Курсовая теория Педагогика/Психология Дошкольная педагогика

Курсовая теория на тему Обогащение нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством образовательных ситуаций

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава I. Теоретические основы формирования нравственных представлений у дошкольников 5
1.1 Задачи нравственного воспитания дошкольников 5
1.2 Формирование нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста 14
1.3 Психолого-педагогические условия формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством образовательных ситуаций 21
Выводы по 1 главе: 35
Заключение 36
Список литературы: 39

 

  

Введение:

 

Актуальность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о бу-дущем России, о ее молодежи. В настоящее время происходит смещение нравственных ориентиров.
Многие исследования российского современного социума указывают на наличие в нем таких негативных показателей, как: духовная дезинтегра-ция, девальвация системы ценностей людей старшего возраста и отсутствие четких ориентиров в жизни у молодежи. В таких условиях нация может оказаться на пути деградации и демографической дегенерации. Именно поэтому была озвучена мысль о необходимости возрождения нравствен-ной духовности и национального самосознания. Эти идеи были активно поддержаны педагогическим сообществом.
Важным фактором, который обеспечивает как социальную, так и культурную модернизацию современного российского общества, считается детский сад. И это правильно, поскольку именно в дошкольные годы ребе-нок получает опыт гражданской деятельности, знакомится с российским и мировым культурным достоянием, совершенствуется духовно.
В работе над созданием подобной подпрограммы рекомендуется пользоваться Концепцией духовно-нравственного воспитания российских дошкольников. Содержание этого документа согласуется с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании». Главная цель концепции — раскрыть принципы и пути воспитания высоконравственной личности путем форми-рования у нее основных ценностей, духовных ориентиров и убеждений. Согласно концепции, деятельность школы должна быть направлена на формирование сознательного гражданина и воспитание патриота.
ФГОС перед ДОУ ставит задачу подготовки ответственного гражда-нина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Реше-ние этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности дошкольника, личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.
Проблемой нашего исследования является выявление и проверка ме-тодов и приёмов, позволяющих сформировать социально — психологиче-ские представления детей о нравственных представлениях.
Объект исследования: методы и приёмы формирования представле-ний детей о нравственном идеале.
Предмет исследования: Обогащение нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством образовательных си-туаций.
Цель исследования: провести теоретический анализ проблемы ста-новления нравственных представлений дошкольников.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследова-ния определены следующие задачи:
1. Проанализировать состояние изученности проблемы нравственных представлений дошкольников в теории и практике обучения.
2. Выявить психологические и возрастные особенности у де-тей дошкольного возраста.
3. Определить основные показатели нравственных пред-ставлений.
Методологическую основу исследования составили современные фи-лософские, общенаучные концепции в сфере культуры и образования; ис-торико-педагогические и общепедагогические теории; характеристики и оценки рассматриваемого периода в исторической, историко-педагогической литературе и периодике; методологический опыт исследо-вания генезиса научных проблем.
Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.Ф. Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственных представлений, указываются спо-собы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нрав-ственных представлений.
Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки будущих педагогов к нравственному воспитанию дошкольников (М.М. Гей, А.А. Горонидзе, А.А. Калюжный, Т.Ф. Лысенко и др.)
Методы исследования:
— теоретический анализ педагогической и исторической литературы, диссертационных исследований по изучаемой проблеме.
Научная новизна исследования заключается в попытке проанализи-ровать представления детей о нравственном идеале с учетом современных реалий.
Теоретическая значимость исследования работы усматривается в проблематизации ряда вопросов историко-педагогического, методологи-ческого, дидактического, технологического плана, а также особенности взаимосвязи и взаимовлияния педагогической теории и передового педаго-гического опыта.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материа-лы работы могут быть использованы воспитателями в обучении дошколь-ников студентами педагогических вузов во время педагогической практи-ки, воспитателями, родителями обучающихся.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В курсовой работе раскрывается содержание понятий «нравственное воспитание» и «нравственные представления», выделяются компоненты духовно- нравственного воспитания и их дальнейшее развитие в дошколь-ных заведениях, определяются типовые особенности понимания детьми дошкольного возраста содержания моральных поступков, а также связан-ных с ними различных представлений, под действием наглядного поведе-ния окружающих.
Формирование нравственных представлений личности является важ-ной целью и необходимым условием развития русского государства. Именно поэтому решение этой проблемы является приоритетной задачей современного воспитания, построенного на аксиологических принципах гуманизма и демократизма, ориентированного на национальные и обще-человеческие ценности и культурные традиции.
Духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения – сложный, многогранный процесс, основой которого является привитие учащимся гуманистических качеств, системы мировоззренческих коорди-нат, высших целей и культуры поведения.
Процесс нравственного воспитания детей предусматривает обновле-ние жизни и помыслов воспитанников высшими смыслами в их отношении к национальной и мировой духовной наследия, истории, традиций, обыча-ев, обрядов, языка, культуры, веры, поисков идеала и смысла жизни лю-дей.
Большую роль в нравственном воспитании дошкольников играет привлечение детей к образовательной деятельности по интересам, цель ко-торых – предоставить каждому воспитаннику возможность реализовать свой природный потенциал, самоутвердиться. Педагоги опираются на по-ложительные черты воспитанников, верят в их силы, учитывают интересы и потребности в творческой самореализации личности, что способствует духовно – нравственному развитию.
Конечно, учебное заведение не может оградить ребенка от негатив-ного влияния среды, но в состоянии заполнить ее свободное время, предо-ставить возможность самореализоваться и самовыразиться через связь с традиционной народной культурой, духовным наследием народа.
Целесообразный организованный учебно – воспитательный педаго-гический процесс способствует формированию духовно и нравственно бо-гатой личности, усвоению ею системы морально – этических норм, разви-тия детской инициативы, влияет на развитие чувств, воли, характера и вы-сокой морали. Рассматривая специфику образовательной деятельности, следует подчеркнуть, что процессу воспитания также свойственны опреде-ленные проблемы, решение которых на том или ином этапе становится прерогативой общества. На этом этапе развития российского общества воспитание имеет такие проблемы, решение которых требует первооче-редных усилий не только со стороны садика, но и государства, общества, семьи, общественности:
— развитие нравственного самосознания детей;
— реализация принципа гуманизма;
— формирование образа «Я» как системы личностных ценностей;
— нравственное воспитание детей на основе образования;
— сочетание образования, науки, культуры и религии;
— нравственное воспитание ребенка в семье;
— формирование духовности и нравственности как базовых характе-ристик личности;
— пропаганда здорового образа жизни;
— создание наилучших условий для самопознания, саморазвития, са-мореализации.
Таким образом, определяется еще одна важная составляющая про-цесса формирования нравственных качеств, а именно: деятельность уча-щихся при освоении нравственных знаний с целью расширения опыта мо-рального поведения.
Согласно результатам, анализа психолого-педагогических работ определена структура нравственной воспитанности у старших дошкольни-ков, в которой выделены три компонента — интеллектуальный (содержа-тельный), эмоциональный (мотивационный), поведенческий (действенный). Ее формирование возможно на основе поэтапного становления соответ-ствующих компонентов нравственного воспитания: осознанное усвоение знаний о нормах морали, стимулирования и закрепления положительного отношения к их соблюдению, организация опыта нравственного поведе-ния.
Проанализированы взгляды ученых к нравственного воспитания старших дошкольников с позиции нового понимания учебно-воспитательного процесса подтверждают необходимость переосмысления процесса нравственного воспитания, поиска новых подходов к его органи-зации в условиях коренной реконструкции украинского общества.
Анализ научных источников позволил также выявить некоторые особенности нравственного воспитания старших дошкольников, убедиться, что этот возраст является сенситивным для нравственного воспитания, по-скольку в этот период закладывается основа мировосприятия, активно формируется нравственная сфера, интериоризуются моральные ценности, осознается необходимость моральных качеств.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Теоретические основы формирования нравственных пред-ставлений у дошкольников
1.1 Задачи нравственного воспитания дошкольников

