само по себе овладение обозначающей функцией слова, а
приобретение возможности вступать в общение с окружающими. Слово становится
средством совершенствования мыслительной деятельности ребенка (Л.С. Рубинштейн,
Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, А.А. Люблинская и другие). Это
совершенствование связано с усвоением значений слов, поскольку в общении с
взрослыми по поводу предметов и явлений слово выступает перед ребенком прежде
всего со стороны своего лексического значения (Д.Б. Эльконин,). Значение слов,
употребляемых детьми, постоянно расширяется и углубляется (Л.С. Выготский, Н.А.
Менчинская, А.Р. Лурия и другие).

Освоить новое слово – значит свободно и
правильно пользоваться им в речи. От понимания нового слова до его запоминания
– целый этап, который можно назвать этапом закрепления или усвоения.
Количественный рост словаря указывает Д.Б. Эльконин, находится в прямой
зависимости от речевого окружения и от условий жизни.

В период дошкольного детства происходит
интенсивное формирование мыслительных способностей детей – начальных форм
абстракции, обобщения, простых форм умозаключения и т.д., во многих
исследованиях высказывается мнение, что именно в этом возрасте должен быть
заложен фундамент ряда важных представлений и понятий. [3, с.56]

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы