Курсовая теория на тему Обобщения опыта реализации ООП (основных образовательных программ)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава
1. Теоретические аспекты исследования реализации ООП.. 5
1.1.
Понятие и основные положения ООП.. 5
1.2.
Анализ результатов реализации ООП.. 9
Вывод
по 1 главе: 14
Глава
2. Анализ опыта реализации ООП (основных образовательных программ) 15
2.1.
Управление процессом реализации основной образовательной программы начального
общего образования в условиях введения новых федеральных государственных
образовательных стандартов. 15
2.2.Мониторинг
сформированности универсальных учебных действий
учащихся (ФГОС начального общего образования) 24
Выводы
по 2 главе. 32
Заключение. 32
Список
использованных источников и литературы.. 36
Приложение. 40
Введение:
Актуальные задачи, поставленные сегодня
перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение
образовательных стандартов. Большое значение приобретают социальные эффекты,
обусловленные функционированием системы образования — эффекты формирования
гражданской активности и консолидации общества, снижения
социально-психологической напряженности между различными группами населения и
достижения социального равенства отдельных личностей с разными стартовыми
возможностями». В основу стандартов положен новый тип взаимоотношений между
личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере
реализует права человека и гражданина.
Этот тип взаимоотношений основан на
принципе взаимного согласия всех сторон в формировании и реализации политики в
области образования, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами
взаимных обязательств (договоренностей), их солидарной ответственности за
результат образования. Школьное образование обеспечивает переход от дошкольного
детства, семейного воспитания к осознанному выбору последующей профессиональной
деятельности, реальной самостоятельной жизни. Уже в школе дети должны получить
возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном
конкурентном мире.
Этой задаче должны соответствовать обновленные
образовательные стандарты, включающие три группы требований: требования к
структуре образовательных программ, требования к условиям реализации
образовательных программ и требования к результатам их освоения. Требования к
результатам должны включать не только знания, но и умения их применять. В число
таких требований должны войти компетентности, связанные с идеей опережающего
развития, все то, что понадобится школьникам и в дальнейшем образовании, и в
будущей взрослой жизни. Результаты образования должны быть сформулированы
отдельно для начальной, основной и старшей школы, учитывать специфику
возрастного развития школьников. Достижение таких результатов в практике школы
должно основываться на передовых достижениях отечественной
психолого-педагогической науки.
Школьное обучение должно быть построено
так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей,
умело реагировать на разные жизненные ситуации.
В условиях решения этих стратегических
задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность
творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать
профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти
навыки формируются с детства.
Целью работы является обобщения опыта
реализации ООП (основных образовательных программ).
Объект исследования: ООП (основные
образовательные программы).
Предмет исследования: обобщения опыта
реализации ООП (основных образовательных программ).
Задачи:
1. Проанализировать основные понятия и
положения ООП.
2. Рассмотреть результаты реализации ООП.
3. Провести анализ опыта реализации ООП
(основных образовательных программ).
Методы: анализ литературы по теме
исследования.
Структура работы: работа состоит из
введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
Прогрессивная идея стандарта —
предоставить общеобразовательной организации свободу в определении содержания
обучения — вызывает постоянные вопросы и множество критических замечаний в
адрес государственного документа. Действительно, с учетом снижения в последние
десятилетия качества подготовки учительских кадров к профессиональной
деятельности существуют определенные риски при самостоятельном конструировании
содержания школьного образования. Например, многие педагоги не осознают
прогрессивные идеи построения современного государственного стандарта, не
принимают приоритетные цели и требования к освоению основной образовательной
программы, продолжают организовывать учебный процесс в рамках традиционного
«знаниевого» подхода, что негативно влияет на становление учебно-познавательной
деятельности школьников [2; 4; 6]. В зоне риска находится решение проблемы
«натаскивания» обучающихся на итоговую аттестацию, увеличение разного вида
контроля в текущем процессе обучения за счет снижения самого акта обучения:
значительно уменьшилась доля объяснения нового материала, мало используется
учебный диалог для обсуждения и коллективного составления алгоритма решения
учебной задачи. Сохраняется риск составления образовательной (ПООП НОО и ПООП
ООО) без учета конкретных условий жизни школы.
По нашему мнению, в мониторинге
личностных результатов целесообразно перейти на модель преемственности:
начальное общее образование — формирование понятий и информации, основное общее
образование — ценностное отношение, среднее общее образование — опыт социального
действия. С аннотированным списком «рабочих диагностик» для изучения личностных
характеристик и уровня воспитанности школьника с учётом возрастных особенностей
можно ознакомиться в публикации «Организация внеурочной деятельности
обучающихся: нормативно-правовые, методические и технологические аспекты» [7,
с. 120-128].
4. Серьезной управленческой проблемой
станет оформление локальных актов образовательного учреждения: в настоящее
время имеются очевидные противоречия в нормативно-правовых документах и актах
информационно-разъяснительного характера, касающихся вопросов разработки и
внедрения школьных рабочих программ воспитания.
В частности, статья 1 Федерального
закона от 31 июля 2020 года № 304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон
"Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания
обучающихся» указывает на то, что все общеобразовательные организации должны
разработать рабочие программы воспитания и календарные планы воспитательной
работы с включением их в основные образовательные программы.
Приказом Министерства просвещения
России от 11 декабря 2020 года № 712 «О внесении изменений в некоторые
федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по
вопросам воспитания обучающихся» (в редакции, введенной в действие с 8 января
2021 года) установлено: содержательный раздел основных образовательных программ
на каждом уровне образования должен включать, в том числе рабочую программу
воспитания, а организационный раздел — календарный план воспитательной работы.
Дополнительно, в письме Министерства
просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере
образования и науки от 18 декабря 2020 года №СК-578/08, № 01-350/13-01 «О
снижении документаци-онной нагрузки учителей» в рекомендуемом перечне документов,
разрабатываемых в соответствии с федеральными государственными образовательными
стандартами общего образования, образовательной организацией, реализующей
основные образовательные программы начального общего, основного общего и сред-
него общего образования (ООП НОО, ООП
ООО, ООП СОО), указывается на то, что «основная образовательная программа для
каждого из уровней общего образования должна включать рабочую программу
воспитания… и календарный план воспитательной работы».
Рособрнадзор в «Информации» от 4
февраля 2021 года прокомментировал изменения в федеральных государственных
образовательных стандартах общего образования, в том числе в части изменения
структуры ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО, в связи с включением в их состав рабочих
программ воспитания и календарных планов воспитательной работы.
В этих условиях в российских регионах
повышение квалификации руководящих и педагогических работников проводилось с
учётом положений приказа Министерства просвещения России от 11 декабря 2020
года № 712, письма Министерства просвещения России и Рособр-надзора от 4
февраля 2021 года, «Информации» Рособрнадзора от 4 февраля 2021 года.
Однако в письме Министерства
просвещения России № СК-114/06, Рособрнадзора № 01-115/08-01 от 26 апреля 2021
года «О направлении разъяснений» общеобразовательным организациям рекомендуется
разрабатывать одну, единую для всех уровней общего образования рабочую
программу воспитания, которая будет включаться в качестве общего раздела в
основные образовательные программы начального общего, основного общего и
среднего общего образования. Конкретизация воспитательной работы по уровням
образования может осуществляться лишь в календарных планах воспитательной
работы, прилагаемых к рабочей программе воспитания».
Разъяснения, представленные в письме
Министерства просвещения России № СК-114/06 и Рособрнадзора № 01-115/08-01 от
26 апреля 2021 года, вызвали серьезную обеспокоенность педагогического
сообщества. Тем более что основанием для подобного разъяснения послужили, как
следует из письма, методические рекомендации разработчиков примерной программы
воспитания.