Воспитание — течение целеустремленного развития личности, это со-знательно созданное, координирующее и регулируемое согласование вос-питателей и воспитанников, окончательной своей целью ставящее развитие личности, необходимой и полезной обществу.
Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлющее. Оно пронизы-вает все стороны жизнедеятельности человека.
Нравственное воспитание — основной стержень общей системы все-стороннего развития личности. Нравственное воспитание тесно связано с физическим, эстетическим, трудовым и умственным воспитанием.
Развитие свободной, гуманной и ответственной личности непосред-ственно связано с системой ее морально — духовных ценностей. Ведь ду-ховность, так или иначе предполагает выход за пределы эгоистических ин-тересов, личной пользы и сосредоточенности на нравственно — духовной культуре человечества. Цели и намерения духовно и морально зрелой личности укоренены в системе сверх индивидуальных ценностей, благо-даря чему они выполняют функцию высшего критерия ориентирования в мире и опорное для самоопределения личности.
Нравственно – духовное развитие личности будет успешным, если ее общая установка вступиться за другого, переживать все прочее, в частно-сти то, что может привести к появлению высокомерия, надменности.
В настоящее время нет общепризнанного четкого, логически струк-турированного представления о необходимой системе личностных качеств дошкольника, которые следует проектировать, формировать и по уровню развития которых определять воспитательный эффект. В то же время очень мало теоретических и экспериментальных разработок, посвященных проблемам нравственности (И.Д. Бех, Н.Й. Боришевский, Т.С. Кириленко, С.Д. Максименко, П. Москалец, Н.В. Савчин, Т.М. Титаренко и др.). Мо-ральное развитие дошкольника тесно связан с уровнем его когнитивного развития. В возрасте 5-7 лет ребенок в состоянии самостоятельно усваи-вать, признавать, разделять моральные требования общества (Л.И. Божо-вич, Л. Кольберг, А.В. Скрипченко и др.). Дошкольный возраст является сенситивным в отношении усвоения моральных норм и становления само-регуляции (Л.С. Сапожникова, С.Г. Якобсон и др.). У учащихся началь-ных классов уже имеющиеся психофизиологические предпосылки для формирования произвольного поведения на основе моральных требова-ний, а следовательно, и способность сдерживать импульсивные поступки, проявлять самостоятельность, контролировать свои действия (И.Д. Бех, И.С. Карпенко, А.М. Кормило, А.В. Скрипченко и др.).
Разнообразные персонологические теории по-разному определяли суть, происхождение и развитие нравственности личности. В частности, в психодинамических концепциях глубинно-психологического направления (Из. и А. Фройди, К. Юнг, А. Адлер и др.) были выделены такие единицы нравственности индивида, как инстанция Супер-эго, архетипы коллектив-ного бессознательного, чувства общности и тому подобное. Когнитивно-бихевиористические теории, например, Г. Айзенка, теории социального на учения А. Бандуры, Г. Уолтерса и других акцентировали роль приучение методами поощрений и наказаний, а также акцент на значении подражания и идентификации с моделью должного поведения [3]. С генетико-когнитивных позиций трактуется становления нравственности и ее психо-логических предпосылок. Пиаже и Л. Колберг Первый обнаружил три стадии морального мышления детей – моральный реализм, мораль коопе-рации и мораль равенства. Второй конкретизировал эти стадии, выделив доконвенционный, конвенционный и постконвенционный уровень мораль-ного развития, каждый из которых состоит из двух стадий. Близкий к этим концептуальным основам исследования М. Холмогоровой устанавливает объект-субъектные преобразования в структуре индивидуальной нрав-ственности на уровнях: элементарной нравственности, уровне самолюбия и совести. Можно выделить следующие предпосылки нравственного разви-тия старших дошкольников, а именно: процесс становления сознания, в частности, ее высшего уровня – самосознания, появление качественно но-вых образований возраста, уровни развития когнитивной, афективно-мотивационной и поведенческо-волевой сфер. Эти предпосылки связаны с усилением специфических субъектных способностей детей к адекватному восприятию моральных норм, принципов и ценностей, произвольного принятия самостоятельных решений; критического отношения к себе и окружающим, соблюдение и выполнение взятых обязанностей и правил поведения [18,c.90].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы