Курсовая теория на тему Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы 6
1.1. Теоретический анализ понятия «обогащение словаря» у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Художественная литература как средство воспитания в дошкольной образовательной организации детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Особенности организации работы с художественной литературы как средством обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста 20
Выводы по 1 главе: 26
Глава 2. Обобщение опыта работы ДОО по применению художественной литературы как средства обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста 28
Выводы по 2 главе: 34
Заключение 35
Список литературы 37
Приложение 1. Конспекты занятий по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы 41
Введение:
В Федеральный государственном образовательном стандарте до-школьного образования (ФГОС ДО) утверждается: «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря… знакомство с книжной культурой, детской литерату-рой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпо-сылки обучения грамоте» [31]. Именно период дошкольного детства явля-ется сенситивным к усвоению речи. В дошкольном возрасте ребенок очень активно овладевает необходимым для него запасом слов, умением словес-но выражать свою мысль обо всем, что его окружает, что входит в круг его нужд и интересов. Если в этот возрастной период не будет сформиро-ван определенный запас слов, то на более поздних этапах развития ребен-ка достичь этого будет сложно.
Проблема обогащения словаря дошкольников в настоящее время особенно актуальна, поскольку речевая патология среди современных де-тей очень распространенное явление, требующее внимания со стороны ис-следователей. Ее игнорирование, отсутствие эффективности используемых методов, средств воздействия приведет к дальнейшим проблемам в про-цессе обучения детей в школе. В этой связи, одной из основных задач по словарной работе с детьми является обогащение словарного запаса – упо-требление ребенком, понимание им новых слов, которые ранее были ему вовсе неизвестны, или понимание новых значений слов.
Проблема развития детского словаря привлекала к себе внимание многих исследователей отечественной педагогики и психологии. Большой вклад в изучение вопроса развития речи и обогащения словаря дошколь-ников внесли выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты: Л.С. Выгот-ский, К.Д. Ушинский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Е.А. Флерина, А.М. Бородич, В.В. Гербова, О.С. Ушакова и другие.
Современная методическая наука, ученые-исследователи в области дошкольной педагогики находятся в поиске эффективных путей обогаще-ния словаря. Одним из эффективных средств может выступать художе-ственная литература. Сама художественная литература призывает и помо-гает воспитывать в детях любовь, интерес к художественным словам. Большинство отечественных педагогов, а также психологов, таких как: А. М. Виноградова, Р. И. Жуковская, Н. С. Карпинская, В. Г. Нечаева, Л. А. Пеньевская, Е. И. Тихеева, Е. А. Флёрина и другие доказали, что примене-ние специфичной детской художественной литературы позволяет не только развивать у детей умственные способности, но и их речевые качества.
Нормативные документы не предъявляют требований к объему слов, которым необходимо владеть ребенку, но его должно быть достаточно для успешного общения со сверстниками и взрослыми, понимания, прочитан-ного в соответствующей возрасту литературе, увиденного по телевизору и т. д.
Таким образом, в качестве специального вопроса для исследования мы избрали тему «Обогащение словаря детей старшего дошкольного воз-раста средствами художественной литературы».
Цель данной работы: теоретическое обоснование особенностей ор-ганизации работы с художественной литературы как средства обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации данной цели были сформулированы следующие задачи:
1) Представить теоретический анализ понятия обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста;
2) Рассмотреть художественную литературу как средство воспитания в дошкольной образовательной организации детей старшего дошкольного возраста;
3) Выявить особенности применения художественной литературы как средства обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста;
4) Обобщить опыт работы ДОО по организации работы с художе-ственной литературы как средства обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: обогащение словаря детей старшего до-школьного возраста
Предмет исследования: особенности организации работы с художе-ственной литературы для обогащения словаря детей старшего дошкольно-го возраста
Методы: теоретический анализ литературы и обобщение опыта.
Заключение:
Заключение
Проведённое исследование не является полностью законченным. Оно открывает новые перспективы: предметом последующего педагогического поиска является — уточнение видов, жанров художественной литературы, наиболее способствующих обогащению словаря детей старшего дошколь-ного возраста; эффективных приёмов, с помощью которых возможно обо-гащения словаря дошкольников.
В современных условиях функционирования и развития системы народного образования стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершен-ствование всех звеньев системы народного образования, повышение каче-ства профессиональной подготовки учителей.
Среди задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное ме-сто занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных пока-зателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.
Художественная литература является мощным, действенным сред-ством интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Вы-полнение главной задачи — приобщение детей к книге, начинается с созда-ния и знакомства детей с книжным уголком. Постоянный книжный фонд уголка составляют программные и любимые произведения детей.
Все виды чтения по-своему интересны и хороши. Каждая несет в себе неповторимые моменты, которые накладывают свой отпечаток на воспита-ние ребенка как личности, помогают сделать процесс общения с ребенком более продуктивным. Поэтому в произведении используются разные жан-ры художественной литературы: сказки, стихи, рассказы, потешки.
Словарный запас является одним из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием психического развития, так как содержание исторического опыта, приобретаемого ре-бенком в онтогенезе, обобщается и отражается в речевой форме и, прежде всего, в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержатель-ной стороны мышления. При этом происходит развитие операциональной стороны мышления, так как овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза и обобщения. Бедность словаря ме-шает полноценному общению и, следовательно, общему развитию ребен-ка. Богатство словарного запаса является признаком хорошо развитой ре-чи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словарного запаса является одним из важнейших факторов под-готовки к школьному обучению.
Чтение художественной литературы раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают использовать это богатство в повседневном речевом общении и в самостоятельном творчестве.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретическое обоснование обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литера-туры
1.1. Теоретический анализ понятия «обогащение словаря» у детей старшего дошкольного возраста
Имеющиеся в научной литературе данные указывают на то, что до-школьный возраст является сенситивным периодом для развития речевой деятельности ребенка. Речевая деятельность является средством общения, налаживания контактов, постижения нового. В качестве показателя ум-ственного и речевого развития детей дошкольного возраста речевая дея-тельность являет богатство его словарного запаса, умение точно и логично выражать мысли. Словарь детей дошкольного возраста, как правило, бе-ден и недостаточен для выражения всех переживаемых ими чувств и эмо-ций, описания происходящих процессов и явлений.
Одной из важнейших задач в области речевого развития в дошколь-ной организации является установление тенденции по проведению словар-ной работы и управлению процессом обогащения словаря детей дошколь-ного возраста. Незнание ключевых характеристик речевой деятельности, особенностей овладения родным языком девчонками и мальчишками при-водит к отсутствию четких критериев оценки реального уровня их речево-го развития, невозможности качественной оптимизации речи детей. Это является причиной возникновения не только различных проблем в форми-ровании собственно речевой деятельности дошкольников, но и мешает полноценному личностному развитию детей разного пола. Большое значе-ние в системе обогащения словаря имеет работа над словом (его сущность, уместность и точность употребления, образование синонимических и анто-нимических связей, сочетание с другими словами). Это обусловливает зна-чимость изучения особенностей речи в рамках дошкольного детства.
А.Г. Арушанова отмечает, что шестой и седьмой год жизни — этап овладения способами грамматически правильного построения разверну-тых