Очевидное противоречие: каким образом
в основные образовательные программы начального общего, основного общего и
среднего общего образования, имеющие разные сроки освоения (ООП НОО — 4 года;
ООП ООО — 5 лет; ООП СОО — 2 года), «положить» рабочую про-
грамму воспитания, которая должна
быть единой для трех уровней образования? Более того, общего раздела, куда
рекомендуется включить единую для трёх уровней рабочую программу воспитания, в
основных образовательных программах нет. И самое важное: в связи с этими
рекомендациями не внесены изменения в приказ Министерства просвещения России от
11 декабря 2020 года № 712.
В этом контексте весьма ценной
представляется рекомендация А. А. Лубского: «Примерная программа — это не
научное исследование, не публицистическая статья, не методическая рекомендация.
Это — официальный документ, обсуждаемый, одобряемый и принимаемый на достаточно
высоком уровне (Министерство просвещения РФ, Федеральный учебно-методический
совет). А из этого следует, что текст примерной программы воспитания должен
соответствовать терминологии и положениям нормативных актов и, прежде всего,
терминологии и положениям Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» [2, с. 12].
В сложившейся противоречивой ситуации
считаем целесообразным и педагогически оправданным рекомендовать
общеобразовательным организациям Московской области включать в ООП НОО, ООП
ООО, ООП СОО рабочие программы воспитания, составленные на основе единой рабочей
программы воспитания с учётом возрастных особенностей обучающихся, специфики
организации воспитательной деятельности на каждом уровне образования и сроков
освоения ООП.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты исследования реализации
ООП
1.1. Понятие и основные положения ООП ООП – нормативно-управленческий документ,
характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, цели,
задачи и направления обучения, воспитания, развития учащихся и особенности
организации кадрового и методического обеспечения образовательного процесса и
инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, критерии
эффективности деятельности, планируемые конечные результаты.
ООП – это модель деятельности,
направленная на решение проблем .
Назначение программы как документа, являющегося инструментом
стратегического направления, состоит в том, что она должна решать следующие
взаимосвязанные задачи:
1. Выявить и зафиксировать достигнутый
уровень как педагогической системы,
актуальные проблемы дальнейшего развития образовательного учреждения.
2. Построить и описать проект образа
желаемого будущего состояния школы как целостной системы.
3. Определить стратегию действия по
реализации проекта.
4. Сформировать план реализации действий,
необходимых и достаточных для перевода школы из сегодняшнего состояния в
желаемое.
Современный период развития России четко
обозначил необходимость обновления основных приоритетов в области образования в
соответствии с мировыми тенденциями. Ведущий из приоритетов « качество
образования» нашел свое выражение в национальной доктрине российского
образования. Это обстоятельство продиктовано наличием основного противоречия
между современными требованиями к качеству образованияи ограниченностью его
условий и содержания со стороны образовательных учреждений.
В условиях модернизации российского
образования, предусматривающей значительные изменения в содержании и структуре
образовательной деятельности школы, Программа развитиястановится необходимым
способом достижения нового качества образования, предусмотренного основными
нормативно-правовыми документами.
В рамках деятельности школы предполагается
создание модели «Школы успеха», направленной на формирование и развитие
индивидуальности каждого ребенка в его культурном, духовно-нравственном,
интеллектуальном, социальном проявлении.
Потребность обновления и изменения
образовательной системы школы обосновывается:
— переоценкой духовно-нравственных и
социальных ценностей современным школьником;
— движением общества к новому состоянию;
— небывалым расширением информационной
среды, возможностью получать информацию самостоятельно [17].
Школа обязана помочь обучающимся в
удовлетворении своих образовательных потребностей, сформировать личность,
умеющую рационально мыслить, руководствоваться в жизни общечеловеческими
моральными и этическими ценностями.
Концепция Программы развития исходит из
того, что обучающийся является полноценным субъектом учебно-воспитательного
процесса, он живет в том микросоциуме, которым является школа, поэтому главная
задача педагогического коллектива состоит не только в совершенствовании
учебно-воспитательной, научно-методической, организационно-управленческой сфер
деятельности школы, но, прежде всего, — в организации полноценной, продуманной
в деталях жизнедеятельности своих воспитанников.